Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. знания и власти, в которой эти три фигуры будут объедине­ны или, как минимум, осмыслены в общей системе регуляр­ных установок




знания и власти, в которой эти три фигуры будут объедине­ны или, как минимум, осмыслены в общей системе регуляр­ных установок. Именно в этот момент, только в этот момент, действительно выстраивается поле аномалий, в котором мы обнаружим и двусмысленности монстра, и двусмыслен­ности неисправимого, и двусмысленности мастурбатора, но уже восстановленные внутри однородного и несколько менее регулярного поля. Но до этого, в эпоху, из которой я исхожу (конец XVIII — начало XIX веков), эти три фигу­ры, как мне кажется, остаются отдельными. Они остаются разделены ровно постольку, поскольку разделены системы власти и системы знания, с которыми они соотносятся.

Так, монстр соотносится с тем, что можно широко оха­рактеризовать как круг политико-судебных властей. И в конце XVIII века его фигура уточняется, даже трансформи­руется, вместе с трансформацией этих политико-судебных властей. Неисправимый определяется, прорисовывается, трансформируется и дорабатывается по мере того, как пе­рестраиваются по-новому функции семьи, а также по мере развития дисциплинарных техник. Что же касается мастур­батора, то он появляется и прорисовывается в ходе пере­распределения властей, прилагающихся к телу индивидов. Конечно, эти инстанции власти не являются независимыми друг от друга, однако они не следуют общему типу функци­онирования. Нет такой технологии власти, которая могла бы объединить их, подразумевая внятное функционирование каждой из них. Думаю, именно поэтому мы и сталкиваем­ся с тремя этими фигурами в отдельности. И те инстанции знания, с которыми они соотносятся, отдельны в такой же степени. Монстр соотносится с естественной историей, за­ведомо сосредоточенной вокруг абсолютного и непреодо­лимого различия видов, родов, царств и т.д. Неисправимый соотносится с типом знания, медленно складывающегося на протяжении всего XVIII века: это знание, порождающее пе­дагогические техники, техники коллективного воспитания и формирования навыков. Наконец, мастурбатор появляет­ся довольно поздно, в самые последние годы XVIII века, и соотносится с зарождающейся биологией сексуальности,

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

которая, собственно говоря, обретет научную стройность только в 1820-1830 гг. Таким образом, организация конт­рольных мер в отношении аномалии, как техника власти и знания XIX века, как раз и должна будет организовать, коди­фицировать, сопрячь друг с другом эти инстанции знания и власти, которые в XVIII веке действуют порознь.

Еще одна ремарка: мне вполне отчетливо виден истори­ческий уклон, который дает о себе знать в ходе XIX века и который постепенно переворачивает иерархию трех наших фигур. В конце или, по крайней мере, в течение XVIII века самой важной фигурой, которая будет доминировать, кото­рая заявит о себе (и как громко!) в судебной практике нача­ла XIX века, несомненно является фигура монстра. Именно монстр составляет проблему, именно монстр мобилизует и медицинскую, и судебную системы. Именно вокруг монстра сплетается к 1820-1830 гг. вся проблематика аномалии, вок­руг этих чудовищных преступлений, связанных с именами женщины из Селеста, Генриетты Корнье, Леже, Папавуана и т.д., — о них мы еще поговорим. Именно монстр являет­ся главной фигурой, из-за которой приходят в беспокойство и реорганизуются инстанции власти и поля знания. Затем постепенно выдвигается более скромная, приглушенная фигура, не столь перегруженная научно и кажущаяся со­вершенно безразличной ко власти, — это мастурбатор или, если хотите, весь универсум сексуального отклонения. Вот что теперь приобретает все большую важность. Именно эта фигура перекроет в конце XIX века все прочие и в конечном итоге даст ход главным проблемам, связанным с аномалией.

Вот что я хотел сказать о положении трех этих фигур. Теперь, в трех или четырех следующих лекциях, я намерен кратко рассмотреть их сложение, их трансформацию и раз­витие с XVIII до второй половины XIX века, то есть в пери­од, когда эти фигуры сначала формируются, а затем, с опре­деленного момента, получают новое определение в рамках проблемы, техники и знания об аномалии.

