Пасха* есть праздник в воспоминание славного Воскресения Христова. Свое наименование он получил, по внутреннему соотношению, от ветхозаветного праздника Пасхи, установленного в память спасения в Египте чрез кровь Агнца первенцев еврейских от смерти и избавления евреев от рабства египетского; новозаветная же Пасха есть торжество избавления рода человеческого от рабства диаволу и от вечной смерти чрез Христа, перешедшего от смерти к жизни (воскресшего) и людей переводящего от земли на небо, от нетления к жизни вечной. По величию благ, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха считается праздником праздников и торжеством из торжеств. Богослужение этого праздника отличается особенным величием и торжественностию.
* Еврейское слово pasach (пасах) – проходить мимо, т.е. прохождение погубляющего ангела мимо еврейских домов, на которых была кровь Агнца.
Полунощница
Около полуночи (в 11 часов, а где и позднее, лишь бы утреню начать в 12 часов ночи) совершается предпразднетвенная полунощница*. На ней, после обычного начала и прочтения псалма 50, поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...» (ирмосы – по два раза, катавасия – те же ирмосы). После канона читается «Трисвятое» и «Отче наш», поется тропарь: «Егда снизшел еси к смерти, Животе бессмертный...», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже...», и бывает отпуст. По окончании полунощницы (или во время ее, при пении ирмоса: «Не рыдай мене мати...»; см. К. Никольский) священнослужащие переносят плащаницу, предварительно совершив кругом ее каждение, со средины храма чрез царские врата в алтарь и полагают ее на престол, где она и находится до Вознесения Господня (до отдания Пасхи включительно), в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле.
* В Уставе полунощница эта отнесена к доследованиям Постной Триоди, но в отдельных книжках печатается вместе с последовавшем. Святой Пасхи.
Утреня
После полунощницы, пред самым началом утрени, совершается крестный ход вокруг храма для напоминания о хождении жен мироносиц с ароматами ко гробу Спасителя. Ход этот совершается следующим образом.
По открытии царских врат настоятель, имея в левой руке святой крест с Пасхальною свечою, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом троекратное каждение вокруг престола.
После этого все священнослужащие начинают петь в алтаре: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» и затем (при конечных словах песни) выходят из алтаря царскими вратами и, преднесении светильника, хоругвей, запрестольного креста, икон и Евангелия, в предшествии лика и в сопровождении верующих с возжженными свечами, обходят кругом храма, причем лик во время хода поет вышеуказанную песнь. По обхождении храма шествие останавливается пред затворенными западными вратами, как бы пред дверями гроба Господня. Настоятель, покадив иконы и предстоящих, полагает здесь начало утрени обычным возгласом: «Слава Святей...». Лик поет: «Аминь». После этого настоятель вместе со священнослужащими троекратным пением радостной песни – тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» – возвещает верующим о Воскресении Христовом, подобно тому, как и мироносицам ангел возвестил об этом у гроба. Лик повторяет эту песнь трижды. После этого настоятель произносит (или все священнослужащие поют) четыре пророческих стиха псалма о Воскресении: 1) «Да воскреснет Бог...»; 2) «Яко исчезает дым...»; 3) «Тако да погибнут грешницы...»; 4) «Сей день его же сотвори Господь...», а затем – «Слава» и «И ныне». На каждый. стих и на «Слава» и на «И ныне» лик отвечает пением праздничного тропаря. Наконец, священнослужащие поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», после чего западные врата Церкви открываются, и все входят в храм, при пении лика: «И сущим во гробех живот даровав» (обыкновенно лик, пропев конец тропаря, потом поет его сполна).
По входе в храм произносится великая ектения, а затем начинается пение Пасхального канона: «Воскресения день...». (Уставом положено петь: ирмосы на 4, а тропари на 12; на катавасии – те же ирмосы; после катавасии – тропарь: «Христос воскресе...» (трижды).) Поются не ирмосы только одни, как бывает в другие дни года, но и тропари канона с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Начало каждой песни канона запевается в алтаре, и на каждой из них (или на некоторых) священник совершает каждение всей церкви, имея в левой руке крест с Пасхальною свечою, причем, обходя храм, приветствует верующих словами: «Христос воскресе», а верующие отвечают: «Воистину воскресе». После каждой песни канона (по пропетии катавасии и Пасхального тропаря) произносится малая ектения. После 3-й песни и малой ектений поется ипакой: «Предварившия утро...»; после 6-й песни и ектений – кондак: «Аще и во гроб снизшел еси...», икос: «Еже прежде солнца...» и песни: «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба...» (трижды); к ирмосу и тропарям 9-й песни положены особые припевы; после 9-й песни и ектений – ексапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды).
