О ПРАВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
О ЗАКОНЕ
О ЗАКОНОДАТЕЛЕ
Для того чтобы открыть наилучшие правила общежития, подобающие народам,нужен ум высокий, который видел бы все страсти людей и не испытывал ни однойиз них; который не имел бы ничего общего с нашею природой, но знал ее всовершенстве; чье счастье не зависело бы от нас, но кто согласился бы все жезаняться нашим счастьем; наконец, такой, который, уготовляя себе славу вотдаленном будущем, готов был бы трудиться в одном веке, а пожинать плоды вдругом*. Потребовались бы Боги, чтобы дать законы людям. _________ * Народ становится знаменитым лишь когда его законодательство начинаетклониться к упадку. Неизвестно, в течение скольких веков устроение, данноеЛикургом, составляло счастье спартанцев, прежде чем о них заговорили вдругих частях Греции. Тот же вывод, который делал Калигула применительно к фактам, Платонвозводил в принцип для определения свойств человека, призванного кгражданской деятельности или к тому, чтобы стать царем, принцип, поискамикоторого он занят в своей книге о Правлении (73). Но если верно, что великиегосудари встречаются редко, то что же тогда говорить о великом Законодателе?Первому надлежит лишь следовать тому образцу, который должен предложитьвторой. Этот - механик, который изобретает машину; тот лишь рабочий, которыйее собирает и пускает вход. При рождении обществ, - говорит Монтескье, -сначала правители Республик создают установления, а затем уже установлениясоздают правителей Республик (74). Тот, кто берет на себя смелость дать установления какому-либо народу,должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческуюприроду, превратить каждого индивидуума, который сам по себе есть некоезамкнутое и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которогоэтот индивидуум в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие;переиначить организм человека, дабы его укрепить; должен поставить наместофизического и самостоятельного существования, которое нам всем даноприродой, существование частичное и моральное. Одним словом, нужно, чтобы онотнял у человека его собственные силы и дал ему взамен другие, которые былибы для него чужими и которыми он не мог бы пользоваться без содействиядругих. Чем больше эти естественные силы иссякают и уничтожаются, а силы,вновь приобретенные, возрастают и укрепляются, тем более прочным исовершенным становится также и первоначальное устройство; так что, есликаждый гражданин ничего собою не представляет и ничего не может сделать безвсех остальных, а сила, приобретенная целым, равна сумме естественных силвсех индивидуумом или превышает эту сумму, то можно сказать, что законыдостигли той самой высокой степени совершенства, какая только им доступна. Законодатель - во всех отношениях человек необыкновенный в Государстве.Если он должен быть таковым по своим дарованиям, то не в меньшей мере долженон быть таковым по своей роли. Это - не магистратура; это - не суверенитет.Эта роль учредителя Республики совершенно не входит в ее учреждение. Это -должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой.Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, тои тот, кто властвует над законами, также не должен повелевать людьми. Иначеего законы, орудия его страстей, часто лишь увековечивали бы совершенные имнесправедливости; он никогда не мог бы избежать того, чтобы частные интересыне искажали святости его создания. Когда Ликург давал законы своему отечеству, он начал с того, чтоотрекся от царской власти (75). В большинстве греческих городов существовалобычай поручать составление законов чужестранцам. Этому обычаю частоподражали итальянские Республики нового времени; также поступила ЖеневскаяРеспублика, и она не может пожаловаться на результаты*. Рим в пору своегонаибольшего расцвета увидел, как возродились в его недрах все преступлениятирании, и видел себя уже на краю гибели, потому что соединил в головаходних и тех же людей знаки достоинства законодателя и власти царя. ___________ * Те, кто смотрят на Кальвина лишь как на богослова (77), не понимают,по-видимому, всей широты его гения. Составление наших