Специфичным явлением современного мира, ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатизма, имеющая ярко выраженную политическую направленность. Как культурный феномен, современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализацию. Его провоцирует секуляризация (от лат. saecularis — мирской) как освобождение человека и общества от влияния духовенства и религиозных установлений, религиозный индифферентизм (равнодушие к религии), утрата традиционных ценностей и ослабление нравственного начала в обществе. Очевидно, что фундаментализм как идея возврата к истокам или начальным формулам ортодоксии появляется, когда доктрины религиозной системы, освещенные богословскими авторитетами, перестают в должной мере соответствовать новому этапу общественного развития, проявляющимся социокультурным трансформациям.
В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется, как правило, с исламом и отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира. Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует особой организации повседневной жизни верующих, установления теократического государства, судопроизводства по законам шариата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма – Иран в 1970 – 1980-е гг., Афганистан под властью Талибана, Чеченская республика в период отделения от России.
Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства – Халифата. Одним из главных методов достижения этого является терроризм, рассматриваемый в настоящее время как одна из глобальных угроз для многих стран мира.
Следует отметить, что исламский фундаментализм является лишь ответвлением ислама, его наиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия, он моложе христианства примерно на 600 лет. Христианство также в аналогичный период своего развития демонстрировало агрессивные и воинствующие проявления, связанные с деятельностью органов инквизиции и Крестовыми походами, что охватывало практически всю Европу. Для того, чтобы суть христианства пришла в соответствие с наиболее гуманистической формой потребовались века. По всей видимости, такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится на пике своей активности, он «молод и горяч», в результате чего и появляются различные экстремистские движения. Однако со временем и все больше уже сейчас реформируемый, совместимый с современным миром ислам постепенно побеждает экстремистский фанатизм в своих недрах.
Социальную базу фундаменталистов составляют преимущественно выходцы из нижних страт средних слоев населения: мелкие и средние служащие, ремесленники и рабочие, выпускники средних и высших учебных заведений, безработные, розничные торговцы, а также представители интеллигенции. Естественно, что лидирующее положение в подобных организациях занимают люди, способные сознательно воспринимать фундаменталистский призыв, – преимущественно богословы, а также образованные люди, выходцы из семей, традиционно тяготеющих к религии. Всех их объединяет разочарование, утрата уверенности в завтрашнем дне, иллюзорное восприятие прошлого.
Успех исламского фундаменталистского радикализма обусловлен его острой антизападнической и антимодернизаторской направленностью. Ценностям буржуазного общества потребления противопоставляются исламские ценности – приоритет коллективистского начала перед индивидуализмом, равенство людей перед Богом, осуждение накопительства. Естественно, что политический ислам (исламизм) на фундаменталистской основе логично стал объединяющим началом идейно неоднородных движений. Существуют и политические причины радикализации исламских движений. Среди них и неразрешенная палестинская проблема (включая проблему святых мест ислама в Иерусалиме), экономические трудности, отсутствие у правительств некоторых мусульманских стран динамичной национальной политики, разочарование как в идеалах буржуазного общества, так и социализма. Однако главной причиной является вторжение западной культуры, образа жизни, подрывающего устои традиционного общества.
В дополнение к сказанному отметим, что фундаментализм свойственен не только исламу, но и иудаизму, индуизму, протестантству, католичеству и православию, новым религиозным движениям и сектам. В этой связи значение фундаментализма для обществ неоднозначно. Некоторые его позиции, касающиеся строгого соблюдения важнейших традиций и догм, необходимы для сохранения Церкви как значимого социального института, так как, включаясь в процесс секуляризации, переходя на позиции партнерских отношений с государством, Церковь может подвергнуть опасности свое существование. Фундаментализм в данном случае выполняет необходимую охранительную функцию по отношению к комплексу ценностей, традиций, норм, правил и требований религиозного сознания, позволяющих стабилизировать общественные процессы в условиях повышенной социальной динамики, стремительного взаимопроникновения культур, потери ясных оснований для самоидентификации граждан.