Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел II. Десять номеров темпо-ритма




Упражнения

1. Педагог предлагает ученикам создать такие предл. обст.:
I/ Когда возможно действовать только в ритме №5. Ученица - предл. обст. - я пришла домой. Спешить некуда.
Весь вечер буду дома.
2/ В ритме №7, №8.
Ученик - предл. обст. - к концу рабочего дня позвонила подруга и сказала, что есть на сегодня билет в Большой театр.
3/ На постепенно нарастание ритмов от №б до №9.
Ученица - предл. обст. - я партизанка. Мне надо передать сведения по радиопередатчику. Вдруг подъехала машина/ Слышна немецкая речь, шаги по лестнице.
4/ Резкий переход ритма с №5 на Р8.
Ученик - предл. обст. - собираюсь на поезд, до отхода еще много. Вдруг позвонил товарищ и сообщил, что произошла путаница и поезд отправляется через пол часа.
2. Педагог вызывает несколько групп учеников /по два, три, шесть человек/ и дает им задания.
Первой группе из трех человек: одному ритм №2, другому №5, третьему - №7.
Предл. обст. –
I - я больная девушка - ритм №2
2-я врач - ритм №5
3-я мать больной - ритм №7.
Второй группе из двух человек на постепенное снижение ритмов от №7 к ритму №5.
Предл. обст. - подруги готовятся к спектаклю. Примеряют костюмы. Все готово - до спектакля еще 30 минут и молено не торопиться.
Третьей группе из шести человек - менять ритм, наращивая его с №5 до №9.
Предл. обст. - лето, колхоз. Мы сидим после рабочего дня, отдыхаем. Вдруг за домами у леса показался черный дым - это пожар в лесу.
3. Дав темы упр., педагог предлагает ученикам наметить ритмы и соответственно предл. обст. и задачам менять их
I/ Весна. Паводок. Прорыв плотины. Вода подходит все ближе и ближе к домику сторожа. Семья его состоит из жены и двух детей в возрасте 10-12 лет.

 

[b]10. ХАРАКТЕРНОСТЬ /346-349/ [/b]

Упражнения /на изучение и овладение внешней характерностью/.

1. Природно-физиологическая характерность: старик, толстый человек, хромой, человек без ног, человек на протезах, человек без руки, человек с протезом правой руки, слепой,
горбун, заика, глухой.
2. Профессиональная внешняя характерность: кузнец, печатник, шахтер, боксер, продавец, балерина, врач, военный: пехотинец, танкист, артиллерист, матрос и т.д.
3. Национальная внешняя характерность: туркмен, якут, француз, англичанин, эфиоп и т.д.
4. Внешняя характерность, оставшаяся у человека от его прошлого - купец, лавочник, трубочист аристократ, священник, кучер, коробейник, помещик, нищий.
Надо предоставить ученикам время для изучения намеченной характерности и овладения ею. Изыскивая внешнюю характерность, нельзя терять себя, нужно оставаться самим собой, действовать в определенных обст. Нельзя создавать характерные образы "вообще11.
5. Избрав себе какую-то внешнюю характерность, нафантазируйте прошлое /как, когда, где вы, например, ослепли/. Создайте предл. обст, и действуйте в них "сегодня, здесь" от
своего имени. /Внутренняя характерность - это ваша индивидуальная характерность/ Выполняя одиночные упр., берите несложные предл. обст, и простейшие действия /напр., готовлюсь к приезду матери, сестры, друга/.
6. Упражнение с партнером. Каждый берет себе какую-нибудь изученную им внешнюю характерность. Предл. обст, и действия, так же как и в предыдущем упр., должны быть простыми, напр., встреча с приехавшими родными или почтальоном", который приносит пенсию.
Овладению характерностью помогает темпо-ритм.

2. МИЗАНСЦЕНА /350-359/ Упражнения.