мудрых Эдиктов, вкотором он принимал немалое участие, делает ему столько же чести, как и его"Наставление" (78). Какие бы перевороты ни произошли со временем в нашейвере, - до тех пор пока не угаснет среди нас любовь к отечеству и свободе, -в нашей стране никогда не перестанут благословлять память этого великогочеловека. Между тем даже Децемвиры никогда не присваивали себе (76) права вводитькакой-либо закон своею собственною властью. "Ничто из того, что мы вампредлагаем, - говорили они народу, - не может превратиться в закон безвашего согласия. Римляне, будьте сами творцами законов, которые должнысоставить ваше счастье". Вот почему тот, кто составляет законы, не имеет, следовательно, или недолжен иметь какой-либо власти их вводить; народ же не может, даже прижелании, лишить себя этого непередаваемого права, ибо согласнопервоначальному соглашению, только общая воля налагает обязательства начастных лиц, и никогда нельзя быть уверенным в том, что воля какого-либочастного лица согласна с общею, пока она не станет предметом свободногоголосования народа. Я уже это говорил, но не бесполезно это еще разповторить. Итак, мы обнаруживаем в деле создания законов одновременно две вещи,которые, казалось бы, исключают один другую: предприятие, повышающеечеловеческие силы, и, для осуществления его, - власть, которая сама по себеничего не значит. И вот еще одна трудность, заслуживающая внимания. Мудрецы, которыехотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогутстать ему понятными. Однако есть множество разного рода понятий, которыеневозможно перевести на язык народа. Очень широкие планы и слишком далекиепредметы равно ему недоступны, поскольку каждому индивидууму по вкусу лишьтакая цель управления, которая отвечает его частным интересам, он плохопредставляет себе те преимущества, которые извлечет из постоянных лишений,налагаемых на него благими законами. Для того чтобы рождающийся народ могодобрить здравые положения политики и следовать основным правилам пользыгосударственной, необходимо, чтобы следствие могло превратиться в причину,чтобы дух общежительности, который должен быть результатом первоначальногоустроения, руководил им, и чтобы люди до появления законов были тем, чем онидолжны стать благодаря этим законам. Так, Законодатель, не имея возможностивоспользоваться ни силою, ни доводами, основанными на рассуждении, понеобходимости прибегает к власти иного рода, которая может увлекать засобою, не прибегая к насилию, и склонять на свою сторону, не прибегая кубеждению. Вот что во все времена вынуждало отцов наций призывать к себе на помощьнебо и наделять своею собственной мудростью богов, дабы народы, покорныезаконам Государства как законам природы и усматривая одну и ту же силу всотворении человека и в создании Гражданской общины, повиновались по своейволе и покорно несли бремя общественного благоденствия. Решения этого высшего разума, недоступного простым людям, Законодательи вкладывает в уста бессмертных, чтобы увлечь божественною властью тех, когоне смогло бы поколебать в их упорстве человеческое благоразумие*. ______________ * "E veramente, - говорит Макиавелли, - mai non fu alcuno ordinatore dileggi straordinarie in un popolo, che non ricorresse a Dio, perchealtrimenti non sarebbero accetate; perche sono molti beni conosctuti da unoprudente, i quali non hanno in se radgioni da potergli persuadere ad aitrui"- Discursi sopra Tito Livio, L. I. сар. XI. "В самом деле, не было ни одногоучредителя чрезвычайных законов какого-либо народа, который бы не прибегнулк Богу, так как иначе они не были бы приняты; есть много благ, которыехорошо понятны мудрецам, но сами по себе недостаточно очевидны, чтобы можнобыло убедить в них других людей". - "Рассуждение на первую декаду ТитаЛивия", кн. I, гл. XI (итал.). Но не всякому человеку пристало возвестить глас богов и не всякомуповерят, если он объявит себя истолкователем их воли. Великая душаЗаконодателя - это подлинное чудо (79), которое должно оправдать егопризвание. Любой человек может высечь таблицы на камне или приобреститреножник для предсказаний; или сделать вид, что вступил в тайные сношения скаким-нибудь божеством; или выучить птицу, чтобы она вещала ему что-либо наухо; или найти другие грубые способы обманывать народ. Тому, кто умеетделать лишь это, пожалуй, удастся собрать толпу безумцев; но ему никогда неосновать царства, и его нелепое, создание вскоре погибнет вместе с ним.