После ексапостилария поется: «Всякое дыхание...», 4 стихиры на «Хвалите» (воскресные 1-го гласа) и затем – стихиры Пасхи с припевами: «Да воскреснет Бог...», «Пасха Священная нам днесь показася...» и проч.; при последней стихире на «Слава и ныне» – «Воскресения день, и просветимся торжеством...» – начинается христосование (приветствие со словами: «Христос воскресе» и ответом: «Воистину воскресе») в алтаре между священнослужащими, а затем вне алтаря священнослужащих с верующими и верующих между собою; лик же поет: «Христос воскресе...» («многажды, дондеже целуют братия друг друга»).
По целовании читается огласительное слово святого Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив...», а затем поется тропарь Златоусту: «Уст твоих якоже светлость огня воссиявши благодать...». Далее произносятся сугубая и просительная ектении, и потом бывает окончание утрени, – именно: диакон произносит: «Премудрость», лик: «Благослови», священник: «Сый благословен...», лик: «Аминь», «Утверди Боже...», священник вместе с священнослужащими поет (вместо произнесения: «Слава Тебе, Христе Боже...»): «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ», лик доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». После этого священник с крестом в руках произносит отпуст и затем трижды осеняет народ крестом, приветствуя словами: «Христос воскресе», народ же отвечает: «Воистину воскресе»; лик поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), затем: «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению» и потом многолетие: «Великого Господина...». К утрени присоединяется и 1-й час.
Часы
Часы 1-й (после утрени), 3-й, 6-й (пред литургиею) и 9-й (пред вечернею) в Пасху и во всю Пасхальную седмицу состоят не из псалмов, а из Пасхальных песнопений и притом из одних и тех же для каждого часа.
Именно: по возгласе: «Благословен Бог наш...», лик поет: «Аминь», «Христос воскресе...» (трижды), «Воскресение Христово...» (трижды), «Предварившия утро...», «Аще и во гроб...», «Во гробе плотски...», «Слава» – «Яко живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное...», «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава и ныне» – «Честнейшую...», «Именем Господним...». По возгласе священника: «Молитвами Святых Отец...», – «Аминь», «Христос воскресе» (трижды), «Слава и ныне» – «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст.
То же самое поется за повечерие и за полунощницу.
Литургия
Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в самые ранние часы, вслед за утренею и часами.
По начальном возгласе литургии многократно поется, в порядке указанном на утрени, тропарь: «Христос воскресе», причем священник, держа в левой руке крест и Пасхальную свечу, а в правой – кадило, совершает каждение престола, алтаря и предстоящих (с амвона).
Так начинается утреня, литургия и вечерня в течение всей Пасхальной седмицы.
Антифоны поются праздничные. По входе поется тропарь: «Христос воскресе», ипакой: «Предварившия утро», «Слава и ныне» – кондак: «Аще и во гроб». Вместо «Трисвятого» – «Блицы во Христа крестистеся...». Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа, которое обнаружилось всего очевиднее в Его Воскресении, читается по частям (по статиям, якоже настоятель расположит) попеременно всеми священнослужащими и притом иногда на разных языках в знак того, что слава воскресшего Спасителя распространилась по всем народам и возвещается на разных языках. Чтение Евангелия сопровождается колокольным, звоном. Задостойник – припев: «Ангел вопияше...» и ирмос: «Светися, светися...». Причастен – «Тело Христово приимите...». Вместо: «Благословен грядый...», «Видехом свет истинный...» и «Да исполнятся уста наша...» – поется: «Христос воскресе» (один раз); а вместо: «Буди имя Господне...» и псалма 33 – «Христос воскресе» поется «двунадесять и множае, дондеже анафора раздается». Вместо произнесения пред отпустом: «Слава Тебе, Христе Боже...» – священник с сослу-жащими поет начало Пасхального тропаря, а лик доканчивает. Отпуст священник говорит с крестом, как и на утрени.
