1) Эволюционная теория Ч. Дарвина. Дарвин считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза - совместного возникновения человека и общества.
Позже была выдвинута теория христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный "творческий акт", благодаря которому человек поднялся до уровня "духовной личности".
Согласно современным представлениям процесс возникновения человека (антропогенез) и общества (социогенез) - это системный процесс, который начался около 3,5 - 5,5 млн лет назад. Эволюция человека прошла ряд ступеней:
· 3,5 - 5.5 млн лет назад - выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых ( признаками нового вида стали прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга – гоминидная триада);
· около 0,5 млн лет назад - появились питекантропы и синантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос).
· 50-40 тыс. лет назад возникли неандертальцы
· 45-15 тыс. лет назад появился кроманьонец, который дал начало современному типу человека.
Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершилась, а его социальная эволюция продолжается.
2) Трудовая модель. Закрепление и развитие гоминидной триады обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Труд выступил и фактором, определяющим биологические механизмы антропогенеза, поскольку прямохождение, рука и мозг (мышление) являлись одновременно основанием и следствием развития трудовых навыков.
Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека.
Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к производящей были связаны с последовательным изменением кровнородственной семьи, переходом от первобытного стада к обществу. Как показал Ф. Энгельс, отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности.
Передача от человека к человеку, от одного поколения к другому орудий труда стала первым опытом трансляции знания и информации, т. е. первым вариантом культурной традиции. Тем самым орудия труда функционируют как первоэлементы специфически человеческого языка, в то время как программы трудовой деятельности определяют его первую грамматику.
Несмотря на несомненный приоритет трудовой концепции антропогенеза в современной науке, в философском дискурсе существует ряд альтернативных точек зрения, согласно которым загадка происхождения человека связана с фактом возникновения культуры как специфически человеческой среды обитания. Т.к. феномены культурного творчества не могут быть редуцированы к трудовой деятельности, служащей механизмом обеспечения преимущественно физического выживания людей. Возникновение нравственности, искусства, религии, философии или науки происходило как бы вопреки требованиям практической целесообразности, однако именно в них конкретизируется собственно человеческая сущность и духовность.
ФИЛОСОФСКИЕ Модели:
1) Игровая модель. Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека. Ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга. Данная модель объясняет возникновение культуры, религии, искусства исходя из принципа игры. Игра - форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно – существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.
2) П сихоаналитическая концепция антропогенеза З. Фрейда - возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
3) С емиотическая модель, рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык в рамках семиотической модели превращается в демиурга культуры и человека.
39. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в классической и современной философии
План
· Сознание – понимание и сложности в рассмотрении и определении
· Подходы:
o Субстанциальный
o Функциональный
§ Натурфилософский
§ Вульгарный материализм
§ Диалектно-мат-й
o Социокультурный
§ Нем классич идеализм
§ марксизм
o Экзистенц-функц
Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяет ценностные ориентиры своей жизни и творчески изменяет условия своего существования.
В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания).
Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, где принципиальная ненаблюдаемость с убъективной реальности задает естественные трудности для ее теоретической реконструкции.
С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека, оно существует только там, где индивид сам решает все смысложизненные вопросы, сам делает жизненный выбор, сам оценивает свое место в жизни и т.д. Но с другой стороны, индивидуальный опыт сознания не сводится только к неповторимости и уникальности, а включает в себя и всеобщее содержание. Ведь существуют какие-то всеобщие формы восприятия мира, ценностные ориентации и переживания, которые воспроизводятся в индивидуальном сознании.