Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 15. Социально-экономические и идейные предпосылки фил-ии марксизма




Фил-ия марксизма возникла в 40-х гг 19 века. Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс.

Теоретические предпосылки:

Классическая немецкая фил-ия (материализм Фейербаха, диалектика Гегеля)

Классическая политическая экономия (трудовая теория Смита, Рикардо)

Социально-утопические проекты (Мор, Кампанелла, Фурье, Оуэн)

Естественнонаучные предпосылки

Эволюционная теория Дарвина

Закон сохранения и превращения энергии Майера

Открытие органической сетки

Социально-экономические—переход от феодализма к капитализму

Социально-политические—рост политических движений.

 

Вопрос 15. Социальная фил-ия марксизма. Её эволюция в учениях западного марксизма и неомарксизма.

Марксизм рассматривает фил-ию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе: «фил-ы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

При построении теории Маркс и Энгельс ориентировались на классическое естествознание. Развитие общества они рассматривали по аналогии с развитием природы.

Основу общества составляет экономическая сфера, связанная с трудовой деятельностью людей по производству благ.

Черты:

1. Материалистическая диалектика как фил-ское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе, мышлении.

2. Материалистическое понимание истории (экономические отношения—базис, все остальные сферы жизни общества определяются ими)

3. Объяснение закономерностей исторического процесса (разработка формационного подхода)

4. Коммунистической формации присущи: отсутствие эксплуатации чела челом и противопоставления умственного труда физическому, превращение труда в первую потребность жизни, всесторонне развитие индивидов («Каждый по способностям, каждому по потребностям»)

5. Предложили понимание сущности чела как совокупности общественных отношений, где господствуют производственные отношения, включающие отношение людей к средствам производства, отношения обмена, отношения распределения.

6. Проанализировали проблему отчуждённого труда как такой тип деятельности, который одновременно является условием жизни индивида и лишает его возможности развивать свои способности. При капитализма происходит отчуждение чела от результатов его труда, его творческой природы, другого чела.

7. Понятие общественной практики—деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов.

Классический марксизм получил дальнейшее развитие в:

Отказе от догматизации основных положений марксизма (Бернштейн, Каутский): например, допущение возможности мирного развития капитализма.

Опыте адаптации социально-фил-ской теории к практике общественных преобразований (Плеханов, Ленин): государственная идеология марксизм-ленинизм.

развитие идей гуманизма и анализ целостной природы чела как субъекта исторического действия (Сартр, Фромм), что привело к формированию гуманистического неомарксизма

попытка преобразовать «недостаточно научный» классический марксизм в строгую научную теорию по образцу естественных наук (Алютюссер, Коэн)—один из вариантов неомарксизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 555 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.