Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 18. Фил-ия постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос)




П. формир-я в 60-70 гг 20 в и переключается на исследование реальной истории науки. П, К, Л – основоположники П.

Общим для всех концепция П. явл-я: стремление к анализу реальной ист-ии науки; исслед-е динамики научного знания; признание научной осмысленности фил-их положений; изучение социокульт-ых факторов разв-я науки.

Поппер – родоначальник. Он сичтал деморкацию (отделение научн знания от ненаучного) – важнейшей задачей фил-ии. Предложил принцип фальсификации: лишь такое знание мож быть научным, к-ое хотя бы мысленно допускает своё опровержение. Научное знание всегда носит предположительный хар-р, и оно не столько истинно, сколько лишь правдоподобно.

Т. Кун предложил характеризовать науку как деят-сть научных сообществ. В основе деят-сти научн сообществ лежит парадигма – с-ма наиболее общих дисциплинарных, методологических и фил-ских знаний, к-ыхпридерживается любой учёный, вхоящий в данное научн сообщество.

Лакатос основой деят-сти научн сообществ называет научно-исследовательскую программу – сов-сть идей и принципов, остающихся стабильными на всех этапах научного исследования.

Основные черты постпозитивизма: ослабление внимания к проблемам формальной логики, активное обращение к истории науки, переключение усилий с анализа «готового» научного знания на изучение динамики его разв-я; отказ от каких бы то ни было жёстких разграничений на эмпирию и теорию; отсутствие жёсткого разграничения между наукой и фил-ей.

 

Вопрос 19. Фил-ия экзистенциализма, отчуждённый чел и проблема его существования в пограничной ситуации.

От фр. еxistentialisme, от лат. exsistentia — существование

Экзистенциализм утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами, оставаясь до конца 60-х годов своего рода модой. В экзистенциализме отразился кризис романтического оптимизма, гарантировавшего именем Абсолютного Разума гуманизм, осмысленность истории, стабильные ценности и необратимый прогресс. Экзистенциализм рассматривал чела как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях. Фил-ия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической фил-ии. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Паскаля, Кьеркегора, Кафку, Унамуно, Достоевского, Ницше.

Суть:

Проблема чела. Чел уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

Проблема фил-ии. Подлинная фил-ия должна исходить из единства объекта и субъекта (в отличие от рационализма). Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Проблема экзистенции. Основной концепт экзистенциализма — «существование», иначе «экзистенция», — некое предельно простое и тем самым подлинное сущее. Фундаментальным измерением человеческого существования является его конечность и, как следствие, временность и историчность; в свою очередь, сбываемость существования как непередаваемого опыта определяет его персонифицированный характер. Отсюда экзистенцию определяют как тройственный феномен — она личностна, исторична и конечна.

Экзистенция (существование)—противоположность эссенции (сущности). Если сущность прежде существования—судьба предопределена (вещи, животные), чел обретает свою сущность в процессе своего существования. Согласно фил-ии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», чел должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для чела «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция.

Проблема свободы. Основным проявлением экзистенции является свобода. Свобода определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Чел же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, чел мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода чела - это свобода личности от общества. С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована; подчинена различным социальным институтам.

Проблема времени: экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т.д. Экзистенциализм отмечает личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием.

Представители: Ясперс (теологический экзистенциализм: свободу можно обрести лишь в боге), Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти, Камю́.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2498 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.