Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классификация театральной осветительной аппаратуры




(по назначению)

 

1. Светильники — предназначены для получения заливающего свето­вого потока:

- однокамерные;

- многокамерные;

- симметричные;

- асимметричные;

- ультрафиолетовые (направленные и рассеивающие);

- с газоразрядными лампами.

2. Прожекторы — предназначены для получения направленного све­тового потока:

- с отражательной оптикой:

-1 безлинзовые низковольтные;

-2 прожекторы PAR с лампой­фарой;

-3 прожекторы PAR с комплектом сменных стёкол (Source Four PAR);

- простые однолинзовые:

-1 с линзой РС;

-2 с линзой Френеля;

- профильные:

-1 с фиксированным углом;

-2 Zoom, с диапазоном углов;

- следящего света:

-1 с лампой накаливания;

-2 с металлогалогенной лампой;

-3 дневного света с металлогалогенной лампой.

3. Проекционные приборы — предназначены для получения изобра­жения:

- с лампой накаливания;

- с металлогалогенной лампой.

4. Интеллектуальные приборы — предназначены для получения дина­мического света:

- со сканирующим зеркалом (сканеры);

- с вращающимся корпусом («головы»).

5. Приборы эффектного света — предназначены для получения раз­личных световых эффектов:

- простые эффекты:

-1 стробоскопы;

-2 люминесцентные подсветки;

- динамические эффекты:

-1 со звуковой анимацией;

-2 эффекты с внешним управлением, когда функции программи­руются заранее и в нужный момент используются оператором;

-3 центральные эффекты — приборы расположены в центре пло­щадки и имеют зону охвата 360°;

-4 встроенные непрограммируемые эффекты (веер лучей, непре­рывная смена цветовой заливки, сканирующие гобо, стробирова­ние и др.);

-5 лазерные эффекты.

6. Приборы наполнения атмосферы — предназначены для получения необходимой плотности и фактуры воздушного сценического про­странства (машины для получения дыма, тумана, снега, радуги, дождя, мыльных пузырей и др.).

ТРЕБОВАНИЯ,

предъявляемые к Театральным Световым Приборам:

1 — качественное регулирование интенсивности светового потока

(электрическим или механическим способом);

2 — равномерное распределение освещённости по световому пятну (без

провалов);

3 — температура нагрева корпуса прибора не должна превышать 150°;

4 — простой доступ к обслуживанию источника;

5 — удобная регулировка параметров луча: «шире–уже», фокусировка:

«жёсткий луч – мягкий луч»;

6 — надёжная фиксация прибора;

7 — отсутствие паразитных засветов;

8 — низкий уровень шума.

 

 

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

 

Существуют два основных варианта освещения: тональное, или бес­теневое, и светотеневое. Тональное освещение, очень часто встречаю­щееся в театральной практике, имеет место, если источник света нахо­дится на одной высоте с объектом. В этом случае формы и цвет предме­тов не подчёркиваются и не видоизменяются светотенью. Освещение может быть как направленным, так и рассеянным. Верхнее фронтальное освещение (источник направленного света расположен перед объектом и выше него) даёт ярко выраженный теневой ри­сунок, который подчёркивает объём. Такое освещение выявляет факту­ру материалов. При портретной съёмке в верхнем фронтальном освеще­нии желательно установить источник так, чтобы свет падал на лицо под углом 30–55° от вертикали.

В случае нижнего фронтального освещения возникает характерный светотеневой рисунок, сильно искажающий естественные формы объ­екта. Например, в свете рампы на лице актёра образуются резкие тени от носа, идущие вверх, лоб притемняется, а подбородок и шея освеща­ются чрезмерно ярко. Нижнее освещение источником небольшой мощ­ности часто используют в сочетании с другими видами освещения, если нужно выразительно осветить глаза модели.

Освещение называется диагональным, если источник смещён на 15–45° относительно центральной оси объекта. При этом часть объекта освещается ярко, а часть уходит в тень. Чаще всего встречается верхне-диагональное освещение: свет падает на актёров из осветительной ложи под углом 30–40°. Это несимметричное освещение прекрасно выявляет формы лица, позволяет скорректировать его недостатки. Нижнее диа­гональное освещение для лица применяется очень редко.

