Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. монстр предстает как одновременно и крайнее, и крайне ред­кое явление




монстр предстает как одновременно и крайнее, и крайне ред­кое явление. Он — предел, он — точка извращения закона, и в то же самое время он — исключение, обнаруживающее­ся лишь в крайних, именно в крайних случаях. Скажем так: монстр есть сочетание невозможного и запрещенного.

Этим обусловлен ряд двусмысленностей, продолжаю­щих — почему я и хочу остановиться на этом чуть поз­же — преследовать фигуру ненормального человека и после того, как этот ненормальный человек, каким он определился в практике и знании XVIII века, воспроизвел в уменьшен­ном виде, перенял и, в некотором смысле, вобрал в себя чер­ты, свойственные монстру. Да, монстр противоречит закону. Он — нарушение и нарушение, достигшее предельной сте­пени. Однако, будучи нарушением (так сказать, сырым, не­обработанным нарушением), он не вызывает со стороны за­кона ответ, который был бы законным ответом. Можно ска­зать так: сила монстра, его способность устрашать основана на том, что, преступая закон, он в то же время лишает закон дара речи. Он отвлекает закон, обходя его. В то самое время, когда монстр самим своим существованием преступает за­кон, он вызывает, по сути дела, не ответ закона как таковой, а нечто совсем другое: насилие, попытки просто-напросто покончить с ним, или медицинское попечение, или просто жалость. Хотя существование монстра представляет угрозу для закона, отвечает на эту угрозу кто угодно, только не за­кон. Монстр — это нарушение, автоматически оказывающе­еся за пределами закона, и это одна из первых двусмыслен­ностей. Вторая двусмысленность в том, что монстр — это в некотором роде спонтанная, стихийная, но как раз поэтому естественная форма противоестественного. Это созданная игрой самой природы преувеличенная модель, наглядная форма всевозможных мелких отклонений. И в этом смысле можно сказать, что монстр есть увеличенная модель всех не­значительных нарушений. Это интеллигибельный принцип для всевозможных форм аномалии, циркулирующих в виде разменной монеты. Поиск фона монструозности за мелкими аномалиями, мелкими отклонениями, мелкими сдвигами: эта проблема будет заявлять о себе на всем протяжении XIX

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

века. Так, этот вопрос поднимет, столкнувшись с преступ­никами, Ломброзо.

Что за великий природный монстр вырисовывается за мел­ким воришкой? Парадоксальным образом монстр — вопреки занимаемой им крайней позиции, вопреки тому, что он од­новременно невозможен и запрещен, — оказывается интел­лигибельным принципом. Причем этот интеллигибельный принцип — принцип насквозь тавтологический, ибо имен­но монстр самоутверждается в качестве монстра, объясняет собою все отклонения, которые могут быть из него выведе­ны, сам при этом оставаясь непостижимым. Итак, он и есть эта тавтологическая интеллигибельность, этот отсылающий лишь к самому себе объяснительный принцип, который об­наруживается за всеми анализами аномалии.

Эти связанные с понятием монстра двусмысленности, громко заявившие о себе в конце XVIII — начале XIX веков, мы находим вполне жизнеспособными, хотя и смягченны­ми, приглушенными, но все же действительно активными, во всей проблематике аномалии и во всех судебных и меди­цинских техниках, которые практикуются в отношении ано­малии, в XIX веке. Говоря кратко, ненормальный (причем до конца XIX, а возможно, и до XX века) является по сути своей тривиальным, банализированным монстром. Ненор­мальный долгое время будет оставаться своего рода серым монстром. И это первая фигура, которую мне хотелось бы кратко исследовать.

Вторая фигура, к которой я вернусь позже и которая тоже присутствует в генеалогии аномалии и ненормаль­ного индивида, — это фигура, которую можно было бы назвать фигурой «исправимого индивида». Это еще один персонаж, отчетливо вырисовывающийся в XVIII веке, несколько позднее монстра, и, как вы увидите, имеющий весьма глубокую родословную. По сути дела, исправимый индивид — это индивид, особенно характерный для XVII и XVIII веков, для классической эпохи. Его референтное поле явно уже, чем у монстра. Референтное поле монстра — это природа и общество, законы мира в их совокупности; монстр — космологическое (или антикосмологическое)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.