Два принципа взаимодействия биосферы и общества:
1) процесс коэволюции – совместная революция общества и природы. Их развитие должно быть основано на таком поведении человека, при котором сохранится динамическое развитие биосферы и обеспечится дальнейшее развитие общества.
2) экологический императив – целый рад требований, запрет на все виды деятельности, которые наносят ущерб биосфере, социальный контроль, гуманитарная экологическая экспертиза
Две модели экологии:
В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак), антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребительство; человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпаемый источник материальных благ.
Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.
Возникла новая область знаний - биоэтика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому - к человеку и животным.
Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции - биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому - ахимса.
Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция "все для человека" утрачивает силу. Иными словами, человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов, связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства.
33. Образы природы в философии. Инвайроментальная проблематика в современном философском и научном знании.
В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
Две модели экологии:
А нтропоцентристская модель – человек является центральным объектом в природе, человек как высшая ценность противопоставлена природе как его собственности, право собственности постулируется, природа воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, характер мотивов и целей взаимодействия с ней прагматичен.
Экоцентристская модель – ориентация на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Экологическое сознание может быть охарактеризовано следующими критериями:
- «противопоставленность – включенность» (человека в природу);
- «объектное – субъектное» восприятие природы;
- «прагматический – непрагматический» тип отношения к природе.
Архаическая эпоха.
Это самое начало социогенез а. Люди не выделяли себя из природы, так как человек на раннем этапе социальной эволюции максимально зависел от природы. Здесь имеет место высокая степень психологической включенности человека в мир природы. Проявляется субъект-объектная неразделенность человека с природой. Характер взаимодействия при этом в целом прагматичен. Но есть и непрагматические элементы: природа понимается как родной дом человека. Человек сосуществует с природой.
Древность.
Характерны представления об особом потустороннем мире в рамках анимистической картины мира. Целью становится необходимость установить благоприятные отношения с Духами, так как они могут как помогать, так и вредить людям. Постепенно мир духов перерастает в мир богов. Человек начинает приспосабливать природу под свои нужды.
Античность.
Складываются представления о богах как творцах природы. Боги при этом антропоморфны, а не зооморфны, как при тотемизме. Уже в мифах через фигуры богов прослеживается идея покорения природы, ее освоения и укрощения. Человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Складывается психологическая противопоставленность человека и природы. Античность в целом тяготеет к субъектному восприятию природы, хотя появляется и объектное. Природа – идеал гармонии. Человек активно меняет природу.
Средневековье.
Идеологический стержень – х ристианство. В картине мира представлена жесткая иерархия: Бог – человек – природа. Человек по воле Бога противопоставлен природе. Характер взаимоотношения с природой стал абсолютно прагматическим. Человеку дается неограниченная свобода в обращении с природой, которой он пользуется.
Новое время.
Отчуждение человека от природы освещается наукой. При этом большую роль сыграло картезианство (философские идеи Декарта). Человек радикально выделился из среды. Тем самым формируется полная психологическая противопоставленность человека и природы.
Инвайронментальная (англ., environment - окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.
Инвайронментальный консервационизм. Основной тезис – «максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период». Утверждается необходимость рационального природопользования и справедливого распределения природных ресурсов. Человек по-прежнему противопоставлен природе, воспринимает ее как объект использования, прагматично. Но это уже несколько иной прагматизм. Он определяется здесь как «дальний прагматизм» в силу основной идеи – консервации природы для будущих поколений.
Экологизм (В России представлен «русским космизмом»). Человек – составная часть природы. Противоречие между разумом и природой неизбежно, но разум несет ответственность за его разрешение. Экологизм обосновал новую моральную основу взаимодействия человека и природы.
В экологизме наиболее отчетливо проявили себя следующие идеи:
- экосистемный холизм (О. Леопольд): разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества. Неразумно то, что стремится к обратному;
- «моральное сообщество»: перенос норм морали на «внечеловеческие» элементы экосистемы. Но ценность здесь имеет экосистема в целом, а не каждый отдельный ее элемент;
экологическая этика: совокупность этических норм, которые должны соответствовать природе человека и законам окружающей среды.
Таким образом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм начали формировать представления о непрагматической ценности природы. Однако объектное восприятие природы пока сохраняется.
Универсальная этика (биоцентриз). Утверждается субъектное восприятие природы. Не усматривается какой-либо разницы между человеком и животным. Универсальная этика выступает в качестве идеологической базы биоцентризма. Природа понимается как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощает в себе основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. Содержание универсальной этики и биоцентризма охватывает 3 основные идеи:
- синкретичность мира: в мире нет разделения на субъект и объект, на человеческое и внечеловеческое;
- биосферный эгалитаризм: равное право на жизнь, равная самоценность;
- экологическое самообеспечение: качество жизни должно определяться духовными потребностями (против технико-экономического развития).
34. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и постклассической философии
Проблема человека традиционно является одной из центральных в философии. Философская антропология (греч. anthropos - человек) - учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия - развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития.
Круг проблем философской антропологии: