Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Выразительные средства графики и фонетики




Понятие стиля. Стиль и норма.

Любую стилистическую информацию мы воспринимаем по отношению к норме. Тогда стилистический класс «норма» - центральный и наиболее объемный в стилистической системе. Позитивное содержание стилистического смысла:

а) этот смысл не передает дополнительных сведений о субъекте речи, поэтому он делает как бы равными всех членов языкового социума. б) вербализация мира в самом широком объеме. Это отражение объективной и нормативной картины мира, принятой в данном социуме.

Язык нормы – семантически очень богатый язык. Тут представлены такие явления, как

- многозначность

- идеографическая синонимия (ученый гениальный, выдающийся, знаменитый замечательный, маститый, известный – нет стилистических различий, это все норма. Но есть глубочайшая стилистическая дифференциация, для стилистического смысла «норма» это показательный момент, для других стилистических смыслов мы такого рода стилистической дифференциацией не обладаем).

- на языке нормы мы формулируем наши основные оппозиции, которые относятся к мышлению, жизни, мировоззрению (добро – зло, свое – чужое, бедность – богатство).

- это коммуникативно успешный язык в разных социальных слоях.

- на языке нормы формулируются метафорические концепты обыденного сознания, научного, художественного (концептуальные метафоры) (жизнь – это путь, время – деньги).

- язык нормы в высшей степени способствует интертекстуальности.

- разнообразные индивидуально авторские приращения в большей степени связаны с нормой

- в языке нормы воплощаются коллективные представления об эстетике

В любом тексте в качестве обязательных представлены стилистические знаки со смыслом нормы.

Панов: Не может существовать естественного текста устного или письменного, состоящего только из слов высокого или разговорного стиля, но может встретиться текст целиком из слов и языковых знаков со стилистическим смыслом «норма».

Стилистические смыслы – это точки зрения, закрепленные в системе языка. Они задают способы видения мира в данном языковом социуме, они являются реализацией семантической категории «стилеобразующая точка зрения». Разделение стилистических знаков на классы осуществляется по общему для них стилистическому смыслу.

Стиль и норма внутренне связаны.

Пьер Гиро: «стиль есть специфический способ действия».

Стиль не относится к системе языка!

Чтобы стиль появился, должны быть возможность выбора (можно обратиться: девушка, сударыня, барышня, москвичка, по имени…), наличие нормы, общепринятого способа действия.

«Стиль есть значимый выбор в рамках каких-то общепринятых норм» (Константин Аркадьевич Долинин)

Виноградов о стиле в нормативном понимании: с ним мы встречаемся, когда слышим выражения «прекрасный стиль или язык», «писать правильно, красиво, образно», «язык небрежный, запутанный». Это качественные оценки идеала пользования языком.

Мы должны говорить о нормах стиля, примерно так же, как Р.Барт говорил о нулевой степени письма.

Норма стиля (простой стиль): сказанное должно обладать точностью, ясностью и связанностью (Матезиус).

Оценки стилей (примеры): легкий и тяжелый; ясный, чистый, прозрачный, мытный, вязкий; сухой, сдержанный. Эти оценки связаны с восприятием.

Жирар Жене, ссылаясь на Р.Якобсона: «Стиль – не что иное, как чувственно воспринимаемый аспект текста», который называется ещё ощутимым.

Б.А.Успенский: стилистическое многоязычие в языке – «возможность переводить с одного стиля на другой».

Выразительные средства графики и фонетики.

Графика с точки зрения выразительности знаков

  1. заглавная буква, курсив, шрифт, постановка специального ударения, особое написание, геометрическая фигура из буквы, полиндромная техника в поэзии, разделение слова на слоги, совместное использование с иероглифическими и иконическими знаками: я тебя [нарисовано сердечко] – метонимия человеческого чувства = «люблю», преобразование графического облика конкретных слов (написания по произношению) - указание на разговорность или просторечие: «тыща» у Бродского.

Фонетика с точки зрения выразительности знаков

  1. сокращение фонетического облика (в разговорном дискурсе), включение дополнительных звуков (классический пример – пение), сокращение + добавление. В поэтическом дискурсе чаще всего в ритмизованной прозе: сиреза, синкопа, апокопа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.