Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии 11-19 вв




Фил. мысль России формировалась под влиянием общемировой философии, однако специфика русской ф. во многом складывалась под влияние культурных процессов, происходящих на Руси. Христианизация сыграла огромную роль в становлении рус фил мысли, к-ая является уникальной, т.к. развивалась самостоятельно. Становление фил мысли в Древней Руси относится к 10-12 вв. – времени глубоких соц-полит и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением письменности и принятием христианства на Руси. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии. В 17 в. на смену господствующим направлениям фил мысли византийского типа приходит западноевропейская схоластика (Иоаникий и Сафроний Лихуды). В 18 в. как философское течение оформился материализм (Ломоносов, Радищев, фил взгляды которых формировались под влиянием идей европейского Просвещения). Ломоносов являлся первым мыслителем России мирового уровня. Он разграничил роль религии и науки в жизни общества, представлял материю как протяженное непроницаемое делимое на нечувственные части. Радищев систематически разрабатывал проблему человека. Этой теме посвящен его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», который наполнен материалистическими идеями о познании мира, смысле жизни, морально-ценностных ориентациях, перспективах совершенствования условий, формирующих человека. У истоков оригинальной русской философии 19 в. стоит Чаадаев, создатель цикла из восьми «Философских писем», уже после публикации первого из к-ых (после чего он был объявлен Николаем 1 сумасшедшим) за ним закрепилась слава беспощадного критика самодержавно-крепостнического строя России. При создании своей философской системы руководствовался идеей единства религии и философии, объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации, в соответствии с чем пытался объяснить причины отсталости России. Своеобразным направлением в рус ф явились воззрения славянофилов (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин). В центре их внимания – судьба России и ее роль в мир истор процессе. Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения, монархия – как идеальная форма социума. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого признания России, тем более что, по их мнения запад культура клонится к упадку. В полемике со славянофилами складывалось западничество (Грановский, Бакунин, Белинский, Гецен, Чернышевский, Добролюбов)– ориентация западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Однако его религиозность была чужда западническтву. Большое влияние на идейное развитие России конца 19-20 вв. казал Достоевский, который вместе с Соловьевым положил начало религиозно-философскому движению. (Достоевский, Леонтьев, Соловьев, Толстой) Согласно Достоевскому, в основе всякой социальности всегда лежит нравственное самосовершенствование ч-ка. Писателя-философа прежде всего интересовала антропология. Отправной точкой философско-религиозного учения Льва Толстого была идея создания новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, дающей блаженство на земле. Ядро веры Толстого – принцип непротивления злу насилием, религия Толстого практически целиком сводится к этике любви и непротивления. Тема подлинного и мнимого прогресса становится главной в учении Николая Данилевского. В труде «Россия и Европа» он продолжил начатую славянофилами критику европоцентризма. Идеи Данилевского оказали значительное влияние на Константина Леонтьева, который подчеркивал естественно-органический характер исторического развития. Философия Владимира Соловьева явилась синтезом русской религиозной философии 19 в. Социальный идеал Соловьева – вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этой стадии предполагает созидание богочеловечества - конечной стадии истории. Задача человечества – воссоединиться с Богом. Соловьев ввел термин «софия» - Божественной Премудрости. Человек раздираем внутренними противоречиями между божественным и человеческим. Метод их преодоления – обращение к религии. В 80-90-е гг. 20 в. российское общество начинает знакомиться с марксизмом. Виднейшим пропагандистом и теоретиком марксизма был Георгий Плеханов и Владимир Ленин. Продолжателем русской религиозной фил был Сергей Булгаков, который также ставит в центр своего мировоззрения проблему Софии – Божественной премудрости и строит ее начиная с экономической проблематики. Николай Бердяев известен как «критический марксист». Целью мыслителя становится еще неясный образ религиозной философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт. Особого внимания в его концепции заслуживает термин «объективация» - утеря свободы духа человеком.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.