Пикабиа, Франсис (1879-1953) полн. имя Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре – французский художник-авангардист, график и писатель-публицист, один из лидеров дадаистов и сюрреалистов. Завоевал известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам. Отличался общительным характером и крайне изменчивым, холерическим темпераментом. В течение жизни множество раз менял свой творческий стиль, а также эстетические пристрастия. Определяющее влияние на развитие личности и творчества П. оказало его знакомство в 1910 году с Марселем Дюшаном. Одним из наивысших достижений П. является, как ни странно, не живопись, а балет и кинофильм “Relache” («Антракт» или «Спектакль отменяется»), сдозданный совместно с композитором-авангардистом Эриком Сати и начинающим кинорежиссером Рене Клером. П. выступил как художник-постановщик, проектировщик костюмов, автор либретто балета и сценария киноленты, актер (сыгравший две роли в фильме) и выдающийся организатор процесса театрального производства. П. задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и кино. ”Relache” включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую – в перерыве (Антракт). Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, спектакль отменили. Публика была искренне возмущена выходкой. Многие утверждали, что никакого балета “Relache” не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Однако, «Отмена спектакля» все-таки состоялась неделей позже, 4 декабря 1924 года. Войну с Германией П. пережил в нейтральной Швейцарии. После окончания немецкой оккупации, он вернулся в Париж, где довольно тесно общался с экзистенциалистами. Именно они впоследствии заново открыли его поэтические сочинения и статьи по теории искусства 1910-х годов, на время забытые.
Пиль, Гарри (1892-1963) наст. имя Губерт Август Пиль – немецкий режиссер, сценарист, актер и продюсер, на счету которого более 150 фильмов. Его кинокарьера началась в 1912 году и завершилась в 1953-м. Основав в Берлине издательскую контору, П. дебютировал в кино в 1912 году в качестве режиссера, сценариста и продюсера («Черная кровь») и вскоре завоевал почетное место в мире производства приключенческих и остросюжетных фильмов. За свою увлеченность взрывами получил прозвище «Режиссер-динамит». В 1915 году П. впервые снялся, как актер, и через четыре года к нему пришла международная слава. В 1920 году он основал собственную киностудию «Гарри-Пиль-фильм». Его имя упоминалось в стихах выдающихся русских поэтов. В частности в произведении В.В.Маяковского «Маруся отравилась», Валентина Катаева «Причины и следствия» и т.д. В 1930-м году П. вернулся к режиссуре и вновь достиг большого успеха. В 1933 году он вступил в НСДАП, а затем – в СС. При налете авиации на Берлин в 1945 году были уничтожены 72 негатива фильмов с его участием. После окончания войны П. провел 6 месяцев в тюрьме и получил 5-летний запрет на работу. В 1950 году основал в Гамбурге киностудию «Ариэль-фильм», но достичь былого величия уже не смог.