Пустые фокусы создают скоропреходящую связь, лишь мудрость делает еедолговременной. Все еще действующий иудейский закон и закон потомка Исмаила(80), что вот уже десять веков управляет половиною мира, доныне возвещают овеликих людях, которые их продиктовали, и в то же время как горделиваяфилософия или слепой сектантский дух видят в них лишь удачливых обманщиков(81), истинного политика восхищает в их установлениях тот великий и могучийгений, который дает жизнь долговечным творениям. Не следует, однако, заключать из всего этого вместе с Уорбертоном (82),что предмет политики и религии в наше время один и тот же; но что пристановлении народов одна служит орудием другой (83). Глава VIIIО НАРОДЕ
Подобно архитектору, который, прежде чем воздвигнуть большое здание,обследует и изучает почву, чтобы узнать, сможет ли она выдержать еготяжесть, мудрый законодатель не начинает с сочинения законов, самых благихсамих по себе, но испытует предварительно, способен ли народ, которому он ихпредназначает, их выдержать. Вот почему Платон отказался дать законы жителямАркадии (84) и Киренаики (85), зная, что оба эти народа богаты и не потерпятравенства. Вот почему на Крите были хорошие законы и дурные люди, ибо Миносвзялся устанавливать порядок (86) в народе, исполненном пороков. Блистали на земле тысячи таких народов, которые никогда не вынесли быблагих законов; народы же, которые способны были к этому, имели на то лишьвесьма краткий период времени во всей своей истории. Большинство народов каки людей, восприимчивы лишь в молодости; старея, они становятсянеисправимыми. Когда обычаи уже установились и предрассудки укоренились,опасно и бесполезно было бы пытаться их преобразовать; народ даже не терпит,когда касаются его недугов, желая их излечить, подобно тем глупым ималодушным больным, которые дрожат при виде врача. Это не значит, что подобно некоторым болезням, которые всепереворачивают в головах людей и отнимают у них память о прошлом, и вистории Государств не бывает бурных времен, когда перевороты действуют нанароды так же, как некоторые кризисы на индивидуумов; когда на сменузабвению приходит ужас перед прошлым и когда Государство, пожираемоепламенем гражданских войн, так сказать, возрождается из пепла и вновьоказывается в расцвете молодости, освобождаясь из рук смерти. Так было соСпартой во времена Ликурга, с Римом после Тарквиниев, так было в нашивремена в Голландии и в Швейцарии после изгнания тиранов (87). Но такие события редки: это - исключения, причина которых всегда лежитв особой природе такого Государства. Они даже не могли бы повториться дваждыв жизни одного и того же народа; ибо он может сделаться свободным тогда,когда находится в состоянии варварства, но более на это неспособен, когдадвижитель гражданский износился (88). Тогда смуты могут такой народуничтожить, переворотам же более его не возродить; и как только разбиты егооковы, он и сам распадается и уже больше не существует как народ. Отныне емутребуется уже повелитель, а никак не освободитель. Свободные народы, помнитеправило: "Можно завоевать свободу, но нельзя обрести ее вновь". Юность - не детство (89). У народов, как и людей, существует пораюности или, если хотите, зрелости, которой следует дождаться, прежде чемподчинять их законам. Но наступление зрелости у народа не всегда легкораспознать; если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал. Одиннарод восприимчив уже от рождения, другой не становится таковым и попрошествии десяти веков. Русские никогда не станут истинно цивилизованными,так как они подверглись цивилизации чересчур рано. Петр обладал талантамиподражательными, у него не было подлинного гения, того, что творит и создаетвсе из ничего. Кое-что из сделанного им было хорошо, большая часть была не кместу. Он понимал, что его народ был диким, но совершенно не понял, что онеще не созрел для уставов гражданского общества (90). Он хотел сразупросветить и благоустроить свой народ, в то время как его надо было ещеприучать к трудностям этого. Он хотел сначала создать немцев, англичан,когда надо было начать с того, чтобы создавать русских. Он помешал своимподданным стать когда-нибудь тем, чем они могли бы стать, убедив их, что онибыли тем, чем они не являются. Так наставник-француз воспитывает своегопитомца, чтобы тот блистал в детстве, а затем навсегда остался ничтожеством.