1. Индивидуальная мизансцена.
I/ Педагог ставит посредине комнаты кресло или стул и, вызывай учащихся поочередно, предлагает каждому делать и этим креслом все положения, какие только может подсказать его воображение, оправдывая их интересным вымыслом, предл. обст, и самим чувством, возбужденным эмоц. памятью,
2/ Так же, как и в 1-м упр., проделать все возможные положения у окна, стены, с ширмой, пианино, дверью, на полу. Все положения оправдывать и продолжать действовать, не за-бывая о внутренних монологах.
3/ Педагог дает ученикам репродукции картин с изображением одного человека /"Голубятник", "Рыболов" В.Перова и др./, предлагает запомнить положение /мизансцену/ изображаемого персонажа. Воспроизвести на память и, оправдав вымыслом воображения, создать свои предл. обст., наметить сюжет и начать действовать. Сюжет произвольный, но с учетом заданной художником мизансцены, кот. должна быть началом этюда.
4/ Педагог, дав ученикам те же открытки, предлагает так построить упражнения, чтобы указанное положение на открытке было конечной мизансценой данного упр.
5/ Педагог предлагает ученикам рассмотреть позы в скульптурах /"Булыжник - орудие пролетариата" И.Шадра и др./ и исполнить эти позы по памяти. Затем оправдать их вымыслом своего воображения, создать конкретные предл. обст, и продолжать действия, запечатленные в скульптурах.
2. Групповые мизансцены.
I/ Педагог создает групповую мизансцену.
Например, часть учащихся била посажена спиной к педагогу, часть лицом к окну, остальные в углу что-то рисовали. Педагог начал беседу/ интересную для всех учащихся. Они невольно стали менять мизансцену. Почему? Данная мизансцена мешает им слушать беседу. Вы правы, согласился педагог, несоответствие мизансцены с внутренним- состоянием актера вызывает протест, спутывает чувство, создает внутренний вывих. Мизансцены, не оправданные изнутри, формальны и не нужны на сцене.
2/ Педагог, вызвав несколько учеников, дает им репродукции картины, изображающую группу людей /"Бурлаки" И.Репина и др./ Репродукцию нужно рассмотреть и запомнить данную групповую мизансцену. У каждого ученика своя человеческая фигура. Оправдать сообща это положение фигур вымыслом вообр., создать свой сюжет, конкретные к нему предл. обст./исходя из намеченных художником взаимоотношений и настроений данных действ, лиц./, офантазировать прошлое, прелюдию. Начать действовать. Предупредить - никаких образов, учащиеся сами действуют в предл. обст.
3/ Пристройки 2-3-4 человек. Педагог, вызвав ученика, предлагает ему занять какое-нибудь положение. Вызывает второго, предлагая пристроиться к первому и оправдать получившуюся группу. Каждый вызванный оправдывает возникшую с его пристройкой мизансцену. Наметить каждому творческую задачу данного события и продолжить действие.
4/ Групповые мизансцены по репродукциям с картин художников. Нужно уточнить тему, развить" предл. обст., нафантазировать прошлое, распределить роли, взаимоотношения. Данная худ. мизансцена будет первой. Далее новые события. Далее - новые события и соотв. новые мизансцены. Наметив событие, ученики определяют творческие задачи каждого действ. лица и начинают действовать, прекращая действие по хлопку педагога. Нот-ом называется второе событие и снова повторяется сказанное выше.
Примеры упражнений:
а/ Ф.Решетников "За Мир".
Первое событие. Мы тоже протестуем против войны!
Творческие задачи: 1-го мальчика: хочу написать на стене слово мир и нарисовать голубя. 2-го мальчика: хочу помочь ему, держу для него краску. 3-го мальчика: хочу помочь, подставив ему свою спину. 4-го и 5-го мальчиков: хотим быть на страже, уберечь от внезапной опасности.
Второе событие. Футбол - хорошая маскировка.
/Предл. обст.: пробегают полицейские к месту происшествия демонстрации, она происходит на ближайшей площади/.
Мизансцена. Один мальчик - вратарь, второй-готовится к удару третий - лежит на земле: упал", отбивая мяч, четвертый и пятый стоят в готовности принять мяч.
Творческая задача у всех: хотим замаскировать сделанное, увлеченно играя в футбол.
Третье событие. Прошли полицейские - пронесло! Надо скорей кончать!
Мизансцена. Тот же мальчик, что писал, рисует голубя, второй держит краску, третий - смотрит вслед уходящим полицейским, четвертый и пятый стоят слева, собираясь уходить и торопя остальных.
Творческие задачи: 1-го: хочу докончить начатое, 2-го - хочу помочь ему в этом, 3-го - хочу обезопасить, сторожу их, 4-го и 5-го - хотим чтобы товарищи поняли - надо уходить.
5/ То же самое на собственную нафантазированную тему.
б/ Педагог вызывает пять человек. Дает каждому соответствующий номер. №1 по хлопку занимает какое-то положение. К нему в порядке номеров пристраиваются остальные. По новому хлопку №I меняет положение. Остальные снова пристраиваются к нему в той же очередности и должны быть в любое время готовы оправдать получившиеся группировки.
7/ Педагог или кто-то еще дает предл. обст, /тему/: первая вызванная группа занимает первую мизансцену; вторая - последнюю, а третья группа - связующую мизансцену.
8/ Две группы дают первую и последнюю мизансцены. Третья группа должна создать среднюю, связующую мизансцену.
9/ Такие же упражнения делаются по репродукциям картин художников. 1-я мизансцена /например А.Лактионов "Письмо"/ и 2-я мизансцена /например В.Костецкии "Возвращение"/. Нужно сделать связующую мизансцену.
10/ Сказки и басни. Прочитывается сказка или басня, делится на основные события и на каждое строится мизансцена.
3. Массовые мизансцены.
При массовых группировках надо помнить о композиции массовой сцены: вершина сцены, одинаковая загруженность сторон, о трех планах сцены, игра линий-фигур. Для проверки - каждый актер должен видеть зрительный зал.
I/ Ходьба по сцене. По знаку остановиться и разместиться на расстоянии руки в шахматном порядке. Делать передвижения, сохраняя расстояние, - каждое положение и переход оправдать.
2/ Массовая пристройка-композиция. Педагог вызывает одного ученика, кот. занимает определенное положение. Зое остальные пристраиваются поочередно, помня о законах композиции и оправдании положения. Когда все пристроились, вызвать одного и предложить оправдать получившуюся мизансцену.
3/ Массовые мизансцены по репродукциям картин. Напр. "Запорожцы" И.Репина или "Утро стрелецкой казни" В.Сурикова. Получив картинку и распределив роли, ученики должны оговорить предл. обст., данные художником, прелюдию, взаимоотношения и занять положения /повторить по памяти мизансцену, данную художником/.
3 ходе упр. педагог вводит новые предл. обст., причины, дающие возможность менять мизансцены. /Напр. "Утро стрелецкой казни" Сурикова - новое предл. обст.: якобы Петр дает приказ прекратить прощание, чтобы начать казнь/.
4/ То же самое на собственную задуманную тему; событие - мизансцена; событие - мизансцена...
4. Массовая мизансцена на заданную тему.
Ученикам дается /или придумывают сами/ тема. Например: "Привал в лесу" или "Стройка, и по ней они должны построить массовую мизансцену и начать действовать.
В этих этюдах надо идти от одного большого события /эпизода/ к другому, не упуская из виду конечной цели, сверхзадачи.