Пискатор, Эрвин (1893-1966) – один из крупнейших немецких театральных режиссеров, теоретик, коммунист. Учился в Мюнхенском университете. В 1919 году основал в Кенигсберге авангардистский театр «Трибунал». Местные власти сочли репертуар и манеру игры труппы «нежелательными» и «неправильно влияющими на зрителя», и закрыли этот театр. Следующим шагом П. стала организация в 1920 году в Берлине «Пролетарского театра». Труппа, состоявшая в основном из актеров-любителей, выступала на сценах рабочих клубов, где П. ставил агитационные политические спектакли. После закрытия «Пролетарского театра», просуществовавшего менее года, П. использовал «Свободный народный театр», где он прославлял революцию. Режиссер использовал в своей работе на сцене и кинематограф, подчеркивающий историзм происходящего. В конце спектакля «Знамя» над сценой загоралась красная звезда, а в «Буре над Готландом» имела место беседа Ленина с матросами. Другой успешной постановкой Пискатора, сделанной им по предложению Коммунистической партии, стало театральное обозрение «Вопреки всему» (1925). На сцене Дома актера были воссозданы события, происходившие в Германии с 1914 по 1919 год, включая сцены убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта. В основе многих постановок П. лежали не пьесы, а специально написанные «под спектакль» режиссерские сценарии. Иногда он обращался к классике. В 1926 году действие «Разбойников» Шиллера П. перенес в ХХ век, а разбойников изобразил как революционеров, борцов за народное дело. В 1928 году он поставил «Похождения бравого солдата Швейка», разместив на сцене два двигавшихся в противоположных направлениях конвейера, на которых располагались персонажи. В 1927 году П. взял в разработку пьесу А. Н. Толстого и П.Щеголева «Заговор императрицы». Постановка получила название «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ» и была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. Режиссер продолжал работать на различных сценах, написал книгу «Политический театр» (в 1934 году она вышла в СССР), в которой обощил свой творческий опыт. В 1931 году он переехал в СССР, где в 1934 году снял фильм «Восстание рыбаков» (по новелле Анны Зегерс). В 1936 году уехал во Францию, где выступил в поддержку республиканской Испании, а в 1939 году эмигрировал в США. В Америке он организовал театральную мастерскую. В 1951 году, обвиненный Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, вернулся в Европу. Работал в Западном Берлине, поставил в «Шиллер-театре» спектакль по мотивам романа «Война и мир» Льва Толстого. Впоследствии он возобновлял его еще 5 раз, в том числе в Швеции. Начиная с 1962 года режиссер работал в Западном Берлине, где осуществил множество постановок (в том числе «Робеспьер» Ромена Роллана (1963), «Венецианский купец» (1963) Шекспира, др.). В 1958 году ему был присвоен орден «За заслуги перед ФРГ».
Полонский, Витольд Альфонсович (1879-1919) – один из самых популярных актеров дореволюционного российского кино. Его отец участвовал в Польском восстании, за что был лишен имущества и этапирован в Сибирь, где и родился Витольд. Позже, после помилования, семья П. перебралась в Петербург. После окончания Царскосельской гимназии Витольд выбрал путь актера и поступил на драматические курсы Московского театрального училища (1907). По их окончании он был принят в труппу прославленного Малого театра. Первая роль в кино – князь Андрей в фильме «Наташа Ростова» (1915), снятом в ателье А.Ханжонкова. В течение 1915 года вышли еще пять картин с его участием: «Братья Борис и Глеб» (Борис), «Ирина Кирсанова» (Борис), «Песнь торжествующей любви» (Евгений), «После смерти» (Андрей Багров), «Тени Греха» (Владислав Зарицкий). За короткий период П. превратился в настоящую кинозвезду. После начала Первой мировой войны Ханжонков стал слишком уязвим для конкурентов. Один за другим его покинули ведущие режиссеры: Старевич, Чардынин, др.
Конкуренты Ханжонкова, делая ставку на «звезд», предлагали им баснословные гонорары, а Ханжонков не соглашался повысить жалованье ведущим исполнителям. В итоге Холодная и Полонский перешли в фирму Д.Харитонова. В начале 1917 года на экранах появился один из лучших фильмов с участием Холодной и Полонского – «У камина», снятый по мотивам популярного романса. Успех был ошеломительным, фильм сняли с проката только в 1924 году – по решению Главрепеткома. Вскоре ателье Харитонова приступило к созданию самого знаменитого фильма Холодной – "Молчи, грусть, молчи…", и снова по мотивам популярного романса. Отличный сценарий вкупе со звездным составом исполнителей (в фильме снимались все звезды тех лет: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич, Константин Хохлов) гарантировал ему оглушительный успех у зрителей. Летом 1918 года в составе большой группы киноработников П. выехал в Одессу для съемок. В ее составе находились известные всей России актеры: Иван Мозжухин, Вера Холодная, Осип Рунич, Владимир Максимов. Через несколько месяцев, в январе 1919 года, П. трагически погиб, скончавшись в результате отравления недоброкачественными продуктами. А в феврале Одесса хоронила Веру Холодную. Через год началась тотальная эмиграция русских кинематографистов из Крыма. 55 лет спустя в Одессе состоялись съемки фильма Никиты Михалкова «Раба любви». Прототипом звезды немого кино Канина, которого играл Евгений Стеблов, был Витольд Полонский.
