Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каждой седмицы Великого поста




 

Каждая неделя: святой Четыредесятницы имеет свои особенности.

На 1-й седмице, отличающейся особенною строгостью поста, в первые четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) на великом повечерии читается покаянный канон святого Андрея Критского (см. выше).

В субботу совершается благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону (Teupoav – воин), мученически пострадавшему в 306 году. Празднование это установлено по следующему случаю. Греческий император Юлиан Отступник, гонитель христиан, желая осквернить христиан в первую седмицу поста и подвергнуть их осмеянию, приказал в 362 году тайно окроплять в течение седмицы идоложертвенною кровью съестные припасы на рынке города Антиохии. Но святой Феодор Тирон, явившись в сновидении епископу Евдоксию, предупредил о тайном намерении богоотступника и посоветовал воздержаться христианам в эту седмицу от покупок на рынке и употреблять на трапезе коливо, т.е. вареную пшеницу или рис с медом (называется также кутиею). Празднованием великомученику Феодору Церковь внушает нам, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особенным покровительством Божиим.

Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (в стихирах на «Господи воззвах»). Затем, в конце литургии Преждеосвященных Даров, тотчас после заамвонной молитвы, поется молебный канон святому Феодору, «предложше коливо», которое и благословляется в конце молебна.

По заамвонной молитве читается псалом 142, затем поется: «Бог Господь», тропарь: «Велия веры исправления», «Слава» – опять тропарь, «И ныне» – Богородичен: «Вся паче смысла». Далее читается псалом 50, и совершается каждение колива и народа. Потом читаются тропари канона Феодору Тирону (без пения ирмосов; обычно, и тропари не читаются) с припевом к тропарям: «Святой великомученице Феодоре, моли Бога о нас». По 6-й песни – кондак: «Веру Христову яко щит». По 9-й песни – ирмос: «Тя неискусобрачную Матерь». Затем, по прочтении «Трисвятого», поется тропарь: «Велия веры исправления», «Слава» – кондак: «Веру Христову яко щит», «И ныне» – Богородичен: «Якоже предстательство еси». Далее, по произнесении диаконом: «Господу помолимся» и пении: «Господи, помилуй», священник читает молитву на благословение колива. После этого поется: «Буди имя Господне...» (трижды) и бывает обычное окончание литургии Преждеосвященных Даров.

В субботу отправляется служба святому Феодору Тирону. На литургии положено читать два Апостола, и Евангелия (дню и святому), а. прокимен поется один – 7-й глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Причастен: «В память вечную...».

Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится праздник Сретения, или храмовый, или 24 февраля, – то служба им совершается в сыропустную неделю (воскресенье).

Если 24 февраля случится во вторник—пятницу 1-й седмицы, то служба Предтечи отправляется в неделю сыропустную или в субботу 1-й седмицы поста.

Если же храмовый праздник случится во вторник—пятницу 1-й седмицы, то служба храму совершается в субботу 1-й седмицы поста..

В первую неделю (воскресенье) Великого поста, называемую неделею Православия, Церковь совершает торжество, установленное в Греции в 842 году при царице Феодоре по случаю восстановления почитания святых икон после долгого времени гонений на них со стороны еретиков – иконоборцев. В кафедральных соборах (и то только при архиерейском служении) в этот день совершается пред окончанием литургии чин православия. Главное содержание этого особого молебного пения состоит в том, что Церковь просит Господа укрепить христиан в вере, а еретиков и отступников, обратить на путь истины. Для указания истинного учения протодиакон произносит символ веры, а затем возглашает «анафему», т.е. отлучение от Церкви тем, кто проповедует ложное учение, защитникам же и ревнителям православия: умершим – «Вечную память», а живым – «Многая лета».

В субботу 2-й седмицы, а равно и в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается служба заупокойная (см. выше).

Если в эти три субботы случатся праздники: Предтечев (24 февраля), 40 мучеников (9 марта), Благовещения (25 марта) или храмовый, то заупокойная служба отменяется.

Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста прославляется (в песнопениях, положенных на этот день в Постной Триоди) святой Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православия, который, в обличение бывших в его время еретиков, изъяснил православное учение о посте, как средстве к благодатному внутреннему озарению.

В третью неделю (воскресенье) Великого поста, называемую Крестопоклонною, на утрени, после великого славословия, бывает вынос святого креста из алтаря на средину храма для поклонения (см. выше). Вынос совершается с тою целью, чтобы видом креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудною поприща поста. На литургии в этот день вместо «Трисвятого» поется песнь: «Кресту Твоему...». Поклонение кресту совершается (при открытых царских вратах) и на следующей за 3-м воскресеньем 4-й сеянце, которая поэтому также называется Крестопоклонною; именно: в понедельник и среду на 1-м часе (см. выше) и в пятницу по отпетии часов, по последнем «Трисвятом», т.е. после того «Трисвятого», которое находится в чине изобразительных, а затем святой крест царскими вратами уносится в алтарь.

В четвертую неделю (воскресенье) Великого поста прославляется (в песнопениях, положенных на этот день в Постной Триоди) святой Иоанн Лествичник, подвижник VI века, который в своем сочинении «Лествица Рая» изобразил постепенное восхождение человека к нравственному совершенству, а жизнью своею показал живой пример несения креста и подвигов поста и молитвы.

На 5-й седмице Великого поста в четверг, а если в среду или четверг случится праздник Благовещения или храмовый, то во вторник на утрени, сполна прочитывается покаянный канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреня четверга (или вторника) называется, обыкновенно, Андреевым стоянием, а также стоянием Марии Египетской. В день чтения канона (в четверг или вторник) совершается литургия Преждеосвященных Даров.

В субботу 5-й седмицы Великого поста на утрени читается акафист Божией Матери, в память избавления Ее заступничеством города Константинополя от врагов в 626 году. Акафист прочитывается в 4 раза, в каждый раз по 3 икоса и по 3 кондака; именно: 1) после 16-й кафизмы и малой ектений; 2) после «Непорочных» и малой ектений; 3) после 3-й песни канона и малой ектений; и 4) после 6-й песни и малой ектений. При этом каждый раз пред чтением и после чтения поется кондак: «Взбранной Воеводе...». На утрени в этот день поется великое славословие. Накануне же – малое повечерие и полунощница в келиях.

В пятую неделю (воскресенье) Великого поста воспоминается преподобная Мария Египетская (+ 530), бывшая сначала величайшей грешницей, а потом ставшая величайшей подвижницей (47 лет она провела в дикой пустыне); в лице ее Церковь представляет верующим образец истинного покаяния и ободряет их надеждою на неизреченное милосердие Божие к кающимся.

На 6-й седмице Великого поста, называемой седмицею Ваий («понедельник Ваий», «вторник Ваий» и т.д.; см. в Триоди), Церковь в песнопениях Триоди воспоминает и раскрывает притчу о богатом и Лазаре, убеждая верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача и ревновать терпению и великодушию Лазаря, ибо царствие Божие есть не нища и питие, а правда и воздержание со святостью». Пятницею 6-й седмицы оканчивается святая Четыредесятница. В этот день на вечерни (соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров) на «Господи воззвах» поется стихира: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, человеколюбче...».

В субботу 6-й седмицы Великого поста воспоминается чудо воскрешения Лазаря, отчего и самая суббота называется Лазаревою. Этим чудом Иисус Христос показал Свою Божественную силу и уверил людей в Своем Воскресении и в общем воскресении всех умерших. Особенности Богослужения этой субботы следующие.