Российская империя пожелает покорить Европу - и сама будет покорена. Татары,ее подданные или ее соседи, станут ее, как и нашими повелителями (91).Переворот этот кажется мне неизбежным. Все короли Европы сообща способствуютего приближению. Глава IXПРОДОЛЖЕНИЕ
Подобно тому, как природа установила границы роста для хорошосложенного человека, за пределами которых она создает уже лишь великанов иликарликов, так и для наилучшего устройства Государства есть свои границыпротяженности, которою оно может обладать и не быть при том ни слишкомвелико, чтобы им можно было хорошо управлять, ни слишком мало, чтобы онобыло в состоянии поддерживать свое существование собственными силами (92).Для всякого Политического организма есть свой максимум силы, который он неможет превышать и от которого он, увеличиваясь в размерах, часто отдаляется.Чем более растягивается связь общественная, тем более она слабеет; и вообщеГосударство малое относительно сильнее большого. Тысячи доводов подтверждают это правило. Во-первых, управлениестановится более затруднительным при больших расстояниях, подобно тому, какгруз становится более тяжелым на конце большего рычага. Управлениестановится также более обременительным по мере того, как умножаются егоступени. Ибо в каждом городе есть прежде всего свое управление, котороеоплачивается народом; в каждом округе свое, также оплачиваемое народом; тоже - и каждой провинции; затем идут крупные губернаторства, наместничества ивице-королевства, содержание которых обходится все дороже по мере того, какмы поднимаемся выше, и притом все это за счет того же несчастного народа,наконец, наступает черед высшего управления, которое пожирает все. Такиенеумеренные поборы постоянно истощают подданных: они не только неуправляются лучше всеми этими различными органами управления, ониуправляются хуже, чем если бы над ними был только один его орган. И ужепочти не остается средств для чрезвычайных случаев, а когда приходитсяприбегать к этим средствам, Государство всегда оказывается на граниразорения. Это еще не все: у Правительства оказывается не только меньше силы ибыстроты действий, чтобы заставить соблюдать законы, не допускатьпритеснений, карать злоупотребления, предупреждать мятежи, которые могутвспыхнуть в отдаленных местах; но и народ уже в меньшей мере можетиспытывать привязанность к своим правителям, которых он никогда не видит; котечеству, которое в его глазах столь же необъятно, как весь мир, и ксогражданам своим, большинство из которых для него чужие люди. Одни и те жезаконы не могут быть пригодны для стольких разных провинций, в которыхразличные нравы, совершенно противоположные климатические условия и которыепоэтому не допускают одной и той же формы правления. Различные законыпорождают лишь смуты и неурядицы среди подданных: живя под властью одних итех же правителей и в постоянном между собою общении, они переходят с местана место или вступают в браки с другими людьми, которые подчиняются ужедругим обычаям, а в результате подданные никогда не знают, действительно лиим принадлежит их достояние. Таланты зарыты, добродетели неведомы, по рокибезнаказанны среди этого множества людей, незнакомых друг другу, которыхместо нахождения высшего управления сосредотачивает в одном месте.Правители, обремененные делами, ничего не видят собственными глазами.