Поммер, Эрих (1889-1966) – немецкий продюсер, основатель студии «Декла» (1916), на которой при его непосредственном участии были созданы такие знаменитые фильмы как «Кабинет доктора Калигари» (1919), «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Нибелунги» (1924), др. С 1923 года П. – один из директоров крупнейшей европейской студии «УФА». Здесь он также продюсировал значительные картины: «Последний человек» (1924), «Фауст» (1926), «Метрополис» (1927), «Голубой ангел» (1930). С 1933 года – в эмиграции. В Голливуде П. пытался сотрудничать со студией RKO, однако столкнулся с тяжелыми финансовыми проблемами. Вернувшись в Германию, он основал в 1951 году новую киностудию в Мюнхене, на которой создал ряд успешных фильмов, но по состоянию здоровья был вынужден отойти от дел.
Портен, Хенни (1890-1960) – немецкая актриса, сценарист, продюсер. На театральной сцене – с 10 лет. В 1906-1955 гг. снялась в 170 фильмах. Одна из первых суперзвезд европейского уровня, принесшая баснословное состояние Оскару Месстеру. Ее слава в 1912 году была настолько велика, что фирма «Нордиск» попыталась вырвать П. из Берлина, чтобы иметь в Дании замену для Асты Нильсен. Актриса поддалась искушению и подписала контракт, но позднее предпочла уплатить неустойку, чтобы не расставаться со столицей и публикой, которая ее боготворила. П. росла вместе с прогрессом фильмов Месстера, который организовал в 1912 году широкомасштабную рекламу своей «белокурой Хенни». «Эта немного тяжеловесная валькирия с правильными чертами лица была одновременно и сентиментальной и грубой. Она стала воплощением идеала для зрителей берлинских кино, как Мэри Пикфорд для посетителей нью-йоркских «никельодеонов» (Жорж Садуль). 10 октября 1912 года П. вышла замуж за актера и режиссера Курта Штарка, который погиб на фронте в 1916 году. В 1919 году основала собственную фирму по производству фильмов. Самая известная работа П. в кино – главная роль в фильме Эрнста Любича «Анна Болейн» (1920).
Протазанов, Яков Александрович (1881-1945) – один из ведущих российских и советских режиссеров эпохи немого кино, сценарист, актер. Родился в Москве в купеческой семье. В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904-1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии. Затем, сменив ряд профессий (конторщик, бухгалтер, переводчик), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». Снял на ней ряд фильмов в соавторстве с Владимиром Гардиным. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И.Ермольева.
Шедевры П. раннего периода творчества – фильмы «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918). В 1918 году, вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, где в 1920-1923 гг. снял фильмы «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение». В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита» (1924), «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Белый орел» (1928),, «Праздник святого Йоргена» (1930). Протазанов открыл талант многих киноактеров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.
Пуарье, Леон (1884-1968) – французский режиссер, сценарист и продюсер, занимавший, как и Жак де Баронселли, промежуточное положение между
«киноимпрессионистами» (представителями «первого авангарда») и режиссерами «коммерческого кино». Он начинал свою карьеру в театре, как актер, но после полученной травмы и последовавшего за этим конфликта перешел в кинокомпанию «Гомон». В начале Первой мировой войны П. оказался на фронте и даже стал лейтенантом артиллерии, хотя несчастный случай, произошедший в театре, освобождал его от службы в армии. После окончания войны он вернулся в кино и создал большое количество немых фильмов. Однако с появлением звука П. был вынужден снизить темпы производства. Его самая знаменитая работа – драма «Верден, видение истории» (1928) была основана на реальных событиях. Более того, спустя десять лет после окончания военных действий, П. использовал подлинные места сражений и руины фортов Вердена. А исполнителями стали французские и немецкие ветераны Первой мировой. Более поздние фильмы П. снимались под влиянием «поэтического реализма». В 1947 году он удалился от дел, завершив свою последнюю картину «Неизвестная работа».