Если в 1-й день Пасхи случится Благовещение: в Великую Субботу на вечерни, соединяемой с литургиею Василия Великого, присоединяются: 1) к дневным стихирам на «Господи воззвах» – стихиры Благовещения, на «И ныне» – Благовещения: «Послан бысть»; 2) к дневным 15-ти паремиям (именно, после 1-й паремии) – 5 паремий Благовещения.
На полунощнице поются: 1) ирмосы Благовещения и ирмосы Великой Субботы; на катавасии – ирмосы Великой Субботы; 2) в конце полунощницы, после тропаря: «Егда снизшел еси», на «Слава и ныне» – тропарь Благовещения.
В самый день Пасхи: на утрени: 1) после крестного хода, по входе в храм, поется (пред великой ектениею) на «Слава» и на «И ныне» – тропарь Благовещения; 2) вместе с каноном Пасхи (ирмосы по два раза, а тропари на 6) поется канон Благовещения (ирмосы по два раза, а тропари на 6), на катавасии – ирмосы Пасхи; ектений – после каждой песни; 3) после 3-й песни и малой ектений – кондак, икос и ипакой Пасхи («Аще и во гроб...», «Еже прежде солнца...», «Предварившия утро...»); 4) после 6-й песни и малой ектений – кондак и икос Благовещения, а затем прокимен: «Благовестите день...», «Всякое дыхание...» и Евангелие Благовещения; после Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба» (трижды); далее – 7-я песнь канона; 5) на 9-й песни – припевы Пасхи и Благовещения; 6) после 9-й песни и малой ектений – светилен (ексапостиларий) Пасхи: «Плотию уснув...» (один раз) и Благовещения (дважды); 7) на «Хвалите» после 4-х стихир воскресных поются 4 стихиры Благовещения, а затем – стихиры Пасхи.
Часы – Пасхальные.
На литургии: 1) по малом входе поются: «Христос воскресе» (трижды), «Слава» – «Днесь спасения нашего главизна...», «И ныне» – «Аще и во гроб...»; 2) прокимен, Апостол и Евангелие, а равно и причастен – прежде Пасхи, а потом Благовещения (Евангелие Пасхи читается, как указано, по статиям, а Благовещения – один диакон обычным порядком).
Вечерня
Вечером в 1-й день Пасхи совершается (после службы 9-го часа) великая вечерня, которую священник (настоятель) служит в полном облачении. Начинается она, по начальном возгласе, многократным пением тропаря: «Христос воскресе...» при каждении престола, алтаря и предстоящих, как указано на утрени и литургии. После великой ектений поется «Господи воззвах» и стихиры. Вход бывает с Евангелием. После «Свете тихий» поется великий прокимен: «Кто Бог велий...», а затем (диакон: «И о сподобитися...») священник читает Евангелие в царских вратах, обратившись лицом к народу, как бы представляя тем образ пришествия Господа, Который в 1-й день Своего Воскресения вечером явился ученикам (кроме Фомы) и преподал им мир. После Евангелия произносятся ектений сугубая и просительная, поются стихира стиховная воскресная и стихиры Пасхи (т.е. «Пасха Священная нам днесь показася» с припевами), и затем бывает окончание вечерни точно так же, как на утрени (диакон: «Премудрость», лик: «Благослови» и т.д.).
Царские врата в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу не закрываются, в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз двери рая.
В дни Пасхальной седмицы Богослужение совершается так же и почти с одинаковым торжеством, как и в день Пасхи, так что все семь дней есть как бы один праздник Воскресения Христова.
В дни Светлой седмицы бывают лишь следующие особенности.
На утрени: 1) пред утреней не бывает крестного; хода и начинается она в храме (крестный ход с Пасхальным молебным пением положено Уставом совершать в каждый день Светлой седмицы после утрени, но, обыкновенно, совершается после литургии); 2) в Пасхальном каноне к тропарям каждой песни присоединяются на «Слава» и на «И ныне» – Богородичны господина Феофана и господина Иосифа; 3) ектений произносятся не после каждой песни, а лишь после 3-й, 6-й и 9-й; 4) не бывает христосования и чтения огласительного слова святого Иоанна Златоуста.
