Движение за права сексуальных и гендерных (от лат. genus – род) меньшинств (также ЛГБТ-движение) стремится добиться изменений в законодательстве, направленных на обеспечение прав сексуальных и гендерных меньшинств — геев, бисексуалов, лесбиянок и транссексуалов. Развитие движения за права представителей «сексуальных меньшинств» связано с результатами т.н. «сексуальной революции» как феномена современной культуры, значительно изменившей общественные представления о морали, с либерализацией, демократизацией политических и правовых систем многих западных стран, закрепивших принципиальный внутренний плюрализм обществ, а также с интенцией защиты прав всех без исключения социальных групп, находящихся в положении униженных, дискриминируемых и угнетенных вне зависимости от этнических, конфессиональных, территориальных, социальных, имущественных, возрастных, половых и иных признаков. Гомосексуальность вызывала и вызывает повышенный интерес и неоднозначную реакцию общества, которое постепенно склоняется к толерантности по отношению к людям, придерживающимся нетрадиционной сексуальной ориентации. Толерантность общества к гомосексуалам во многом зависит от просвещенности широких масс о гомосексуальной субкультуре, ее особенностях, от цивилизованности и обязательности самого общества в отношении соблюдения универсальности и неделимости прав человека и гражданина.
Являясь в известном смысле девиантной (девиантный – отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных) группой, гомосексуальное сообщество испытывает негативное отношение к себе со стороны гетеросексуального большинства. Основная причина негативного отношения к гомосексуалам лежит в нарушении ими «естественного порядка вещей». Непринятие обществом гомосексуальных отношений может привести не только к гомофобии, но и проявлениям агрессии, неприкрытого духовного и физического насилия над личностью, расколу и дистабилизации общества, что поднимает вопросы защиты прав сексуальных меньшинств на уровень политической проблемы, рассматриваемой наравне с решением таких вопросов, как притеснения этнических меньшинств, помощь беженцам и переселенцам. Многие правозащитники в этой связи проводят аналогии в движении представителей сексуальных меньшинств с движением против расизма, которое привело в свое время к качественному пересмотру понимания сути прав и свобод для всех категорий граждан.
Поддержка движения за права сексуальных меньшинств осуществляется не только самими гомосексуалистами, но и гетеросексуалами, которые сознательно и убежденно поддерживают равные гражданские права и выступают против дискриминации геев, лесбиянок и бисексуалов или трансгендеров, а также в целом отстаивают гендерное равноправие. В то же время степень поддержки может быть различной по разным вопросам – например, не все из союзников ЛГБТ-движения поддерживают однополые браки или проведение гей-парадов, но практически все выступают против гомофобии, против дискриминационного отношения, нетерпимости и взаимного насилия.
С середины 60-х гг. XX в. гомосексуальность начала рассматриваться не как врожденное отклонение или «третий пол», а просто как сексуальная ориентация, отличающаяся от гетеросексуальной и бисексуальной, при этом отмечается, что выбор сексуального объекта конструируется, кроме всего прочего, и социально, а, следовательно, понятие «нормальной» сексуальной ориентации является социально детерминированным. Тем самым подчеркивалось, что общество не может игнорировать и такие стороны своего развития, которые появляются в процессе его жизнедеятельности. Иными словами, общество ответственно перед геями и лесбиянками, потому что они также являются его представителями, как и другие. Начиная с 90-х гг. XX в. правозащитное движение сексуальных меньшинств стало добиваться значительных успехов, что сопровождается серьезным интересом академических и практических исследователей к проблеме гомосексуальности не только в Америке и Западной Европе, но и в Центральной и Восточной Европе.
В 1978 г. была создана Международная ассоциация лесбиянок и геев –ILGA, – которая остается и в наше время одной из самых известных организаций по защите прав геев и лесбиянок. В марте 1993 г. Организация Объединенных Наций впервые в своей истории была готова включить ILGA в список неправительственных организаций, однако по инициативе Соединенных Штатов включение этой организации в список ООН было приостановлено. В 1991 г. Европейская комиссия внесла в кодекс о сексуальных преследованиях на работе положения о правовой защите геев и лесбиянок.
В феврале 1993 г. Парламентская ассамблея ЕС приняла заявление, в котором подчеркивалась необходимость покончить с дискриминацией геев и лесбиянок в государствах – членах Европейского Союза.
Идеология, защищающая права сексуальных и гендерных меньшинств, не предполагает наличия у геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров каких-либо особых потребностей, отличающихся от потребностей гетеросексуального большинства. Речь идет о правах, закрепленных в современном обществе за любым человеком или социальной группой, – таких, как свобода собраний, возможность объединяться в общественные организации, свобода выбора профессии и рода занятий, свобода получения и распространения информации и т. п. Подразумевается, что именно представители сексуальных и гендерных меньшинств, а иногда и те, кто их поддерживает, сталкиваются с особыми трудностями при реализации этих прав.
Противниками движения за права сексуальных и гендерных меньшинств часто являются разнообразные политические и религиозные организации и движения, совокупно обозначаемые как антигомосексуальное движение.
В целом можно отметить, что на современном этапе развития, поднимаемая ЛГБТ-движением проблематика все четче оформляется в конкретные политические и идеологические положения. В совокупности с иными политическими доктринами такие призывы постепенно завоевывает все большее внимание представителей гражданского общества и государственных структур управления, как в странах Западной Европы, так и на постсоветстком пространстве, что говорит об актуальности и злободневности затрагиваемых вопросов.
Ликвидация неравноправия и отмена дискриминирующих законов политическими движениями, отстаивающими права сексуальных меньшинств, реализуется в следующих основных направлениях.