Пудовкин, Всеволод Илларионович (1893-1953) – советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). В 1914 году окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ и ушел на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию. Окончив студию Льва Кулешова и создав в качестве актера первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, П. стал кинорежиссером. В 1926 году вместе со сценаристом Натаном Зархи и оператором Анатолием Головня П. создал свой шедевр «Мать» по одноименному роману М.Горького. Фильм стал крупным достижением советского кинематографа. Следующий фильм – «Конец Санкт-Петербурга» (1927) также принадлежит к лучшим достижениям отечественного киноискусства. Третьим шедевром П. считается картина «Потомок Чингисхана» (1929). Пудовкин стал автором книг «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934). П. также преподавал во ВГИКе на режиссерском факультете.
Рейнхардт, Макс (1873-1943) наст. имя Макс Гольдман – австрийский режиссер, актер и театральный деятель. Самостоятельную деятельность начал в 1901 году в Берлине, в основанном им артистическом кабаре «Шум и дым». В 1902 году оно стало называться «Малым театром», в котором ставились сатирические пародии на современную драму и театр. Благодаря ошеломительному успеху организовал в Берлине «Новый театр», которым руководил в 1903-1906 гг. Затем, вплоть до 1933 года, возглавлял труппу «Немецкого театра». Всегда стремился реформировать немецкое театральное искусство, не принимал натурализм – педантичную имитацию человеческого поведения на сцене. Был первым режиссером, который ставил на немецкой сцене пьесы современных немецких и иностранных драматургов. Придавал большое значение ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые массовые действа), его целостности. Экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен.
Ренуар, Жан (1894-1979) – французский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер. Родился в Париже, сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера-Огюста Ренуара. Образование получил в престижном колледже. Во время Первой мировой войны служил в кавалерии, после ранения в ногу, лечился в госпитале и продолжил войну пилотом. Вернувшись домой, основал на деньги отца собственную кинокомпанию и в 1924 году снял свою первую картину «Дочь воды» (1925) с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини. «Дочь воды» трудно было назвать авангардистской, поскольку в ней слишком большое внимание уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой импрессионизму. В 1928 году Р. снял по сказке Андерсена экспериментальную картину «Маленькая продавщица спичек» (1928) с участием в главной роли своей жены, натурщицы Катрин Хеслинг. Во всех лентах Р. эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. С приходом звука в кино наступил новый период в его творчестве. На каждом этапе Р.постоянно совершенствовался и открывал нечто новое. С 1954 года работал на телевидении, часто обращался к театру в качестве драматурга и постановщика. Параллельно занимался литературным трудом. Помимо книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе «Моя жизнь и мои фильмы», издал три романа. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство. В 1974 году ему была вручена почетная премия Оскар – «Гению, который с завидной преданностью работал в немом, звуковом, игровом, документальном и телевизионном кино, завоевав всемирное восхищение». В историю мирового кино Р. вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры – от популярного до самого изысканного. Р. – автор огромного количества фильмов в самых разных жанрах, но его почерк всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования.
Рийе, Стеллан (1880-1914) – датский кинорежиссер, внесший заметный вклад в развитие раннего немецкого кинематографа. Родился в семье кадрового офицера и после окончания школы также предпочел военную карьеру. Начал писать стихи и короткую прозу на материале своего военного опыта. В 1906 году впервые поставил собственную пьесу в Дагмарском театре в Копенгагене. В 1912 году снял свой первый фильм, благодаря которому получил приглашение из Германии для постановки «Пражского студента» (1913). В Германии Рийе активно работал в кино до начала Мировой войны. Успел снять полтора десятка фильмов, среди которых зследует выделить «Дочь лесного царя» (1914) и «Дом без дверей» (1914). С началом войны Рийе пошел добровольцем в немецкую армию и вскоре попал в плен во Франции. Скончался в лазарете лагеря для военнопленных.