12. ОТ ЭТЮДА ДО СПЕКТАКЛЯ /360-376/

1. Работа над этюдом

а/ следует помнить, что этюд должен иметь начало, кульминацию и завершение;
б/ необходима основная конечная цель - сверхзадача, намечены сквозное действие каждого действующего лица, конфликт, схема эпизодов и фактов /крупные события Станиславский называл эпизодами, а более мелкие, составные части эпизода - фактами; событийный же ряд -схемой эпизодов, фактов/;
в/ надо наметить линии психофизических действий, реализующих творческие задачи, наметить линии мыслей /мысли текста + внутренние монологи/ и киноленту видений, создать биографии, "течение дня" каждого дейст. лица
г/ разбор этюда по следующим моментам:
сверхзадача, сквозное действие роли, эпизоды, факты, задачи.
Пример этюда: "У трактора".
Сверхзадача этюда - оказывайте всегда поддержку и помощь друг другу.
Сквозное действие молодого человека - хочу выручить, заменить уставшую трактористку.
Сквозное действие девушки - хочу скорее исправить поломку, чтобы продолжить работу и наверстать потерянное время,
1-й эпизод. Беда! Авария!
1-й факт. Надо скорее найти поломку!
Задача девушки - хочу детально осмотреть все места, где возможна поломка._
2-й факт. Ага! Вот в чем дело!
Задача. Хочу быстро ликвидировать аварию.
2-й эпизод. Неожиданная помощь.
1-й факт. Вот докучливый парень! Мешает!
Задача девушки - отделаться от него.
Задача молодого человека - хочу ей помочь.
2-й факт. Вот безобразие! Самоуправство!
Задача девушки - хочу убрать мешающего франта.
Задача молодого человека - хочу вызволить ее из беды.
3-й факт. Вот тебе и франт! Починил!
Задача девушки - хочу проверить.
Задача молодого человека - наблюдать за ней.
3-й эпизод. Пусть отдохнет!
1-й факт. Знакомство состоялось.
Задача девушки - хочу оправдаться, рассеять плохое впечатление о себе.
Задача молодого человека - хочу снять ее беспокойство /сделать вид, что ничего особенного не произошло/.
2-й факт. Вот это парень!
Задача девушки - хочу быть привлекательной.
3-й факт. Пусть поспит!
Задача молодого человека. - хочу заменить ее в работе.
2. Этюды по репродукциям с картин известных художников.
а/ тема задана автором, а действия, текст, исходя из темы, составляются учащимися.
б/ познакомиться с творчеством избранного художника, изучить материалы, относящиеся к его творчеству, особенно к выбранной картине;
б/ хорошо почувствовать ее тему, что он хотел ею сказать;
г/ определить сверхзадачу этюда;
д/ развить тему, данную художником, создать конкретные предл. обст, взаимоотношения, определить характеры, их биографии, линию действий, мыслей, внутренние монологи, видений;
е/ событие, указанное на картине - одно из событий этюда.
ж/ вначале картины с одним действующим лицом. Например, "Рыболов", "Голубятник" В.Нерова и др.
з/ этюды по репродукциям картин с групповыми мизансценами. Например, "Сватовство майора" П.Федотова и др. Пример этюда "Кочегар" Н.Ярошенко. Мизансцена художника первая.
Сквозное действие кочегара - скорей познакомиться с содержанием листовки, приняв меры предосторожности.
1-й эпизод - У меня-же листовка! Надо ее прочесть!
1-й факт - Раздумье - принятие решения.
Задача - хочу прочесть.
2-й факт - Создание соответствующей обстановки.
Задача - хочу обезопасить себя.
3-й факт - знакомство с текстом листовки.
Задача - хочу разобраться в написанном.
2-й эпизод - Идут! Надо замаскироваться.
1-й факт - Никак идет кто-то!
Задача - хочу оценить, уточнить происходящее вне котельной.
2-й факт - Создание обыденной рабочей обстановки.
Задача - замести следы.

