В Средневековье церковь являлась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителем являлся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальным политическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая и мистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественным воплощением искусства.
Окна церкви Сен-Дени стали принципиально новыми в понятии художественного оформления. В панно были включены жития святых, жизнеописания Марии и Христа и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Применение Сугерием различных оконных медальонов оказало влияние на развитие витражного искусства. Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французской революции.
В XII веке старой каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны, в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.
Сугерию (он родился в 1088 г., был аббатом Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем монастыря, который по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходил большинство других епархий Франции. Сугерий был советником двух королей, а во время Второго Крестового Похода, одинм из идеологов которого он был, король Людовик VII оставил его вместо себя регентом - правителем всей страны.
С того времени его даже стали именовать «отцом отечества». Однако Сугерия заботило не только укрепление французской монархии, но и поднятие ее духовного престижа.
Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).
Нет, не с востока пришла готика в Европу, как утверждают мистификаторы и искатели чужой мудрости. Она родилась во Франции, из великой средневековой европейской культуры, и корни ее здесь - в Бургундии, в Нормандии.
Гениальность Сугерия в том, что он объединил многие духовные и архитектурные идеи прежних, тяжелых и торжественных романских соборов, создав нечто доселе невиданное - готику, летящую и лучезарную архитектуру света.
Назначение «архитектуры света» - духовно возвысить наблюдателя, вознося его от материального к нематериальному. Изобретение Сугерием "историзированного оконного медальона" (то есть того церковного витража, который мы знаем), оказало глубокое влияние на мировое витражное искусство. В этом тоже он был первым. И первая в мире витражная роза построена в аббатстве Сен-Дени - тоже идея аббата Сугерия.
Витражи были особой гордостью Сугерия. Из исторических сюжетов витражей Сен-Дени один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю", написанное монахами в Сен-Дени. Вероятно, эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в аббатство, состоявшимся в 1147 году.
Высокий, наполненный солнечным светом клирос произвел такое сильное впечатление на епископов, присутствующих на освящении собора, что всю вторую половину века они посвятили строительству во Франции великолепных готических соборов.
Стиль этот назывался лучезарным, пренебрежительную "готику" придумали высокомерные итальянцы во время своего ренессанса, дабы подчеркнуть, что их новомодная архитектура - не то, что у диких северных готов из Франции.
Буржский собор.
На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа 13 в. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние струится мягкими складками, на плече наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой.
Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок. Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи падение будущего сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.
В орнаментальных зонах этого витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый. Персонажи помещены либо у нижней границы обрамления, на слегка неровной полоске земли, либо на своего рода помостах – в зависимости от того, разворачивается ли сцена в интерьере или под открытым небом. В сцене отъезда блудного сына разноцветные полоски под ногами героя означают, что путешествие совершается по суше. У всех персонажей буржского витража тонкие, изящные фигуры и крупные головы с выдающимися костями черепа.
К середине 15 в. витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи – ведущей школы того периода. В 1451 г. богатый французский купец Жак Кёр, которому было пожаловано дворянство, внес щедрое пожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа.
Витраж Жака Кёра отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сцена распределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангела Гавриила, принесшего Марии благую весть, в другой – сама Дева Мария.
Как и в Эвре, в других секциях изображены святые покровители донатора и его супруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевского дома, на службе которого состоял Жак Кёр. Этот витраж выполнен в художественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника. В соответствии с традицией монументального витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают все доступное пространство.
Собор в Шартре.
Мир средневековой знати предстает перед нами в сцене с витража “Святой Евстафий”, украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленьких медальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого.
Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой под ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.
Строительство соборов в Бурже и Шартре началось в 90-е гг. 12 в. По-видимому, заказчики уже тогда намеревались остеклить окна и открыли с этой целью мастерские. Однако оба описанных выше образца датируются первым десятилетием 13 в. Ни имен, ни биографий их создателей история не сохранила. Предполагают, что мастер “Святого Евстафия” приехал в Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржском витражисте не известно ничего.
Высокое мастерство, с которым оформлены изящные складки одежд персонажей, позволяет включить витражи из Буржа и Шартра в контекст искусства Северной Франции и области Мааса второй половины 12 в. Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-х гг. 13 в. и представляют собой отличительную особенность так называемого стиля “плоских складок”, или “классицизирующего” стиля.
Раннеготический стиль с характерными для него “текучими” складками драпировки, блестящими, яркими красками и богатым орнаментальным декором удерживал господствующие позиции во Франции вплоть до 30-х гг. 13 в.
Первым признаком смены стиля стали витражи работы мастера Каронуса (мэтра де Сен-Шерона), а также композиции из цветного стекла, украсившие окна транспета в Шартре. При этом шартрские мастера не были непосредственно вовлечены в процесс развития нового типа витража, начинавшийся в Париже – колыбели большинства художественных инноваций той эпохи. Возможно, новый витражный стиль сформировался в Шартре под влиянием приезжих парижских скульпторов.
Но как бы то ни было, к 40-м гг. 13 в. на родине французской готики в области изображения человеческой фигуры возобладал зрелый готический стиль, для которого были характерны изящество пропорций и крупные, четко обрисованные складки одежд.