На утрени: 1) по 2-й кафизме (по стихословии «Непорочных») поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» и проч. с припевом: «Благословен еси, Господи»; 2) после тропарей произносится малая ектения, а затем, после седальна, поется: «Воскресение Христово видевше...»; 3) на 9-й песни канона «Честнейшая...» не стихословится (не стихословится она и в дальнейшие дни: по будням – до седмицы Фоминой, а по воскресеньям – до недели (воскресенья) слепого, 6-й по Пасхе, включительно); 4) после канона и малой ектений поется: «Свят Господь Бог наш» (трижды); 5) после хвалитных псалмов («Всякое дыхание...») и стихир, на хвалитех (на «И ныне» — «Преблагословенна еси Богородице...») поется великое славословие.

На литургии: вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа крестистеся...»; прокимен: «Господь просвещение мое...»; причастен: «Из уст младенец...».

Если в Лазареву субботу случится праздник Благовещения: накануне всенощное бдение начинается с великого повечерия; стихиры на литии – праздника (из Минеи) и Триоди, а на стиховне – праздника; на благословении хлебов – тропарь праздника (трижды); на «Бог Господь» – тропарь праздника (дважды), «Слава» – «Общее воскресение», «И ныне» – тропарь праздника; полиелей и величание – праздника; степенный – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...»; прокимен и Евангелие – праздника; после Евангелия поется: «Воскресение Христово...» и проч., а после «Помилуй мя, Боже...» – стихира праздника; ирмосы – праздника; катавасия – Триоди («Воду прошед...»); на 9-й песни – припевы праздника; после канона – «Свят Господь Бог наш»; после стихир на «Хвалите» (на «И ныне» – «Еже от века таинство...») – великое славословие. На литургии: вместо «Трисвятого» – «Елицы во Христа крестистеся...»; прокимен – праздника и Лазаря; вместо «Достойно есть» – ирмос праздника; причастен – праздника и Лазаря.

В шестую неделю (воскресенье) Великого поста, называемую неделею Ваий, неделею Цветоносною, а также Вербным воскресеньем, воспоминается торжественный вход Господа в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Праздник Входа Господа в Иерусалим – праздник двунадесятый, Господний; вся служба отправляется празднику; от других двунадесятых праздников отличается тем, что не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Особенность Богослужения этого праздника составляет освящение ваий (пальмовых ветвей, а у нас верб, которые раньше других дерев развивают весной почку), на утрени, тотчас после прочтения Евангелия, – именно: чтец читает псалом 50, а священник в это время кадит ваий; затем диакон: «Господу помолимся», лик: «Господи, помилуй», священник читает молитву на освящение ваий и кропит их святою водою; после молитвы лик поет: «Слава» – «Днесь Христос входит...» и проч. по Уставу. Литургия совершается святого Иоанна Златоустого. Вечером совершается вечерня вседневная, но со входом; прокимен же дневной – «Се ныне благословите Господа...».

Если в неделю Ваий случится Благовещение: на «Господи воззвах» – стихиры Благовещения и Ваий, причем на «Слава» – Ваий («Днесь благодать...»), а на «И ныне» – Благовещения («Послан бысть...»); по прокимне «Господь воцарися...» – 5 паремий Благовещения и 3 – Ваий: на литии – стихиры Благовещения и Ваий, причем на «Слава» – Ваий («Прежде шести дней...»), а на «И ныне» – Благовещения («Благовествуй Гавриил...»); на стиховне – стихиры Ваий и лишь на «И ныне» – Благовещения («Еже от века таинство...»); на благословение хлебов – тропарь Благовещения (дважды) и Ваий (один раз); на «Бог Господь» – тропарь Благовещения (дважды), «Слава и ныне» – Ваий; после полиелея – величание Благовещения; прокимен и Евангелие – Ваий; по освящении верб – стихиры Ваий; ирмосы – Благовещения и Ваий; на 9-й песни – припевы Благовещения; на хвалитех – стихиры Благовещения и Ваий, причем на «Слава» – Благовещения («Да веселятся небеса...»), а на «И ныне» – Ваий («Прежде шести дней...»). На литургии: антифоны изобразительные; прокимен – Ваий и Благовещения; задостойник – Ваий («Бог Господь...»; если же храм Благовещения, то и задостойник – Благовещения); причастен – Благовещения и Ваий.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 578 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2275 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.