Литературные отрывки.

Материалом могут быть: рассказы А.П.Чехова "Переполох", "Размазня" и др.; В.Лациса "Полуночное чудо"; И.Ракши "Письмо" и т.д.

Разбор аналогичен предыдущим.

4. Работа над ролью в драматургических отрывках.
а/ проработка текста;
б/ разбивка на факты;
в/ /это вначале/ определение сверхзадачи всего произведения, разбивка на эпизоды и факты, перспективы всех ролей, сквозное действие каждого действ. лица в отрывке, "зерно" характера, его эмоциональная сущность, детальная биография, взаимоотношения действ, лиц, их задачи, линия физич. действий и кинолента видении, проговаривание внутренних монологов "сидя на руках", действия, мысли автора.

Для примера возьмем 1-й эпизод пьесы А.Н.Островского "Поздняя любовь", озаглавленный: Жду "пропащего" Николая". Факт. Николай пришел! Нет, ложная тревога. Задача Шабловой - хочу проверить, оценить. Задала Людмилы - хочу зацепиться за. сказанное. Рассмотрим внешние и внутренние действия этой сцены.

Людмила Шаблова
Действия внутренних Внутренние монологи, действия, мысли автора Действия внутренних
монологов - вслух их /в примере записан текст/ - произносят вслух, монологов - вслух их
не произносят "сидя на руках" и общаясь с партнером не произносят
Людмила выходит из
своей комнаты
/ремарка автора/
Прислушиваюсь калитка стукнула
Оцениваю не он ли?
Прикидываю не идет! Может быть
во дворе задержался?
Решаюсь посмотреть посмотрю-ка!
в окно
Пытаюсь рассмотреть нет, не видно. Выходит из своей
Темно, разве комнаты, не видя
разглядишь? Людмилы /ремарка
автора/
Пытаюсь взвесить, господи, где же он так никак пришел Готовлюсь встретить
понять долго, ведь уж поздно. сына

Прислушиваюсь,
проверяю: "Словно
кто калиткой стукнул".
Нахожу оправдание Может какое дело Отказываюсь от
подвернулось? предположения:
"Нет, почудилось".
Настораживаюсь, кто это? Иронизирую над собой:
всматриваюсь в окно "Уж я очень уши-то
насторожила".
Отметаю нет, показалось
Уточняю да это - дерево!
Пытаюсь представить где же он все-таки? Жалея, журю: "Эка
погодка".
Стараясь себя ну конечно, с клиентом "В легоньком пальте
успокоить задержался теперь… Ой-ой!
Где-то мой сынок
любезный погуливает?
Ох, детки-горе
матушкино!"
Оцениваю сказанное ну, вот пришел Упрекаю сына: "Вот
оказывается Васька,уж начто
гулящий кот, а и тот
домой пришел".
Вцепляюсь в услы- Кто это? Пробуждаюсь,
шанное: "Пришел?.. А? отхожу от своих
Разве пришел?" мыслей, оцениваю

13. СВЕХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ /377-380/

Упражнения.

1. а/ Назвать общую задачу сегодняшнего дня; б/ назвать все задачи сегодняшнего дня, учитывая общую задачу дня,
2. а/ назвать сверхзадачу всей вашей жизни; б/назвать задачи на ближайшие отрезки времени.
Следить, чтобы делающие эти упр., логически и последовательно "цепляли" одну задачу за другую, сложив из них одну сквозную линию, направленную к сверхзадаче жизни /или к общей задаче дня/.
Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, т. к. задача должна быть действенной.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2280 - | 2059 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.