Стремясь, с одной стороны, под влиянием христианской идеологии забыть о материальной красоте и сосредоточиться на духовной, помня о невзрачном виде Христа и достоинстве любого самого неприглядного создания природы, они изображают некрасивые предметы и невзрачных людей, часто нарочито деформируя их тела и черты лица, сознательно нарушая вроде бы все «законы красоты» (об их понимании Августином см. ниже). С другой стороны, реминисценции античного пластического и живописного понимания красоты, жившие всегда в глубинах художественного сознания итальянцев, несмотря на то, что материальные памятники этой красоты в большинстве своем были в буквальном смысле погребены под грудами пепла, под руинами античных храмов и под новым культурным пластом христианской эпохи, - именно эти реминисценции, а также христианское представление о том, что ничто безобразное не лишено своей доли красоты, что безобразное любят для того, чтобы оно перестало быть таковым, и что под невзрачным видом часто скрывается высокая духовная красота, - все это привело лучших живописцев итальянского Средневековья (хотя подобные примеры можно найти и в живописи северной готики) к интересному художественному решению. Виртуозно владея изобразительными средствами - цветом, линией, формой, системой цветовых отношений и моделировки форм, они умели наделять свои изображения внешне невзрачных, деформированных, вроде бы совершенно некрасивых фигур удивительно тонкой и глубокой красотой, которая как бы излучается изнутри этих далеких от античных канонов красоты, часто достаточно условно изображенных фигур и лиц. Чисто живописными средствами они научились выражать красоту безобразного, чем существенно расширили горизонты изобразительного искусства.
Показательны в этом плане живописные «Распятия» итальянских мастеров XIII в. Джунто Пизано, Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ. На голубом фоне изображен крест, на котором распят Христос. Тело Христа изгибается неестественным образом. По бокам (концам) креста находятся иконы. Слева – икона Богоматери.
Фрески Пармского баптистерия.
Между 1196 и 1216 гг. сооружение баптистерия было поручено Бенедетто Антелами, который руководил процессом постройки и украшения здания скульптурным декором, изготавливаемым его помощниками. Фрески, которые украшают ниши нижнего яруса, являются одними из наиболее выдающихся картин Северной Италии. Написанные на протяжении 13 и 14 веков неизвестными художниками Эмилии и Ломбардии, фрески изображают библейские сцены и жизнь святых, а также жизненный путь Христа. Щедрый скульптурные декор баптистерия Пармы – это настоящее переплетение излюбленных тем средневековья; внутри он дополнен гравированными люнетами со скульптурами двенадцати месяцев, времен года и знаков зодиака. Статуи месяцев, большинство которых было изготовлено самим Антелами, являются, вероятно, наиболее изысканными скульптурами интерьера баптистерия. Фигуры в композиции занимаются своими повседневными деревенскими делами, поскольку ее основной мотив – это крестьянский быт и природа. Оформление баптистерия – это наиболее значительное и захватывающее звено между творчеством Антелами и французской готической скульптурой конца 12-го столетия.
Коппо ди Марковальдо.
Коппо ди Марковальдо (итал. Coppo di Marcovaldo; ок. 1225, Флоренция — ок. 1275, Сиена) — итальянский художник.
Коппо ди Марковальдо является одной из центральных фигур в художественном процессе второй половины XIII века, который был очень важен для становления сиенской живописной школы. Судьба этого художника весьма интересна. Архивные документы сообщают, что в 1260 году он принял участие в битве при Монтаперти на стороне флорентийских сторонников папы — гвельфов. В той битве флорентийцы потерпели поражение от сиенских гибеллинов, и Коппо ди Марковальдо попал в сиенский плен. В плену он пробыл недолго. Коппо был способным художником, и свою свободу выкупил тем, что в 1261 году написал образ Мадонны для сиенской церкви Сервите (так называемая «Мадонна дель Бордоне»).
Пока Коппо томился в плену, папа римский Александр IV в отместку за поражение отлучил Сиену от церкви. Главной покровительницей своего города сиенцы считали Мадонну, и в пику папству, ради утверждения идеи, что власть небесная выше власти папской, стали изображать Мадонну в виде царицы-владычицы Сиены.
Интересно, что Коппо ди Марковальдо стал первым художником, наделившим в своей «Мадонне дель Бордоне» сиенскую покровительницу царскими символами — орлами на мафории (платке).
Так судьба совершила неожиданный поворот, превратив художника из противника Сиены в её сторонника, принявшего далеко не последнее участие в становлении сиенского культа Мадонны.
В следующем произведении, «Мадонне с младенцем» (ок. 1265 г., церковь Сан Мартино деи Серви в Орвьето), голову Мадонны украшает корона, а царские орлы, подчеркивающие статус Мадонны как владычицы, переместились на ткань, покрывающую спинку трона; Мадонна аристократична и царственна. Этот прием вслед за Коппо стали использовать другие художники, например, Гвидо да Сиена.
После «Мадонны дель Бордоне» вторым документально подтвержденным произведением Коппо ди Марковальдо является расписной крест, который в 1274 году он создал вместе со своим сыном, Салерно ди Коппо, для собора в Пистойе.
В этом произведении Коппо отталкиваясь от прототипа, созданного Джунта Пизано, развивает далее пластику тела, тонкость письма и драматизм события. У Джунта Коппо ди Марковальдо заимствовал технику передачи светотени. Это оживило лики его мадонн, очеловечило их, особенно если сравнивать с работами Маргаритоне д'Ареццо, рассматривавшего лик богоматери исключительно как атрибут христианского символа.
Кроме перечисленных работ Коппо ди Марковальдо приписывают алтарный образ «Архангел Михаил и сцены из его легенды», который сегодня считается самым ранним его произведением (1250-60гг., Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства), ещё один расписной крест (после 1261 г., Сан Джиминьяно, Пинакотека), а также алтарный образ «Св. Франциск и сцены из его жизни», который ранее приписывался так называемому Мастеру Сан Франческо Барди (Флоренция, ц. Санта Кроче, капелла Барди).
К этой группе произведений традиционно добавляют известную мозаику из форентийского баптистерия с изображением ада. Предполагают, что это произведение было создано под впечатлением от описания чистилища в «Божественной комедии» Данте.
В византийскую живопись, которая в то время была доминирующей в искусстве всей Тосканы, и Сиены в частности, Коппо внес чувство пластической выразительности. В то время как его современник Чимабуэ апеллировал к ранневизантийскому искусству, Коппо ди Марковальдо в свой зрелый период создавал вариации на темы поздневизантийской живописи. Его длительное присутствие в Сиене было фактором положительно повлиявшим на дальнейший расцвет сиенской школы живописи.
Чимабуэ.
Джованни Чимабуэ (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Родился ок. 1240. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.
Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.
Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици). Знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции. Возможно, еще одна его работа – полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но эта атрибуция не является общепринятой.
Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94–96: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена»). Джорджо Вазари рассказывает о том, как Мадонна Ручеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции. Умер Чимабуэ ок. 1302.
Пьетро Каваллини.
Пьетро Каваллини (около 1259—1344) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи. Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.) и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.). Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность. Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто, и других молодых художников Италии.
Помогал учителю при украшении мозаикой так называемой Навичеллы в преддверии церкви святого Петра. Ему приписываются и мозаика, и орнамент на гробнице Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве. За благочестивую жизнь его считали святым; по преданию, распятие его работы в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, близ Рима в 1370 обратилось с речью к одной святой.