Государством управляют чиновники. И вот уже необходимы особые меры дляподдержания авторитета центральной власти, потому что столько еепредставителей в отдаленных местах стремятся либо выйти из подчинения ей,либо ее обмануть; эти меры поглощают все заботы общества; уже нет силзаботиться о счастье народа; их едва хватает для защиты его в случае нужды;так организм, ставший непомерно большим, разлагается и погибает,раздавленный своею собственной тяжестью. С другой стороны, Государство, чтобы обладать прочностью, должносоздать для себя надежное основание, дабы оно успешно противостояло темпотрясениям, которые ему обязательно придется испытать, и выдержать теусилия, которые неизбежно потребуются для поддержания его существования. Ибоу всех народов есть некоторая центробежная сила, под влиянием которой онипостоянно действуют друг против друга и стремятся увеличить свою территориюза счет соседей, как вихри Декарта. Таким образом слабые рискуют быть вскором времени поглощены, и едва ли кто-либо может уже сохраниться иначе,как приведя себя в некоторого рода равновесие со всеми, что сделало быдавление повсюду приблизительно одинаковым. Из этого видно, что есть причины, заставляющие Государство расширяться,и причины, заставляющие его сжиматься; и талант политика не в последнююочередь выражается в том, чтобы найти между теми и другими такоесоотношение, которое было бы наиболее выгодным для сохранения Государства.Можно сказать, вообще, что первые причины, будучи лишь внешними иотносительными, должны быть подчинены вторым, которые суть внутренние иабсолютные. Здоровое и прочное устройство - это первое, к чему следуетстремиться; и должно больше рассчитывать на силу, порождаемую хорошимобразом правления, нежели на средства, даваемые большой территорией. Впрочем известны Государства, устроенные таким образом, чтонеобходимость завоеваний была заложена уже в самом их устройстве: чтобыподдержать свое существование, они должны были непрестанно увеличиваться.Возможно, они и радовались немало этой счастливой необходимости, но онапредсказывала им, однако, наряду с пределом их величины и срок неизбежногоих падения (93). Глава ХПРОДОЛЖЕНИЕ
Политический организм можно измерять двумя способами, именно:протяженностью территории и численностью населения; и между первым и вторымиз этих измерений существует соотношение, позволяющее определить дляГосударства подобающие ему размеры. Государство составляют люди, а людейкормит земля. Таким образом, отношение это должно быть таким, чтобы землибыло достаточно для пропитания жителей Государства, а их должно бытьстолько, сколько земля может прокормить. Именно такое соотношение создаетмаксимум силы данного количества населения. Ибо если земли слишком много, тоохрана ее тягостна, обработка - недостаточна, продуктов - избыток; в этомпричина будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, тоГосударство, дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости отсвоих соседей; в этом причина будущих наступательных войн. Всякий народ,который по своему положению может выбирать лишь между торговлей и войною,сам по себе - слабый народ; он зависит от соседей, он зависит от событий;его существование необеспеченно и кратковременно. Он покоряет - и меняетсвое положение, или же покоряется - и превращается в ничто. Он можетсохранить свободу лишь благодаря незначительности своей или величию своему. Нельзя выразить в числах постоянное отношение между протяженностьюземли и числом людей, достаточным для ее заселения; это невозможно сделатькак по причине различий в качествах почвы, степени ее плодородия, всвойствах производимых ею продуктов, во влиянии климатических условий, так ивследствие различий, которые представляет организм людей, населяющих этуземлю, из которых одни потребляют мало в плодородном краю, а другие - многона неблагодарной земле. Следует еще принять в расчет большую или меньшуюплодовитость женщин; то, что в стране могут быть более или менееблагоприятные условия для заселения, чему Законодатель может надеятьсяспособствовать своими установлениями; но для того он должен основывать своисуждения не на том, что он видит, а на том, что предвидит, и должен исходитьне столько из настоящего состояния населенности, сколько из того, какихразмеров она должна естественным образом достигнуть. Наконец, в тысячахслучаев особые условия местности требуют или позволяют, чтобы люди занималибольше места, чем