Рифеншталь, Лени (1902-2003) полн. имя Хелена Берта Амалия Рифеншталь – танцовщица, актриса, режиссер, фотохудожник. Родилась в семье крупного промышленника. Училась в Берлинской школе искусств, в которой пристрастилась к живописи, музыке и танцам. Дальнейшее обучение продолжила в русской балетной школе в Берлине у Евгении Эдуардовой. Достигнув значительного успеха в учебе, начала выступать в лучших театрах Европы: в Цюрихе, Мюнхене, Праге и, наконец, в Берлине – в «Национальном театре» Макса Рейнхарда, где ее ожидал грандиозный успех. В 1924 во время очередных гастролей в Праге серьезно повредила коленный сустав, из-за чего пришлось оставить балетную сцену. В 1926 году дебютировала в кино в качестве актрисы («Священная гора»). Далее последовали актерские работы в т.н. «альпийских фильмах» (действие которых разворачивалось в горах) режиссера Арнольда Фанка. Она бесстрашно покоряла горные пики, рискуя жизнью, без страховки выполняла сложнейшие трюки. В 1932 году выпустила свою первую режиссерскую работу – игровой фильм «Голубой свет». К сожалению, стремление режиссера возвеличить красоту человеческого тела полностью совпало с нацистской идеологией, что не могло не отразиться на дальнейшей судьбе Р. После встречи с Гитлером в 1933 году, она стала главным кинорежиссером Третьего рейха. Руководствуясь принципами «чистого искусства» Р. добилась максимального художественного эффекта в фильме «Триумф воли» (1935), который рассказывал о Шестом съезде НСДАП. Благодаря этой ленте Гитлер приобрел миллионы сторонников. «Триумф воли» стал апологией нацизма с очень сильной эстетической составляющей. В 1938 году после двух лет работы Л. выпустила документальную ленту «Олимпия», посвященную Олимпиаде в Берлине. Впоследстви она вошла в десятку лучших кинокартин всех времен. Постепенно Р. стала отходить от документалистики, несмотря на попытки вермахта сделать из нее военного корреспондента. После окончания Второй мировой войны она несколько раз оказывалась за решеткой и даже провела два года в сумасшедшем доме. Впоследствии все обвинения в пособничестве нацизму были сняты. Р. вернулась в игровое кино и восстановила в Риме свой довоенный фильм «Голубой свет» (1932), который вновь вышел на экраны в 1952 году. Ее последний фильм «Равнина», законченный в 1954 году, повествовал о судьбе бедной танцовщицы-цыганки, ставшей жертвой коварного маркиза. За мелодраматическим сюжетом скрывалась ее собственная трагедия. Критики вновь обвинили режиссера в сотрудничестве с фашистами, и она отошла от дел. Ни один из ее послевоенных проектов (в которых участвовали такие звезды, как Анна Маньяни, Брижит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре) не был завершен. В 1970-е годы Р. увлеклась фотографией. Однако ее снова обвинили в пропаганде нацизма. Тогда она начала заниматься подводным плаванием и совершила за три десятилетия более двух тысяч погружений. Этому был посвящен ее фильм «Подводные впечатления» (2002). Последней работой, осуществленной Р. на 101 году жизни, стал документальный фильм «Африканская мечта» (2003). Фильмография немого периода: «Пути к силе и красоте – фильм о современной физической культуре» (1925); «Священная гора» (1926); «Большой прыжок» (1927); «Судьба Габсбургов» (1928); «Белый ад Пиц-Палю» (1929); «Бури над Монбланом» (1930).