Боковое освещение часто используется в творческой практике и со­здаёт особенно богатые и разнообразные по рисунку светотени на объ­ектах. Луч света, скользящий по поверхности, превосходно выявляет ее микрорельеф, подчёркивает фактуру, профили декораций, лепит объём. При боковом освещении возникает рисунок с большими площадями затенения, и это даёт возможность в значительной степени корректиро­вать внешний вид объекта. Боковое освещение хорошо сочетается с другими видами освещения, в частности, с фронтальным бестеневым. Боковое освещение используется и для того, чтобы высветить воздуш­ную среду, создать впечатление пространства, акцентировать положе­ние предметов.

Контровым называется освещение объекта сзади. В этом случае по контуру фигуры возникает светлый ореол. Чаще ставится верхнее конт­ровое освещение. В случае нижнего контрового освещения источник света скрывают (например, за непрозрачными предметами обстанов­ки). Контровое освещение применяется, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть форму объекта, выделить его в пространстве, отде­лить от фона и других объектов. Ореол возникает, даже если освещае­мый объект и фон имеют одинаковую тональность. Эффект усиливает­ся в задымленном воздухе: свечение становится еще более заметным, зрительно изменяя и увеличивая пространство даже в небольших поме­щениях или декорациях. Если источник расположен не строго сзади, а под углом, то одна сто­рона объекта будет обрисована тонким светящимся контуром, а на дру­гой образуется световой блик, более широкий, чем ореол при контро­вом освещении. Поэтому такое освещение называется бликующим. Бли­кующее освещение применяется в большинстве случаев в системе об­щего освещения.

 

ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

В однородной среде свет всегда распространяется прямолинейно. Линии, вдоль которых распростра­няется энергия излучения источни­ка, называются световыми лучами. Луч света, встречая на своём пути какое-­либо тело, одновременно час­тично поглощается им и частично отражается от его поверхности. За телом образуется неосвещённое пространство. Мы называем его теневым пространством, а поверхность тела, на которую не попадают лучи света, — теневой или затемнённой по­верхностью. Абсолютно чёрные (полностью поглощающие), абсолютно зеркаль­ные (полностью отражающие) или абсолютно прозрачные (полностью пропускающие) тела — теоретичес­кая абстракция. Пример практичес­ки полного поглощения — «чёрная дыра» в астрономии, полного пропу­скания — «Человек­невидимка» Г. Уэллса. Почти полного отражения можно добиться, если отполировать зеркало. Обычные тела часть света отражают, часть — поглощают. Соот­ношение поглощённого и отражён­ного излучения у разных тел различ­но. От освещения зависит, сложится ли у нас адекватное представление о предмете — его форме, объёме, фактуре, цвете. В конечном итоге освещение определяет нашу способ­ность верно ориентироваться в пространстве и воспринимать движе­ние.

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Предмет можно осветить:

– локальным (направленным) светом;

– рассеянным (рассеянно-отражённым) или тональным светом;

– комбинацией направленного и рассеянного света (такое освещение называется смешанным или пространственным).

Характер освещения выбирается в зависимости от того, какой эф­фект мы хотим получить. Рассматривая темную (неосвещённую) фигу­ру на ярко освещённом фоне, мы увидим только ее контуры — линии, разделяющие чёрное и белое тональные поля. Плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (обычно темное на более светлом) на­зывается силуэтным. Силуэт объекта подобен его тени. Он не имеет све­тотеневого рисунка и не даёт представления об объёме. Силуэтное изо­бражение может быть построено и на плоскости, и на пространствен­ной фигуре.

Если объект и фон имеют одинаковый цвет и освещены одинаково (или не освещены совсем), то различить их невозможно. Если же хотя бы часть фона отличается от фигуры по цвету или степени освещённо­сти, то мы увидим часть силуэта. Подбирая контрастное освещение фи­гуры и фона, на сцене можно «рисовать» (точнее, обрисовывать) фигу­ру по частям. Чтобы передать рельеф, его выпуклости нужно обрисовать контрастным цветом (тоном) или тенью.