это кажется необходимым. Так, следует расселяться реже вгористой стране, где естественные угодья, именно: леса, пастбища, требуютменьшей затраты труда; где, как показывает опыт, женщины плодовитее, чем наравнинах, и где большая поверхность склонов оставляет для обработки лишьмалую горизонтальную площадь, которая одна только и может приниматься врасчет, когда речь идет об использовании плодоносной земли. Напротив, можноселиться погуще вблизи берега моря, даже среди почти бесплодных скал ипесков, потому что рыболовство может в значительной степени дополнить здесьто, что приносит земля, потому что люди здесь должны быть более сплоченнымидля отпора пиратам; потому что, кроме всего прочего, такую страну легчеосвободить от избыточного населения, создавая колонии. Для того чтобы дать установления народу, к этим условиям следуетдобавить еще одно, которое, однако, не может вменить никакое другое, но безкоторого все другое условия бесполезны: народ должен пользоваться благамиизобилия и мира. Ибо время, когда складывается Государство, подобно времени,когда строится батальон, - это момент, когда организм менее всего способен ксопротивлению и когда его легче всего уничтожить. Можно успешнеесопротивляться во время полного беспорядка, чем в момент брожения, когдакаждый поглощен своим положением, а не общей опасностью. Пусть только война,голод или мятеж возникнут в этот критический момент, и Государство неминуемопадет. Это не значит, что многие Правительства не возникали именно во времятаких бурь; но тогда эти-то Правительства и разрушают государство.Узурпаторы всегда вызывают ли выбирают такие смутные времена, чтобыпровести, пользуясь охватившим все общество страхом, разрушительные законы,которых народ никогда не принял бы в спокойном состоянии. Выбор момента дляпервоначального устроения - это один из самых несомненных признаков, покоторым можно отличить творение Законодателя от дела тирана. Какой же народ способен к восприятию законов? Тот, который будучи ужеобъединен в каком-либо союзе происхождением, выгодой или соглашением, вообщееще не знала на себе подлинного ярма законов; у которого нет ни глубокоукоренившихся обычаев, ни глубоко укоренившихся предрассудков; который небоится подвергнуться внезапному нашествию; который, не вмешиваясь в спорысвоих соседей, может один противостоять каждому из них или воспользоватьсяпомощью одного, чтобы отразить другого; тот народ, каждый член которогоможет быть известен всем и которому нет нужды возлагать на человека большеебремя, нежели то, какое он в состоянии нести; тот, который может обойтисьбез других народов и без которого может обойтись всякий другой народ*; тот,который не богат и не беден и может обойтись собственными средствами (94);наконец, тот, который сочетает устойчивость народа древнего свосприимчивостью народа молодого. Трудность создания законов определяется нестолько тем, что нужно устанавливать, сколько тем, что необходимо разрушать.Причина же столь редкого успеха в этом деле - невозможность сочетатьестественную простоту с потребностями общежития. Все эти условия, правда,трудно соединимы. Потому-то мы и видим так мало правильно устроенныхГосударств. Есть еще в Европе страна, способная к восприятию законов: это островКорсика. Мужеством и стойкостью, с каким этот славный народ вернул и отстоялсвою свободу (95), он, безусловно, заслужил, чтобы какой-нибудь мудрый мужнаучил его, как ее сохранить. У меня есть смутное предчувствие, чтокогда-нибудь этот островок еще удивит Европу (96). ____________ * Если бы из двух соседних народов один не мог обойтись без другого, тосоздалось бы положение очень тяжелое для одного и очень опасное для другого.Всякий мудрый народ в подобном случае постарается поскорее освободить другойот этой зависимости. Тласкаланская республика (97), лежащая внутриМексиканской империи, предпочла обходиться без соли, чем покупать ее умексиканцев или даже согласиться брать ее даром. Мудрые тласкаланцы увиделиловушку, скрытую под такой щедростью. Они сохранили свободу; и это малоеГосударство, заключенное внутри огромной империи, явилось а конце концоворудием ее гибели. Глава XI