К.С.Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента:
1. Излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.
2. Механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью внутреннего мышечного контролера.
3. Обоснование или оправдание позы.
Упражнения.
1. Предложить сесть на стулья 6-8 участникам занятий. По первому хлопку - надо принять какую-либо позу; но второму хлопку - не меняя позы, найти точку опоры, убрать лишнее напряжение, ненужные зажимы; по третьему - всем оправдать свои позы вымыслом. После этого поставить перед ними ряд вопросов, выясняя смысловые значения той или иной позы, положения и действия.
Например, спросите ученика: чем вы оправдаете ваше положение? Каково ваше действие? Почему вы устремили взор на пол, чем напуганы? Почему ваши руки вытянуты, как бы защищаясь, а сами сидите?
Ответ. Я сижу на берегу моря. Мои друзья все ушли, оставив меня отдыхать на солнечном берегу. У меня парализованы ноги. И вдруг я увидел, как на меня ползет сколопендра...
Педагог. Хорошо. Ваша поза оправдана. Продолжайте ваше действие, /поза превращается в действие/
2. Построить всех участников занятий в ряд, а потом поочередно, взяв за руку, вытаскивать каждого на середину комнаты и у застывших в разных позах учеников попросить оправдания позы и предложить продолжать действие.
3. Вызвать 10-12 человек. Разделить их на две группы: первая группа "режиссеры", а вторая - "актеры". "Режиссеры» ставят "актерам" позу или жест. "Актеры" же оправдывают данное положение и начинают действовать, наметив себе цель действия.
4. По условленному хлопку выкинуть непроизвольно: а/ одну руку, б/ обе руки. Затем остановить, задержать жест, а после оправдания, продолжить действие.
При исполнении каждого упражнения нужно следить за тем, чтобы действие было продуктивно, подлинно, правдиво и целесообразно.
2. ДЕЙСТВИЕ, "ЕСЛИ БЫ", ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
/237-250/
Для начала разделить группу на "актеров" и "зрителей". Группу "актеров" послать на сцену, предлагая каждому действовать. Причем действия могут совершаться в одиночку, попарно и группой. Для действий свободный выбор: рассматривать картины, что-то искать, выполнять какую-либо работу, бежать от опасности, ожидать кого-то и т.д. "Зрители" внимательно следят. Затем "актеры" и "зрители" меняются местами.
Следует дать характеристику действий, разбор и показ, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа. /По К.С.: ремесло, искусство представления, искусство переживания/
Изучение элемента "действие" должно проходить по следующим этапам:
Первый этап - целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие.
Второй этап - "если бы". Предлагаемые обстоятельства.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ОБОСНОВАННОЕ, ПРОДУКТИВНОЕ, ПОДЛИННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Раздел I. Научиться действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно
Упражнения.
Занимающихся вызывают по очереди и дают каждому задание /не намечая заранее цели действия/.
1. Осмотреть комнату. Измерить ее шагами.
2. Подслушать, подсмотреть что-либо.
3. Найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет.
4. Закрыть, открыть дверь.
5. Переставить мебель.
Предложить проделать те же действия по заданиям, но наметив их цель /то есть зачем, для чего.../
Так, например, предложить осмотреть комнату в трех разный случаях:
а/ у вас больной ребенок, вам необходимо его вывезти из города на дачу; вы осматриваете эту комнату, она вам нравится, вы решили снять ее на лето;
б/ в этой комнате надо устроить выставку картин: вы знаете, какие и сколько картин;
в/ вы желаете произвести обмен своей комнаты, чтобы поселиться в новом районе города.
Раздел 2. Хотение - задача - действие
Упражнения /на хотение - задачу - действие/.
В каждом упражнении ученик должен сначала решить, чего он хочет, наметить задачи для реализации своего хотения и действовать.
1. Идете на свидание с любимым человеком /хотение - хочу ему понравится; задачи, реализуемые действием: выбираю платье, в котором бы я была более привлекательна, на
деваю лучшие туфли, делаю прическу, которая мне особенно идет и т.д./.
2. Заблудились в лесу. Хотим выбраться /хотение/.
3. Варенье заперто в шкафу. Хочу попробовать.
4. Два брата. Старший ушел в институт, а свой магнитофон оставил на столе. Младший брат остался один. Хочу включить магнитофон и записать свой голос.
5. В селе фашисты ведут обыск в каждом доме, ищут подпольную типографии. У вас есть подпольная литература. Хочу приготовиться к обыску.
6. Вы с группой товарищей-комсомольцев взяты фашистами в плен. Лежите связанные в сарае. Хотите бежать.
7. Собираетесь на чествование старейшей актрисы вашего театра. Начинаете переодеваться. Костюм ваш закрыт в шкафу, а мать ушла из дома. Где ключ? Как быть? Хочу найти выход из положения.
8. Играя с собакой, затоптали на клумбе любимые цветы сестры. Хочу исправить сделанное.
9. Ремонт в квартире. Вы забыли об этом и прислонились к только что покрашенной двери. Хочу ликвидировать пятно.
10. Ждете к себе в гости друзей. Хочу создать уют и приготовить стол к вечернему чаю.
11. Пришла домой к подруге, ее нет дома. Надо ждать более часа. Хочу занять себя.
12. Только что увезли ребенка в больницу, у него скарлатина. Хочу приготовить комнату для дезинфекции.
Упражнения /на физические, элементарно-психологические и сложно-психологические задачи/.
1. Убрать комнату:
а/ очередная уборка /физическая задача/;
б/ убрать так, как обычно нравится вашей матери, которая сейчас возвращается из отпуска /элементарно-психологическая задача/;
в/ убрать комнату после похорон близкого человека /сложно-психологическая" задача/.
2. Готовить обед:
а/ повар в столовой готовит обед /физическая задача/;
б/ мать готовит обед, чтобы порадовать детей их: любимым блюдом /элементарно-психологическая задача/;
в/ готовить обед, чтобы накормить тяжело больную дочь /сложно-психологическая задача/.
3. Закурить папиросу:
а/ чтобы дымом отогнать комаров /физическая задача/;
б/ чтобы насладиться ароматным запахом и приятным вкусом редкого сорта папирос /элементарно-психологическая задача/;
в/ чтобы подать сигнал /сложно-психологическая задача/.
4. Ухаживать за больным:
а/ санитарка ухаживает за больным /физ. задача/;
б/ санитарка ухаживает за больным, хорошо знакомым ей человеком /эл.-псих. задача/;
в/ санитарка ухаживает за привезенным с фронта в лазарет своим сном /сложно-псих. задача/.
5. Сжигать бумагу:
а/ сжигать в печке накопившуюся ненужную бумагу задача/;
б/ сжигать книги, журналы, старые тетради, чтобы нагреть комнату /элементарно-псих. задача/;
в/ сжигать конспиративные записи и литературу перед предстоящим обыском в семье революционера /сложно-псих. з./
6. Прочищать охотничье ружье:
а/ прочищать и смазать охотничье ружье, приготовляя его к очередной охоте /ф.з./;
б/ прочищать охотничье ружье - память покойного отца /э.-п. з./;
в/ прочищать охотничье ружье, чтобы идти на расправу с фашистскими бандитами /с.-п. з./.
7. Просматривать газету:
а/ чтобы скрыться за ней от проходившего мимо вас днако-мого человека /ф. з./;
б/ чтобы прочесть рецензию о виденном вами спектакле /э.-п. з./, для этого необходимовнутренний монолог;
в/ чтобы прочесть очерк о героических подвигах родного вам человека, отдавшего свою жизнь за Родину /с.-п. з., здесь тоже нужен внутренний монолог/.