На литургии: Евангелие читается обычным порядком, а не по статиям.
На великой вечерни: не бывает чтения Евангелия, а потому и вход совершается с кадилом.
Кроме того, на службах каждого дня изменяются: стихиры (на утрени – стихиры на «Хвалите», на вечерни – стихиры на «Господи воззвав» и стихира стиховная), прокимны (на вечерни и литургии) и апостольские и евангельские чтения (на литургии.).
Если в понедельник, вторник или среду Светлой седмицы случится Благовещение: на Благовещение совершается всенощное бдение. По возгласе: «Слава Святей...» и обычном многократном пении: «Христос воскресе», произносится великая ектения, а затем поются «Господи воззвах», 4 стихиры воскресны («воскресны 3 и восточен 1») и 6 стихир Благовещения, на «Слава и ныне» – Благовещения («Послан бысть»). По входе (на понедельник – с Евангелием, а на вторник и среду – с кадилом), «Свете тихий» и дневном великом прокимне читаются 5 паремий Благовещения. После паремий на понедельник (в 1-й день Пасхи вечером) читается ранее указанным порядком Евангелие: «Сущу позде в день той...», а затем произносятся сугубая и просительная ектений; на вторник и среду ектений произносятся прямо после паремий. Далее совершается лития; на литии – стихиры Благовещения. После литии на стиховне поются: одна стихира воскресна и стихиры Пасхи с припевами («Да воскреснет Бог...», «Пасха Священная...»), на «Слава» – стихира Благовещения: «Днесь радость...», а на «И ныне» – Пасхи: «Воскресения день...», и в заключение: «Христос воскресе» (трижды), а затем трижды поется тропарь Благовещения, после чего читается священником обычная молитва (пред ней диакон: «Господу помолимся») на благоговение хлебов. После молитвы лик поет: «Христос воскресе» (трижды) (вместо: «Буди имя Господне...»), а священник преподает народу благословение: «Благословение Господне на вас...». Лик: «Аминь».
Вслед за сим полагается начало утрени возгласом: «Слава Святей...» и пением тропаря: «Христос воскресе» со стихами, а на «Слава» и на «И ныне» – тропаря Благовещения. После великой ектений поется полиелей и величание Благовещения; за сим, после малой ектений, степенный – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен и Евангелие – Благовещения. По прочтении Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды), «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, затем – припев: «Благовестите день...» и стихира: «Послан бысть». Далее диаконом произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», и за сим поется канон Пасхи (ирмосы по два раза, а тропари на 4) и канон Благовещения (ирмосы по два раза, а тропари на 6), на катавасии – ирмосы Благовещения. По 3-й песни и малой ектений – кондак и икос Пасхи («Аще и во гроб...», «Еже прежде солнца...») и седален – Благовещения. По 6-й песни и малой ектений – кондак и икос Благовещения и «Воскрес Иисус от гроба» (трижды). На 9-й песни – припевы Пасхи и Благовещения. После 9-й песни и малой ектении – светилен ексапостиларий) Пасхи: «Плотию уснув» (один раз) м Благовещения (дважды). По «Всякое дыхание» – 3 стихиры воскресны, 3 стихиры Благовещения и затем стихиры Пасхи с их припевами, лишь на «Слава» – стихира Благовещения: «Да веселятся небеса...», а на «И ныне» – Пасхи, «Воскресения день...», и в заключение: «Христос воскресе» (трижды) и «Слава и ныне» – тропарь Благовещения. После этого произносятся обычные в конце утрени ектений и совершается Пасхальный отпуст.
Часы – Пасхальные.
На литургии: по малом входе поется: «Христос воскресе» (трижды), «Днесь спасения нашего главизна», «Слава» – «Аще и во гроб...», «И ныне» – кондак Благовещения. Прокимен, Апостол и Евангелие – прежде Благовещения, а потом дня; причастен же – дня, а потом Благовещения.