Первое правило освещения: для того чтобы обрисовать на сцене кон­туры какой-­либо фигуры, освещение фигуры и фона должно быть раз­личным. Если исключить рассеяние и отражение света в помещении (для это­го пол и стены покрывают чёрным бархатом), освещение можно орга­низовать только направленным светом (лучом). Мы увидим поверхность объекта, обращённую к источнику, остальное окажется в полной темно­те. Переход от мрака к свету будет резким, светотеневой рисунок не воз­никнет. В этом случае наблюдается эффект света в чистом виде. Ни объ­ём, ни форму, ни фактуру, ни цвет объекта при таком освещении полно­стью передать не удастся.

Второе основное правило освещения: для того чтобы выявить действи­тельную форму, цветовую тональность и фактуру объекта, его нужно ос­ветить рассеянным светом.

Третье основное правило освещения: для того чтобы получить резкие тени и ясно выраженный эффект света, нужно освещать объект направ­ленным светом. Рассеянный свет даёт светотеневой, объёмный рисунок объекта. На­правленный свет не подчёркивает объём, и объект кажется плоским. Светотеневой рисунок — это чередование света и тени на объекте, изменение основной освещённости объекта от падающих теней или оживляющих бликов света. Светом можно вылепить объём и подчерк­нуть фактуру. Светотеневое изображение воспроизводит объёмно-­про­странственную форму объекта. Для общего освещения используют источники света, находящиеся в разных точках пространства. С помощью источников с различными светотехническими характеристиками можно по­-разному осветить объ­ект.

Характер освещения объекта зависит:

– от фактуры объекта;

– от источника света, его интенсивности и спектрального состава;

– от направления светового потока.

Локальное (направленное) освещение. В этом случае ограничиваются одним источником (например, светом из окна). В театральной практике используют один мощный прожектор. Так как весь свет при этом падает на объект с одной стороны, рисунок светоте­ни резко выражен. По существу это рисующее освещение. Особенности локального освещения:

– сторона объекта, обращённая к источнику, ярко освещена, а про­тивоположная сторона погружена в тень;

– освещаемый объект отбрасывает тень на другие предметы;

– тени и полутени зависят от угла падения светового потока;

– блики на отражающей поверхности.

При локальном освещении часто требуется подсветка теневой сторо­ны.

Рассеянное освещение. Если свет равномерно распреде­лён в пространстве и объект одинаково освещён со всех сторон, освеще­ние считается идеально рассеянным. В этом случае:

– поверхности, одинаково отражающие свет, будут переданы одним светотеневым рисунком;

– полностью будут отсутствовать тени и полутени;

– детали и отдельные поверхности объекта и фона видны только за счёт различия тональности (цвета и светоотражательной способности предмета).

При идеально рассеянном свете будет более или менее точно переда­ваться фактура, тональность и форма объекта. Но из­-за отсутствия по­лутеней, которые выделяют рельеф и объём на поверхностях, будет со­здаваться впечатление плоского рисунка. Чтобы создать идеально рассеянный свет на сцене, источники рас­полагают близко к объектам. Так освещаются декорации и задники.

По светотональному характеру этот способ противоположен локально­му.

Смешанное (пространственное) освещение, воспроизводя­щее естественное освещение в природе, используется чаще всего. Оно создаётся одновременно несколькими источниками направленного или рассеянного света, расположенными в разных точках пространства. По существу это сочетание локального и рассеянного освещения. В об­щей световой картине рассеянное освещение выполняет функцию «све­тового грунта», на который локальное освещение накладывает четкий светотеневой рисунок.

Система сценического освещения основана на комбинировании приборов, обладающих различными светотехническими характеристи­ками. Так как оформление каждого спектакля различается по картинам и мизансценам, то и система освещения должна быть гибкой.

 

III глава.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3113 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.