Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки и идейные основы средневековой фил-ии. ЕЕ статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм, концептуализм




Этапы Патристика( центр дискуссии-соотношение христианства с античным наследием; проблема-взаимоотношение разума и христианского вероучения, проблемы веры и знания, религии и науки; веры и разума; А.Августин труды посвящ бытии и времени, душа чела не имеет ничего общего с материей, душа сотворена Богом, она бессмертна, чел связан со временем. Проблема общества и истории- 2вида общности Град земной и божий ) и Схоластика( Попытка рационального обоснования и систематизации христианского вероучения. Основные проблемы: докаюзательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема свободы воли, провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога). Проблема универсалий. Интерес к сочинениям Аристотеля. Фома Аквинский( разграничил фил-ию-истина разума и теологию-истина откровения, но между ними нет противоречий; проявл двойственность религиозной психологии, доказывает сущ Бога,как первопричина, перводвигатель,совершенное бытие ), Эриугена, Альберт Великий, Бонавентура, Роджер Бэкон.). Основные функции: Защита религии от нападок язычников (2-3 вв.), а позже еретиков. Прояснение божественного откровения, толкование Священного Писания.

Проблема веры и разума. 1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, т.к. она – откровение. Тертуллиан. Принципиальная непознаваемость Бога средствами разума. Верую, ибо абсурдно. 2. Знание и вера должны объединиться и обеспечить реализацию богословия. Единство веры и знания в раннем средневековье. 2.1. «Верую, чтобы понимать» позиция Климента Александрийского, Аврелия Августина. Вера стимулирует и продвигает понимание. «Не имея веры, не можешь понять». Вера – отправной пункт фил-ии, разум только растолковывает откровения веры.2.2. «Понимаю, чтобы веровать » – позиция Пьера Абеляра, Фомы Аквинского. Разум доводит чела до своих границ, а далее – вера. Абеляр говорил, что понимают с помощью веры и разума, а принимают с помощью Божественной благодати. 3. Знание и вера могут сосуществовать, т.к. у них разные источники. Начиная с 13 в. идет тенденция размежевания разума и веры. Знание замыкается на разум, вера – на откровение. Поэтому фил-ские и теологические истины не исключают друг друга. Теория двойственной истины Альберт Великий различия фил-ии и теологиии. 1) Ф. отталкивается от непосредственно очевидного, веру же сопровождает свет, открывающий другие горизонты; 2) Ф. – путь разума, вера – дальше и выше разума; 3) Ф. идет от сотворенного, вера – от Бога, явленного в откровении; 4) Разум не вникает, что есть Бог, но вера в некоторых границах знает это; 5) Ф. – теория, вера – интуитивно-эмоциональна, это любовь к Богу. У Оккама (14 в.) между верой и разумом уже лежит пропасть. Истины Откровения принципиально избегают света разума, а фил-ия – не служанка теологии.

Проблема универсалий(общих понятий). Проблема универсалий была связана с определением статуса понятия. Общие понятия по-прежнему играли решающую роль в рациональном познании. Но существуют ли они объективно? Варианты решения в Средние века: А. Реализм. универсалий сущ реально и до вещей, унив-й сущ независимо от вещей,т.к. все вещи сотворены Богом. Б. Номинализм. Универсалии не обладают объективной реальностью, реально лишь индивидуальное, единичное. Универсалии всего лишь имена, слова. Универсалий нет ни в вещах, ни вне вещей.Универсалии – реакция интеллекта на множество сходных предметов. Общее существует вне и после вещи. В. Концептуализм. Универсалии существуютв разуме как общие понятия, но формируются на основании изучения вещи. Общее вне и внутри конкретных вещей. Пьер Абеляр.

 

7. Основные течения ф-ии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную к-ру чел-ества. Переход от религиозной Фил-ии к рационализму. Основная черта Фил-ии Возрождения - антропоцентризм. Поклонение Богу и изуч природы имели ценность только в связи с проблемой чел-а. Чел- понимался как свободная, деятельная, творческая, бесконечно могущественная индивидуальность. Люди того времени открывали в себе вселенную, были увлечены самосозиданием и самовыражением. Однако с утратой средневекового теоцентризма ренессансный чел- утратил центр самого себя, и эта невозможность собрать в единое целое все чел-еской существо осознается как проблема.

Основные этапы (направления) Фил-ии Возрождения – гуманизм, неоплатонизм, натурФил-ия. Гуманизм. В Италии Петрарка, Салютати, Бруни, Браччолини, Валла, Альберти. «Гуманизм-учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных и эстетических с энтузиазмом в области научных филологических исследований,особенность гуманизма – любовь к слову, которое воспринималось как совершенное средство самовыражения и диалога, как предмет эстетического любования. Важной чертой явл вера в чел разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины. Идеальный чел- гуманистов – свободная деятельная творческая личность, опирающаяся только на свои силы, гармонично сочетающая природное и духовное начало. Гуманисты отстаивали право чел-а на счастье в земном мире и поэтому многие из них считали наслаждение (духовное и плотское) одной из важных ценностей чел-еского существования (Бруни, Валла).наивысшее наслаждение – христианская любовь к Богу. конечным смыслом жизни явл самосовершенствование. педагогическим проблема – воспитание и образование должны формировать свободную и всесторонне развитую личность, уважающую религию, но не отрекающуюся от мирских радостей. Неоплатонизм- попытка созданияцелостной Фил--й системы противостоящей церковной схоластике, предложили новую пантеическую картину мира; идея—возвышение чела в силу его причастности ко всему земному и небесному.Тенденция к пантеизму. Кузанский, Фичино, Мирандола. суть- «творец и творение суть одно и то же». НатурФил-ия. Бруно, Коперник, Телезио. Основная идея – рассмотрение природы исходя из ее собственных начал. Телезио основную цель видел в наблюдении и изучении природы, исключал божественное начало из природы и Фил-ии. Бог только Творец Бруно – мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, о совпадении противоположностей, утверждал о непрерывном движении, отвергает деление мира, провозглашает бесконечность вселенной. Макиавелли - Политический реализм, тесно связанный с крайне низкой и пессимистической оценкой чел-а (чел- склонен к тому, чтобы стать плохим). В политике нужно действовать по принципу «как есть», а не «как должно быть». «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Томас Мор. «Утопия». Отсутствие частной собственности, социальное равенство, работа по 6 часов в день, миролюбие, здоровый образ жизни, веротерпимость. Гроций. Фундамент отношений между людьми – разум и природа, совпадающие между собой. К сфере естественного права принадлежит чел-еская жизнь, достоинство и собственность. Но естественное право дано Богом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.