Одним из ведущих направлений утверждения коммуникативного аспекта культуры речи является развитие принципов функциональной стилистики. Именно научный аппарат данного направления современной лингвистики связан с задачами исследования языка в контексте проблем речевого общения.
Научная значимость стилистики, состоящая в соединении риторических и грамматических представлений о языке, впервые была осознана в наиболее традиционном направлении стилистики – «стилистике ресурсов», изучающем всю парадигму языковых единиц на основе выполняемых ими стилистических функций, тех оснований использования лингвистических единиц в речи, которые позволяют утверждать наличие в системе языка особых стилистических микросистем и, следовательно, дают возможность оценивать систему языка в стилистическом аспекте как особую стилистическую систему со своими единицами функционального представлениями формы и содержания языковых знаков.
Согласно стилистической концепции В.В. Виноградова, стилистика изучает то же, что и лингвистика в целом, выделяя при этом особое направление описания языковой системы – прежде всего стилистическую окраску единиц языка, их экспрессивные оттенки, поэтому важнейшей составляющей современного определения стилистики являет понятие различных типов стилистических коннотаций (оттенков, значений) языковых знаков как особого предмета изучения лингвистической стилистики, выявляющей в сложившейся системе языковых знаков экспрессивно-оценочную логику функционирования языковых средств как стилистических маркеров системы языка, что в свою очередь создает базу для собственно функционального рассмотрения стилистически маркированных языковых средств в разных формах речевого общения как предмета функциональной стилистики. Таким образом, категории лингвистической стилистики играют особую «предтекстовую» роль в изучении проблем функциональной стилистики и стилистики текста, поскольку определяют лингвистическую объективность, системную значимость категорий функционального представления единиц стиля и текста в реальных парадигматических связях языковых знаков, стилистическое взаимодействие которых отражает особый «предтекстовый», «внеконтекстуальный» план функционирования уровней языковой системы в их исторически сложившейся стилистической системе значимостей и значений. Поэтому основным понятием репрезентации такого представления о стилистическом функционировании является категория стилистического значения – особый вид языкового значения, отражающий взаимосвязь объективного и субъективного, семантики и прагматики, парадигматики и синтагматики в структуре системных характеристик языковых знаков.
Современная теория языкового знака, восходящая к учению о правильности имен Платона и стоиков и теории «стихий слова» А.А. Потебни, определяет в своем учении о семантике, прагматике и синтактике языковых знаков невозможность сведения языка к одному из этих уровней и, стало быть, релевантность синтеза объективного и субъективного в системе языка, реальность которой в пространстве сознания организует процесс речевой деятельности языковой личности, когнитивные механизмы формирования ее знаний о языке, включающих представления о единстве семантико-прагматических, объективно-субъективных свойствах звуковой формы языковых знаков, т.е. знаний о системе языковых знаков (семантике), своем личностном отношении к системе языковых средств (прагматике) и логике «правильного», семантико-прагматического использования и комбинации экспонентов системы (синтактика). Особая научная значимость данных представлений заключается в той «антропологической» ценности языковых категорий, которая в полной мере утверждается в науке о языке по мере осознания антропегенной природы языка: языковой знак не есть только «продукт жизнедеятельности» человека, результат социального договора или явление, объективно данное человеку в ощущениях, напротив, его существование обусловлено и универсумом, и сознанием (коллективным и индивидуальным), поэтому язык – это «творимая реальность», особый образ действительной реальности, интерпретируемой и потому заново создаваемой благодаря действию рассудка, воли и эмоций языковой личности, а языковой знак всегда связан не только с представлениями о мире, но и с внутренним миром человека, с самим человеком как носителем языкового мышления. Такой антропоцентризм в оценке системы языка во многом стал возможным именно благодаря выделению прагматического уровня осознания языковых категорий, поскольку именно языковая прагматика выдвигает в своей интерпретации языкового знака определение языка как достояние языковой личности, индивида, устанавливает языковые сферы отражения личностных интенций, «присутствий» индивида в деятельностном механизме образования языковых структур. И немаловажную роль в становлении антропологических воззрений на язык сыграла отечественная теория стилистики, а именно – стилистики ресурсов, которая наряду с зарубежными семантическими концепциями языковой прагматики предложила свое изучение системной значимости «личностных смыслов» как особого уровня представления языковых значений – уровня так называемых «дополнительных значений».
Категории стилистической коннотации, стилистического значения в конечном счете используются для установления некоторой системы стилистически маркированных единиц языка, к определению которой другое направление стилистических исследований – функциональная стилистика – подходит с новых позиций. Функциональная стилистика исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего – специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей («подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д.) языка / речи. В ее задачи входит изучение реализации потенциальных стилистических возможностей языка в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, форм мышления и различных ситуативных особенностей общения в той или иной социальной сфере, иначе говоря – закономерностей функционирования языка в различных коммуникативных сферах. Именно внимание к коммуникативной обусловленности процесса функционирования позволяет определять функциональную стилистику как стилистику коммуникативную. Ее предмет – сам процесс функционирования языка, а не его структура: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определяемые экстралингвистическими факторами, и образующаяся в результате этого речевая организация (речевая системность). Таким образом, функциональная стилистика представляет собой лингвистическое учение о соотношении текста с внетекстовыми (общеязыковыми) подсистемами, и, поскольку речевой акт предстает как результат выбора говорящим языковых форм из заранее данных языком возможностей в зависимости от его цели (функций), основным понятием стилистики становится понятие «коммуникативного», или «функционального» стиля (Ш. Балли).