РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОВ
КНИГА 3
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ
Я предупреждаю читателя, что эту главу должно читать не торопясь, совниманием и что я не владею искусством быть ясным для того, кто не хочетбыть внимательным. Всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща егопроизводят: одна из них - моральная, именно: воля, определяющая акт, другая- физическая, именно: сила, его исполняющая. Когда я иду по направлению ккакому-нибудь предмету, то нужно, во-первых, чтобы я хотел туда пойти,во-вторых, чтобы ноги мои меня туда доставили. Пусть паралитик захочетбежать, пусть не захочет того человек проворный - оба они останутся наместе. У Политического организма - те же движители; в нем также различаютсилу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую подназванием власти исполнительной. Ничто в нем не делается или не должноделаться без их участия. Мы видели, что законодательная власть принадлежит народу и можетпринадлежать только ему. Легко можно увидеть, исходя из принципов,установленных выше, что исполнительная власть, напротив, не можетпринадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так какэта власть выражается лишь в актах частного характера, который вообще неотносится к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, всеакты которого только и могут быть, что законами. Сила народа нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице,которое собирало бы ее и приводило и действие согласно указаниям общей воли,которое служило бы для связи между Государством и сувереном, и некоторымобразом осуществляло в обществе как коллективной личности то же, чтопроизводит в человеке единение души и тела (102). Вот каков в Государствесмысл Правительства, так неудачно смешиваемого с сувереном, коего оноявляется лишь служителем. Что же такое Правительство? Посредствующий организм, установленный длясношений между подданными сувереном, уполномоченный приводить в исполнениезаконы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. Члены этого организма именуются магистратами или "королями", т. е.правителями; а весь организм носит название "государя"*. Таким образомсовершенно правы те, кто утверждают, что акт, посредством которого народподчиняет себя правителям, это вовсе не договор. Это, безусловно, не болеекак поручение, должность; исполняя это поручение, они, простые чиновникисуверена, осуществляют его именем власть, блюстителями которых он их сделал,власть, которую он может ограничивать, видоизменять и отбирать, когда емубудет угодно; ибо отчуждение такого права несовместимо с природойОбщественного организма и противно цели ассоциации. _________ * Потому то в Венеции коллегию именуют "светлейший государь" (104),даже когда дож в ней не присутствует. Итак, я называю "правительством" или верховным управлениемосуществление исполнительной власти согласно законам, а государем илимагистратом человека или корпус, на которые возложено это управление. Именно в Правительстве заключены те посредствующие силы, соотношениекоторых и определяет отношение целого к целому, или суверена к Государству.Это последнее можно представить в виде отношения крайних членов непрерывнойпропорции, среднее пропорциональное которой - Правительство(103).Правительство получает от суверена приказания, которые оно отдаетнароду, и, дабы Государство находилось в устойчивом равновесии, нужно,чтобы, по приведении, получилось равенство между одним произведением, иливластью Правительства как такового, и другим произведением, или властьюграждан, которые являются суверенными, с одной стороны, и подданными - сдругой. Более того, невозможно изменить ни один из трех членов, не нарушивсразу же пропорции. Если суверен захочет управлять или магистрат даватьзаконы, или если подданные откажутся повиноваться, тогда на смену порядкуприходит беспорядок, сила и воля перестают действовать согласно, ираспавшееся Государство делается, таким образом, добычею деспотизма илианархии. Наконец, подобно тому как в каждом отношении есть только односреднее пропорциональное, так и в Государстве возможен лишь один лучший длянего род Правления. Но так как множество событий могут изменить теотношения, в которых выступает народ, то различные виды Правления могут бытьхорошие не только для различных народов, но и для одного и того же народа вразличные времена. Чтобы попытаться дать представление о различныхотношениях, которые могут господствовать между этими двумя крайними, явозьму для примера численность народа как отношение, которое легче выразить.Предположим, что Государство состоит из десяти тысяч граждан. Суверен можетрассматриваться лишь как понятие собирательное и как нечто целое; но каждыйотдельный человек в качестве подданного рассматривается как индивидуум.Таким образом, суверен относится к подданному, как десять тысяч к единице,т. е. каждый член Государства обладает лишь одной десятитысячной частьюверховной власти суверена, хотя он и подчинен ей полностью. Пусть народсостоит из ста ты сяч человек; положение подданных не изменяется, и каждый из них вравной мере испытывает всю силу законов, тогда как его голос, сведенный кодной стотысячной, имеет в десять раз меньше влияния на то, как эти законыбудут составлены. В таком случае, хотя подданный все время представляетсобою единицу, отношение суверена к гражданину увеличивается пропорциональноувеличению числа граждан. Отсюда следует, что чем больше растет Государство,тем больше сокращается свобода. Когда я говорю, что отношение увеличивается, я разумею под этим, чтооно удаляется от равенства. Таким образом, чем отношение больше в пониманиигеометров (105), тем меньше отношение в обычном понимании; в первом случае -отношение, рассматриваемое с точки зрения количества, измеряется егочастным; во втором, - рассматриваемые с точки зрения тождества, отношенияоцениваются подобием. Итак, чем менее сходны изъявления воли отдельных лиц и общая воля, т.