Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура как ценностно-нормативная система




1. Дайте определения следующим понятиям:

«культура»________________________________________________

«материальная культура»____________________________________

«духовная культура»_______________________________________

«культурное наследие»_____________________________________

«субкультура»_____________________________________________

«язык»____________________________________________________

«социальные ценности»____________________________________

«социальные нормы»_______________________________________

«идеология»______________________________________________

«обычаи»________________________________________________

«традиции»_______________________________________________

«ритуал»_________________________________________________

«нравственные нормы»_____________________________________

«правовые нормы»_________________________________________

2. Приведите примеры субкультур, контркультур, обычаев, традиций, ритуалов.

3. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «субкультура», а какое – к понятию «контркультура». Объясните, в чем заключается сходство, а в чем различие между субкультурой и контркультурой.

а) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры и связанная с ней.

б) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от доминирующей культуры (противоречащая ей и находящаяся с ней в конфликте).

4. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «нравственная норма», а какое - к понятию «правовая норма». Объясните, в чем заключается основное сходство, а в чем – различие между нравственными и правовыми нормами.

а) Система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.

б) Стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых уполномоченными государственными органами.

5. Нравственные нормы и табу. В чем их различия? Приведите примеры.

6. Сопоставьте следующие суждения о государстве и назовите те из них, которые в наибольшей степени соответствуют социологическому пониманию этой категории.

«Государство – единственное средство избежать войны всех против всех» ( Т. Гоббс).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин).

«Государство – самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы» (А.М. Бакунин).

7. Определите, какой тип норм не представлен на схеме.

Социальные нормы:

1. Эстетические нормы.

2. Моральные нормы.

3. Обычаи и традиции.

4. Правовые нормы.

5. ________________________________________________________

6. ________________________________________________________

 

8. Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции; 2) негативные санкции; 3) явления, которые не представляют собой санкции:

а) присвоение более высокого звания_________________________

б тюремное заключение____________________________________

в) диплом о получении образования__________________________

г) бойкот_________________________________________________

д) повышение заработной платы_____________________________

е) штраф за нарушение правил дорожного движения____________

ж) исключение из учебного заведения________________________

з) летние каникулы________________________________________

Что объединяет явления, которые относятся к каждой из групп? Почему в одном случае мы можем говорить о санкциях, а в другом – нет? (Подсказка: санкции применяются избирательно, только к тем людям, которые, с точки зрения общества, их заслужили.)

 

9. Из нижеперечисленного выделите то, что может служить средством социального контроля:

а) родительское собрание;

б) магнитофон;

в) поход в кино;

г) часы;

д) домашнее задание;

е) записка.

10. Социолог ХХ века Р. Мертон в работе «Социальная структура и аномия» (Социологические исследования.- 1992. № 3-4) описал пять основных форм отношения к социальным нормам. Приведите примеры из реальной жизни, иллюстрирующие каждую разновидность.

 

Форма приспособления Определяемые культурой цели Институциализированные средства
Конформность + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж +- +-

 

Мертон рассматривает мятеж как особое явление, при котором люди стремятся узаконить (институционализировать) цели и средства, которые в культуре рассматриваются как недопустимые.

1. Конформность. «Чем больше степень стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления – соответствие и культурным целям, и институционализированным средствам… Сеть ожиданий, составляющая каждый социальный порядок, основывается на желательном поведении членов общества…Именно вследствие всеобщей ориентации поведения на основные культурные ценности мы можем говорить о массе людей как об обществе…»

2. Инновация. «Эта форма приспособления вызывается значительным акцентированием цели-успеха и заключается в использовании…запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти или хотя бы их подобия. Такая реакция возникает, когда индивид усвоил цели без соответствующего усвоения норм, регулирующих пути и средства их достижения.

В этом случае, например, «нарушение условий сделки, банкротство или удачное мошенничество расцениваются не с точки зрения золотого правила «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», а в зависимости от того, насколько ловко это было проделано…».

3. Ритуализм. «Этот тип приспособления…предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей… Несмотря на то, культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение норм. Этот тип приспособления…представляет собой внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено».

4. Ретретизм. «…Приспособление типа VI (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Люди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принадлежат ему. В социологическом смысле они являются подлинными «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориентацию, они могут быть отнесены к членам общества…часто фиктивно. Под эту категорию подпадают некоторые виды активности страдающих психозами лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся, бродяг, алкоголиков и наркоманов».

5. Мятеж. «Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную, социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться просто произвольными, а их претензия на законность…- несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими».

(Цитируется с изменениями, Мертон Р.К.

Cоциальная структура и аномия//

Социологические исследования. - 1992. - №3-4.)

 

 

Практическое занятие 6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2569 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.