Ромашков, Владимир Федорович (1862-1939) – актер Народного дома в Петербурге, у которого был опыт постановки пьес в столице и провинции (о чем сам он, правда, упоминал вскользь, видимо, не придавая большого значения тем постановкам), потомственный почетный гражданин, уполномоченный Императорского русского театрального общества, член Агентства Союза драматических и музыкальных писателей. Р. после революции играл в Театре музыкальной комедии, а в 1937 году вступил во вспомогательный состав Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, где исполнял эпизодические роли. Скончался в Ленинграде (согласно более поздним слухам, умер в блокаду).
Рутман, Вальтер (1887-1941) – немецкий режиссер. В начале 1920-х годов примыкал к группе берлинских художников-авангардистов, снимал абстракционистские короткометражки (серия «Опусы I, II, III, IV», 1922-25), рекламные фильмы, поставил рисованный эпизод «Сон о соколе» в фильме «Нибелунги» (1924, реж. Ф.Ланг), участвовал в создании трюковых сцен в несохранившемся фильме «Ожившие Будды» (1925, реж. Пауль Вегенер), В 1927 году снял кинорепортаж о 24 часах жизни столицы Германии «Берлин – симфония большого города», в котором нашла выражение концепция направления в немецком изобразительном искусстве, получившего название «новая вещность». В 1928 году экспериментировал в области звукового кино, снял фильм «Конец недели», «Звучащая волна» и «Немецкое радио». В 1929 году на основе материалов, отснятых во время трансатлантического рейса в Америку, смонтировал документальную ленту «Мелодия мира». В 1932 году снял в Италии фильм «Сталь» (по Л.Пиранделло), затем в Германии – несколько документальных, научно-популярных и короткометражных лент, в том числе – «Маннесман» (1937, пр. МКФ в Венеции). Принимал участие (анонимно) в съемках второй серии фильма «Олимпия» – «Праздник красоты» (1938, реж. Л. Рифеншталь). Несмотря на коммунистические убеждения, стал соавтором сценария пропагандисткого «Триумфа воли» (1939) и работал ассистентом Рифеншталь на его съемках, являлся ответственным работником имперского министерства пропаганды. Умер в 1941 году в Берлине вследствие эмболии (закупорки кровеносных сосудов) и неудачной операции, а не погиб на Восточном фронте, на что указывает ряд русскоязычных источников.
Рэй, Ман (1890-1976) наст.имя Эммануэль Радницкий – французский и американский художник, фотограф и кинорежиссер. Родился в Филадельфии в семье еврейских эмигрантов из Ковенской губернии, сменивших в 1912 году свою фамилию на Рэй. В 1908-12 гг. Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Увлекся фотографией. Познакомился с европейским авангардизмом. В 1918 году начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.). В 1920 году вместе с М.Дюшаном и Ф.Пикабиа Р. основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке». В 1921 году переехал в Париж. Его авторству также принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. Р. создал несколько авангардистских фильмов («Оставь меня в покое» (1926), «Морская звезда» (1928), др.), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». В 1940-1951 гг. снова жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1951 году вернулся в Париж, где находился вплоть до своей смерти. В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.
Сати, Эрик (1866-1925) полн. имя Эрик Альфред Лесли Сати – французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия. Под его непосредственным влиянием сформировались такие известный композиторы, как Клод Дебюсси (бывший его приятелем на протяжении более чем двадцати лет), Морис Равель, знаменитая французская группа «Шести» (Жорж Орик, Артюр Онеггер, др.). Творчество этой группы и самого С. оказало сильное влияние на Дмитрия Шостаковича. Сати – предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Некоторые произведения С. произвели чрезвычайно сильное впечатление на Игоря Стравинского. Придумав в 1916 году авангардный жанр «фоновой» (или «меблировочной») музыки, которую не нужно специально слушать, С. стал первооткрывателем и предтечей минимализма. До своего пятидесятилетия С. был практически неизвестен широкой публике. Саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Благодаря Русским сезонам Дягилева, где на премьере балета Сати «Парад» (декорации и костюмы Пикассо) состоялся большой скандал, сопровождавшийся дракой в зрительном зале и криками «Долой русских!», к С. наконец пришла известность. Он умер от цирроза печени в результате чрезмерного употребления алкоголя. Как ни странно, его смерть оказалась почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века творчество С. стало возвращаться в активное пространство. До сих пор одни называют Сати гением, другие – шарлатаном. Стиль его мышления был настолько нов и непривычен, что многие отказывались (и до сих пор отказываются) воспринимать Сати всерьез.
