Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюция представлений о свободе и в философии сопряжена с развитием идеи об уникальности человека




В древних цивилизациях, – (человек - элемент природы и космоса, значим не в своей отдельности и особенности, а в сопричасности единым процессам жизни). Здесь была важна не свобода. Высшая сила – судьба – определяла все метаморфозы человеческой жизни и была «гарантом космическо справедливости»:-)

Средние века, в христианском вероучении – человек наделяется свободой воли - как способностью самостоятельного выбора между добром и злом. При этом победа добра над злом могла осуществиться лишь при соучастии в свободном выборе высших сил.

Рационализм (новоевропейская философия). Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого поступка. Правомерность выбора обеспечивается соотнесением его со строгими законами разума.

Неклассическая философия: 1) Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Подлинная свобода возможна лишь как акт экзистенциального выбора, но не с изначально заданными абсолютами добра и зла, а в ситуации индивидуального конструирования своей шкалы ценностей. 2)Свобода – это творчество, обращающее человека к новому пониманию себя, других и мира.

Постмодернизм: Невозможность абсолютной личной свободы и творчества в условиях техногенного общества. Постмодернизм предпочитает говорить вместо свободы понятие игры (для описания механизма человеческих действий и поступков.) Игра вбирает в себя традиционные оппозиции индивидуального и всеобщего. В рамках ее пространства находят примирение и судьба, вмешивающаяся в жизнь силой слепого случая, и закон, конкретизирующийся в обязательности игровых правил, и творчество, позволяющее человеку по-новому реализовать себя и обеспечивающее неожиданность и притягательность всякой отдельной игры. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона.

 

Экзистенциализм

Экзистенциали́зм — направление в философии, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм как течение современной западной философии оформился в 20-е гг 20 века в Германии и позже во Франции. Э кзи­стенциальная философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем. Центральное понятие экзистенциализма является - "экзистенция" (позднелат. existentia - существование) - характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов челове­ческого существования: свобода (как возможность выбора); страх (как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь (как забо­та, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивиду­ального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как меха­низм отношений в системе "я - Другой").

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Экзистенциальная философия – это не отрицание науки, но выходящее за ее пределы мышление, которое не познает предметы, а проясняет существование самого мыслящего человека. Соответственно, экзистенциальная философия не считает себя обладающей объективным знанием того, что есть человек, скорее, она имеет характер обращенного к человеку призыва: «стань самим собой!», «сбудься!». И здесь невозможен никакой окончательный результат, экзистенциальная философия, как и человеческое существование, открыты и не завершены.

 

Представители в Германии Мартин Хайдеггер – игровая модель жизни и Карл Ясперс, а во Франции Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

 

 

37. Социокультурные параметры человеческого бытия

План:

· Суть Ф. антрапологии

· Природа и сущность человека

· «экзистенциалы», «модусы»

· Сущность социокультурных параметров: социализация, образование, коммуникация, деятельность

· Три аспекта рассмотрения

 

Проблема человека традиционно является одной из центральных в философии. Философская антропология (греч. anthropos - человек) - учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия. Круг проблем философской антропологии:

1. природа и сущность человека.

2. происхождение человека и его положение в мире.

3. возможности и способности человека.

4. жизненное предназначение человека.

Цель антропологического подхода - решение следующих проблем:

1. очертить основания и сущность человеческого существования, человеческой индивидуальности, человеческих возможностей.

2. сделать человека «мерой всех вещей» и через эту меру представить бытие в целом. Мир предстает в очеловеченной форме.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 640 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.