* * *

Карл Густав ЮНГ. Мишель ФУКО

Сегодня же начнем разговор о монстре. Монстр — поня­тие не медицинское, а юридическое. В римском праве, ко­торое очевидно служит фоном всей проблематики монс­тра, тщательно, если не абсолютно ясно, различаются две категории: категория уродства, увечья, дефектности (уродливое, увечное, дефектное — это как раз то, что на­зывалось portentum или ostenturri) и категория собственно монстра. Так что же такое монстр в научно-юридической традиции? Со времен Средневековья и до интересующего нас XVIII века монстр — это по сути своей гибрид. Гибрид двух царств, животного и человеческого: человек с головой быка, человек с ногами птицы — монстр. Это помесь, гиб­рид двух видов: овцеголовая свинья — монстр. Это гибрид двух индивидов: тот, у кого две головы и одно туловище, или тот, у кого два туловища и одна голова, — монстр. Это гибрид двух полов: тот, кто является мужчиной и женщи­ной одновременно, — монстр. Это гибрид жизни и смерти: зародыш, явившийся на свет с нежизнеспособной морфо­логией, но все же способный прожить несколько минут или несколько дней, -— монстр. Наконец, это гибрид форм: тот, у кого нет ни рук, ни ног, как у змеи, — монстр. Следова­тельно, мы имеем дело с нарушением природных границ, с нарушением классификаций, с нарушением таблицы, закона как таблицы: действительно, именно это имеет в виду поня­тие монструозности. Однако не думаю, что это завершенное определение монстра. Юридического нарушения естест­венного закона оказывается недостаточно — бесспорно не­достаточно для средневековой мысли и наверняка недоста­точно для мысли XVII и XVIII веков, — чтобы определить монструозность. Чтобы монструозность имела место, это нарушение естественной границы, это нарушение закона-таблицы должно нарушать или, по меньшей мере, затраги­вать некий запрет гражданского, религиозного или божес­твенного права. Монструозность есть только там, где про­тивоестественное беззаконие затрагивает, попирает, вносит сбой в гражданское, каноническое или религиозное право. Именно через точку столкновения, трения между наруше-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

нием закона-таблицы, естественного закона, и нарушением закона, установленного Богом или обществами, — именно через эту точку столкновения двух правонарушений про­ходит различие уродства и монструозности. Ведь, в са­мом деле, уродство — это тоже нечто такое, что попирает естественный порядок, но уродство не монструозность, ибо уродству есть место внутри гражданского или кано­нического права. Сколь бы урод ни был противен природе, он в некотором смысле предусмотрен правом. Напротив, монструозность — это такое несоблюдение естества, ко­торое своим появлением подвергает право сомнению, ибо не подразумевает его действия. Право вынуждено спраши­вать о своих собственных основаниях, о своей собственной практике — или молчать, или сдаваться, или апеллировать к другой референтной системе, или сочинять некую казуис­тику. По сути дела, монстр — это казуистика, посредством которой право по необходимости отвечает противоестест­венному беззаконию.

Итак, монстром будет называться такое существо, в кото­ром налицо смешение двух царств, ибо, когда в одном и том же индивиде заметно присутствие животного и человечес­кого, на что ссылаются, ища этому причину? На преступле­ние человеческого и божественного закона, то есть на пре­любодеяние между человеком и животным, совершенное его родителями. Монстр, в котором смешаны два царства, является на свет не иначе, как вследствие сексуальной связи между мужчиной (или женщиной) и животным. И на этом основании следует отсылка к нарушению гражданского или религиозного права. Но наряду с тем, что противоестест­венное беззаконие отсылает к нарушению религиозного или гражданского права, это религиозное или гражданское пра­во оказывается в безвыходном положении, о котором сви­детельствует, скажем, возникновение вопроса о том, следу­ет ли крестить индивида с человеческим телом и звериной головой или, наоборот, со звериным телом и головой чело­века. И каноническое право, пусть и предусматривающее множество уродств, недостатков и т.п., не может ответить на этот вопрос. Однажды противоестественное беззаконие





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.