Термин «социализм» (лат. socialis – общественный) ввел в оборот француз Пьер Леру в 1834 г. Он употребил его с целью противопоставления понятию «индивидуализм». С тех пор с понятием «социализм» связываются разнообразные социально-политические концепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гармонии, а также образ самого общества, свободного от социальных антагонизмов. Все социалистические теории исходят из того, что на смену индивидуализму как принципу организации жизнедеятельности людей идет свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно общество, основанное на принципах товарищеского взаимодействия, равенства людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.
Социал-демократическая идеология, как наиболее крупное, наряду с коммунистической концепцией, направление социализма – доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал – «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как главный принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.
Основные политические идеи социал-демократической идеологии:
· социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов социального партнерства – свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса хорошо выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель – ничто, движение – все»), иными словами демократия, правовое государство, гражданское общество – это не конечный результат правительственных реформ, а скорее открытый, творческий проект, масштабный процесс совместного созидательного труда и самореализации для всех и каждого;
· социализм – это смешанная (многоукладная) экономика, предполагающая рыночные отношения и разностороннее, ответственное стремление к более высокому качеству жизни;
· признание необходимости и эффективности государственного регулирования и перераспределения части доходов в обществе с рыночной экономикой;
· многообразие форм собственности на средства производства при соблюдении всеми субъектами равных обязательств – гарантия эффективной конкурентоспособной экономики и повышения благосостояния общества;
· движение к социализму – это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития, разностороннего развития личности;
· движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи т.н. «государства всеобщего благоденствия».
Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения, однако начало ее восходит еще к социально-политическим идеям утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн и др.). Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом I Интернационал (Международное товарищество рабочих) в1864 г. как первая массовая организация пролетариата ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. В 1889 г. они образовали II Интернационал, в котором и РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) имела своих представителей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной политической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали сотрудничество с западноевропейской социал-демократией, подвергли острой критике ее реформистский курс, а затем образовали в 1919 г. III Коммунистический интернационал. Таким образом, формирование социал-демократической идеологии проходило параллельно с процессом формированием коммунистической доктрины, но в то же время существенно отличалось от последней.
Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции. Великобритании, Дании, Испании, Норвегии и других стран. Они образовали в 1923 г. Социалистический интернационал. Сегодня он объединяет партии и общественные организации более 50 стран. «Духовные отцы» западноевропейской социал-демократии Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннср, Л. Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.
В Республике Беларусь позиции социал-демократического движения разделяют в своем большинстве практически все влиятельные политические силы, однако если говорить более конкретно, то в первую очередь среди их числа номинально следует выделить «Сацыял-дэмакратычную партыю Народнай Згоды», партию «Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада» и др.
Кроме названных наиболее авторитетных и влиятельных идеологических течений современности – либерализма (неолиберализма), консерватизма (неоконсерватизма) и социал-демократизма следует также упомянуть и иные идеологии, влияние которых в настоящее время также становится достаточно ощутимым. Среди них необходимо назвать такие течения, как фашизм, анархизм, национализм, космополитизм, коммунитаризм, интернационализм, религиозный фундаментализм, идеологические доктрины на основе теорий постиндустриального общества, альтернативные движения – пацифизм, феминизм, экологизм (движение «зеленых»), движение представителей т.н. «сексуальных меньшинств», борющихся за свои социальные права и др. Следует сказать, что в целом появление новых идеологий следует рассматривать как естественный процесс осмысления возникающих реалий общественной жизни и выработки новых подходов к решению существующих проблем в развитии общества.
Так, например, в современных условиях негативное влияние на общественное сознание в некоторых странах способен оказывать фашизм (лат. fasio, итал. fascio – пучок, связка, объединение) – идеология т.н. национал-социализма (нацизма), правоэкстремистское политическое движение, сформировавшееся в Италии, Германии и Испании в20 – 30-е гг. XX в.
Политические идеи фашизма:
· расизм (фр. race - раса) – человеконенавистническая антинаучная теория, утверждающая биологическую и интеллектуальную неравноценность человеческих рас;
· шовинизм (chauvinisme – от имени французского офицера Шовенье, восхищавшегося завоевательной политикой Наполеона) – идея о национальной исключительности, противопоставление интересов и традиций одной нации интересам других этнических групп, разжигание национальной вражды, чувства презрения к другим народам, национальностям и культурам;
· антикоммунизм;
· подавление демократических прав и свобод, принятие насилия и агрессии как приемлемых средств утверждения политического господства как внутри государства, так и за его пределами;
· автократический политический режим (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие) – власть, основанная на полном произволе одного человека или небольшой группы людей;
· тотальная, всеобъемлющая власть государства, жесткий контроль сознания и поведения граждан;
· культ вождя, однопартийная диктатура;
· милитаризация (лат. militaris – военный) общества, как выражение политики, предполагающей широкое использование вооруженного насилия.
Фашизм – опаснейший противник общественного прогресса, распространение в ряде европейских государств в первой половине ХХ в. идеологии фашизма привело к трагическим последствиям. Фашистские партийные лидеры явились непосредственными инициаторами Второй мировой войны (1939 —1945 гг.), главным виновником гибели в ней 50 млн. человек. Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеровской коалиции (при решающем участии СССР) спас мир от глобального фашистского порабощения.
Главной причиной возникновения фашизма ошибочно считать случайные обстоятельства или злой умысел некоторых политических лидеров. Он явился своеобразной реакцией на глубокий социальный кризис в Италии и Германии, следствием неустойчивости молодых демократических режимов, результатом злоупотреблений и коррупции государственных чиновников.
Истории известны несколько разновидностей фашизма: итальянский, немецкий, испанский, португальский, аргентинский, греческий, японский, чилийский и др. Исторические формы фашизма различны и могут отражать конкретные национальные особенности, но сущность этой идеологии и политического движения остается неизменной.
Социальная база современного фашизма (неофашизма) – маргинальные (деклассированные, люмпенизированные, индифферентные или колеблющиеся в сторону реакции) слои общества. В ФРГ, США, Италии, России, а также в других странах сегодня действуют неофашистские или близкие к ним группы на основе существующих праворадикальных политических партий или полулегальных объединений. Влияние их незначительно. Однако нельзя недооценивать их реальной опасности для личности, общества и государства. Питательной средой для развития неофашистского, праворадикального, ультранационалистического движений в современных условиях являются объективные миграционные процессы, осложняющие взаимоотношения между различными этносами, низкий уровень образования и политической культуры представителей отдельных социальных групп, что может привести к появлениям т.н. ксенофобии (от греч. хenos – чужой, посторонний и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам, вызвать нетерпимость к другим культурам, усилить немотивированную агрессию и стремление к применению тотального насилия для решения острых социальных проблем.