Сашин-Федоров, Владимир Александрович (1856-1918) фам. при рождении: Фёдоров – русский актер, фотограф, пионер кинематографа. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С конца 1880-х гг. много играл в провинциальных театрах, выступая в комическом амплуа, постепенно приобрел известность и с 1890 года работал в Москве: «Театр Е. Н. Горевой» (1890-1891), «Театр Ф. А. Корша» (1891-1904), «Малый театр» (1904-1918). Специально для него актер Р.3.Чинаров писал одноактные пьесы-шутки, пользовавшиеся особым успехом у столичной публики.Увлекся фотографией, и после первых показов кино в России сумел приобрести и освоить киноаппарат «Витаграф» у конкурентов Люмьера, французских оптиков Клемана и Жильмера, ведь представители фирмы Люмьера пытались изо всех сил сохранить монополию и своих секретов не выдавали. Первоначально организовывал «сеансы движущихся фигур» в «Театре Корша», где служил. Афиша гласила: «Публика увидит своих любимцев на репетиции, в уборных, перед поднятием занавеса на сцене, увидит и сама себя — в антракте, в буфете, при разъездах». Постепенно он начал снимать хроникальные и игровые сюжеты, опять же в комическо-фарсовом жанре, как, например, пародию на известный фильм Люмьеров «Политый поливальщик». В 1903 году Сашин-Федоров покинул «Театр Корша», подрабатывал изготовлением фотографий на фарфоре и эмали, в 1907-1908 гг. руководил фарсовой труппой в «Немецком клубе». В 1910 году вновь стал заниматься кино, организовал кинофирму «Русь», но этот проект потерпел финансовый крах. Умер, всеми забытый, в 1918 году.
Сибирская, Надя (1900-1980) наст. имя Жермен Леба – французская киноактриса. Пыталась бежать из дома с бродячим цирком, была поймана и возвращена матери. В 18 лет все-таки ушла из дома, добралась до Парижа, жила среди клошаров, перебивалась мелкими заработками. Дебютировала в фильме Д.Кирсанова «Ирония судьбы» (1923), стала его женой, снималась во всех его фильмах 1920-1930-х годов, а также в лентах Жюльена Дювивье, Жана Ренуара, Жака Беккера. После 1939 года не снималась.
Складановский, Макс (1863-1939) – немецкий изобретатель и один из первых кинопроизводителей. Вместе со своим младшим братом Эмилем изобрел в 1895 году кинопроектор Bioskop, с помощью которого зрителям показывалась движущаяся фотография (16 кадров в секунду). 1 ноября 1895 года братья продемонстрировали свой аппарат в берлинском варьете «Винтергартен». Этот показ, рекламировавшийся как «самое интересное изобретение нашего времени», собирал полный зал в течение четырех недель. Подборку коротеньких фильмов (около шести секунд каждый) сопровождало заранее приготовленное музыкальное оформление.