е. нравы и законы, тем более должна возрастать сила сдерживающая.Следовательно, Правительство, чтобы отвечать своему назначению, должно бытьотносительно сильнее, когда народ более многочисленен. С другой стороны, поскольку увеличение Государства представляетблюстителям публичной власти больше соблазнов и средств злоупотреблять своейвластью, то тем большею силою должно обладать Правительство, чтобысдерживать народ, тем больше силы должен иметь в свою очередь и суверен,чтобы сдерживать Правительство. Я говорю здесь не о силе абсолютной, но оботносительной силе разных частей Государства. Из этого двойного отношения следует, что непрерывная пропорция междусувереном, государем и народом не есть вовсе произвольное представление, нонеобходимое следствие, вытекающее из самой природы Политического организма.Из этого следует еще, что, поскольку один из крайних членов, а именно,народ, как подданный, неизменен и представлен в виде единицы, то всякий раз,как удвоенное отношение увеличивается или уменьшается подобным же образом, ичто, следовательно, средний член изменяется. Это показывает, что не можетбыть такого устройства Управления, которое было бы единственным ибезотносительно лучшим, но что может существовать столько видов Правления,различных по своей природе, сколько есть Государств, различных по величине. Для того чтобы выставить эту систему в смешном виде, скажут, пожалуй,что, по-моему, дабы найти это среднее пропорциональное и образовать Организмправительственный, нужно лишь извлечь квадратный корень из численностинарода; я отвечу, что беру здесь это число только для примера; чтоотношения, о которых я говорю, измеряются не только числом людей, но вообщеколичеством действия, складывающимся из множества причин; во всяком случае,если для того, чтобы высказать свою мысль покороче, я временно и прибегну кгеометрическим понятиям, то я прекрасно знаю, что точность, свойственнаягеометрии, никак не может иметь места в приложении к величинам из областиотношений между людьми. Правительство есть в малом то, что представляет собой включающий егоПолитический организм - в большом. Это - условная личность, наделеннаяизвестными способностями, активная как суверен, пассивная как Государство. ВПравительстве можно выделить некоторые другие сходные отношения, откудавозникает, следовательно, новая пропорция; в этой - еще одна, в зависимостиот порядка ступеней власти, и так до тех пор, пока мы не достигнем среднегонеделимого члена, т. е. единственного главы или высшего магистрата, которыйможно представить себе находящимся в середине этой прогрессии, как единицумежду рядом дробей и рядом целых чисел. Чтобы не запутаться в этом обилии членов, удовольствуемся тем, чтобудем рассматривать Правительство как новый организм в Государстве, отличныйот народа и от суверена и посредствующий между тем и другим. Между этими двумя организмами есть то существенное различие, чтоГосударство существует само по себе, а Правительство - только благодарясуверену. Таким образом, господствующая воля государя является или должнабыть общей волей или законом; его сила - лишь сконцентрированная в нем силавсего народа. Как только он пожелает осуществить какой-нибудь актсамовластный и произвольный, связь всего Целого начинает ослабевать. Еслибы, наконец, случилось, что государь возымел свою личную волю, болеедеятельную, чем воля суверена, и если бы он, чтобы следовать этой воле,использовал публичную силу, находящуюся в его руках, таким образом, чтооказалось бы, так сказать, два суверена - один по праву, а другой -фактически, то сразу же исчезло бы единство общества и Политический организмраспался бы. Между тем, для того чтобы Правительственный организм получилсобственное существование, жил действительной жизнью, отличающей его оторганизма, Государство, чтобы все его члены могли действовать согласно и всоответствии с той целью, для которой он был учрежден, он должен обладатьотдельным Я, чувствительностью, общей его членам, силой, собственной волей,направленной к его сохранению. Это отдельное существование предполагаетАссамблеи, Советы, право обсуждать дела и принимать решения, всякого родаправа, звания, привилегии, принадлежащие исключительно государю и делающиеположение магистрата тем почетнее, чем оно тягостнее. Трудности заключаютсяв способе дать в целом такое устройство этому подчиненному целому, чтобы ононе повредило общему устройству, укрепляя свое собственное; чтобы оно всегдаотличало свою особую силу, предназначенную для собственного сохранения, отсилы публичной, предназначенной для сохранения Государства; чтобы, однимсловом, оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а ненародом для Правительства. Впрочем, хотя искусственный организм Правительство есть творениедругого искусственного организма и хотя оно обладает, в некотором роде, лишьжизнью заимствованною и подчиненною, - это не мешает ему действовать сбольшею или меньшею силою или быстротою, пользоваться, так сказать, болееили менее крепким здоровьем. Наконец, не удаляясь прямо от цели, для которойон был установлен, он может отклоняться от нее в большей или меньшей мере взависимости от того способа, коим он образован. Из всех этих различий и возникают те соотношения, которые должны иметьместо между Правительством и Государством, сообразно случайным и частнымотношениям, которые видоизменяют само это Государство. Ибо частоПравительство, наилучшее само по себе, станет самым порочным, если этиотношения не изменятся сообразно недостаткам Политического организма,которому они принадлежат. Глава II