Старевич, Владислав Александрович (1882-1965) – российский и французский режиссер польского происхождения, создатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной мультипликации. Родился в Ковно в семье польских революционеров, боровшихся за независимость своей страны. Воспитывался тетей, сестрой рано умершей матери. С детства отличался независимостью, за что был исключен из гимназии. В ранней юности серьезно увлекся фотографией и энтомологией. После окончания школы устроился на работу в местный краеведческий музей, директор которого предложил ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов. Все были поражены техническим уровнем выполненной им работы. В 1909 году С. снял два фильма о насекомых – «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи» (оба не сохранились). Посмотрев их, директор музея предложил С. отправиться в Москву. В столице С. познакомился с Александром Ханжонковым, который подарил ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов пленки с условием, что С. будет передавать ему права на все созданные им фильмы. После первых таких лент С. выделили отдельное помещение для работы, а также предоставили серьезную аппаратуру и полную творческую свободу. В 1910 году С. решил снять документальный фильм о жуках-рогачах, в частности – битву двух самцов за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съемки освещении самцы становятся пассивными. Тогда С. сделал из панцирей рогачей муляжи и снял нужную ему сцену покадрово. Таким образом, фильм «Lucanus Cervus» стал первой в мире кукольной анимационной лентой. В той же технике С. снял вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой насекомых. Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли сходные по технике короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Веселые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Параллельно с анимацией С. начал работать над постановкой игровых фильмов. Он дебютировал получившей широчайшее международное признание (Золотая медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане) экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» (1912, фильм не сохранился) и продолжил тему чрезвычайно удачной экранизацией «Ночи перед Рождеством» (1913) с Иваном Мозжухиным – в этом фильме было впервые применено совмещение актерской игры и рисованных «спецэффектов». В этот период С. также работал как оператор фильмов других постановщиков – именно им снята комедия Петра Чардынина «Домик в Коломне» (1913). Во время Мировой войны С. снял несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета. После Февральской революции С. присоединился к Ханжонкову, который вместе со всем персоналом своей студии уехал в Ялту. В 1918 году С. создал в Крыму целую серию анимационных фильмов, в подавляющем большинстве утраченных. Тогда же он снял свой последний игровой фильм «Звезда моря», экранизацию романа У. Локка «Стелла Марис», который сам Старевич считал своей лучшей работой в кино. Это была единственная картина, которую Ханжонков забрал с собой, уезжая из России. В 1919 году С. вместе с семьей эмигрировал в Италию, а затем во Францию. В Париже он снова начал снимать анимационные фильмы. Он стал единственным представителем российской «киноэмиграции», который практически сразу получил постоянную и серьезную работу. Одной из первых его кинокартин, созданных за границей, стала экранизация басни Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля» (1923), удостоенная одной из высших кинематографических наград эпохи – золотой медали Розенфельда. В дальнейшем С. выпустил такие замечательные ленты как «Песнь соловья» (1923), «Любовь в белом и черном» (1923), «Крыса сельская и крыса городская» (1927), «Маленький парад» (1928). Характерной чертой фильмов С. и его особой гордостью становится богатая реалистичная мимика созданных им кукольных персонажей. Пластика и достоверность анимации С. позволяла ему также совмещать в пространстве фильма живых и кукольных персонажей. Но главным достижением режиссера стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис» (1930). Он начал сниматься в 1926 году как немой, и был полностью выполнен к 1930 году, когда выпустить его в прокат в прежнем виде (без звука) стало практически невозможно. Он был озвучен спустя восемь лет на немецком языке по заказу Германии, правительство которой было заинтересовано в появлении своеобразной экранизации «народной поэмы» Гете. «Рейнеке-Лис» принес Старевичу восемь международных премий, в том числе вторую медаль Розенфельда. К сожалению, тот факт, что фильм доделывался на деньги гитлеровского правительства, значительно повлияло на его прокатную судьбу – в большинстве стран он до сих пор не выпущен даже на видеоносителях. На протяжении 1930-1950-х годов С. продолжал снимать анимационные ленты. Самым знаменитым и часто упоминаемым фильмом позднего периода его творчества считается «Щенок-талисман» (1934). После 1945 года С. перебрался в местечко Фонтен-Де-Буа. Вся семья помогала ему в работе на новом месте, но С. обходился своими силами, считая, что подготовка помощника или преемника при специфике его работы практически невозможна. Его популярность в 1950-х пошла на убыль, предложения на постановку новых фильмов перестали приходить и знаменитый режиссер зарабатывал на жизнь съемкой рекламных роликов, а в самые трудные времена, когда старшая дочь начала терять зрение, продавал сделанные им куклы.