Световая партитура — документ, содержащий запись светового оформления спектакля и предназначенный для его точного воспроизведения. Световая партитура составляется в определённой последовательности. В ней фиксируются:
- направление света осветительных приборов;
- цвета помещённых в них фильтров;
- номера групп включений;
- номера световых программ.
В световой партитуре отражаются все моменты сценического действия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, словом, все технические средства и приёмы, которые и позволяют создать полноценную часть спектакля — художественный свет.
Световая партитура дополняется световыми планировками. Световые партитуры составляются и уточняются во время светомонтировочных репетиций. Световой переход — изменение режима питания осветительных приборов, участвующих в создании светового оформления, по отношению к предшествующей световой программе (переход к новой световой программе).
Световая программа определяет режимы питания световых приборов, участвующих в световом оформлении спектакля, на установленный отрезок времени.
Светомонтировочная репетиция — технологический процесс, в ходе которого совершенствуются действия работников ЭЛО (электроосветительного отделения) по воспроизведению светового оформления спектакля. В ходе световых репетиций в соответствии с задачами, которые ставят перед художником по свету режиссёр и сценограф, монтируется и создаётся световое оформление спектакля: окончательно определяется количество приборов, направление их лучей, уточняется, какие светофильтры в каком приборе следует применить. Устанавливается световая картина и записываются световые программы. Конечная цель световой или светомонтировочной репетиции — составление световой партитуры спектакля.
Сегодня нет единого стандарта для оформления световой партитуры спектакля. Практика и опыт работы художников по свету позволяют
определить следующие типы документов, составляющих СВЕТОВУЮ
ПАРТИТУРУ.
Первая группа документов связана с подготовкой светового оборудования к спектаклю:
1) СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ. Подробная схема расположения осветительной аппаратуры, аппаратуры управления светом и силового оборудования с привязкой по регулируемым и нерегулируемым каналам. Следует особо указать трёхфазные включения.
План сцены:
- уровень планшета;
- уровень софитов и осветительных галерей;
План зрительного зала:
- уровень осветительных лож и выносного софита (софит-моста);
- Таблица условных обозначений.
2) СХЕМА КАНАЛОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ОСВЕЩЕНИЯ
- Графическое представление;
- Табличное представление.
3) КОМПЛЕКТ СВЕТОМОНТИРОВОЧНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ ПО КАЖДОЙ КАРТИНЕ
- Светомонтировочная планировка (сцена, зрительный зал);
- Светомонтировочный разрез правый (сцена, зрительный зал);
- Светомонтировочный разрез левый (сцена, зрительный зал);
- Фронтальный вид картины.
На чертежах должна быть указана следующая информация:
- Размещение декораций. Одежда сцены. Линии видимости. Задействованная в этой картине световая аппаратура. Световые лучи, ограничивающие рабочую зону приборов. Освещаемые зоны. Используемые светофильтры.
- Уровни подъёма софитов, высоты всех площадок, на которых расположена осветительная аппаратура (портальные башни, боковые фермы, осветительные галереи и др.). Расстояния от красной линии до всех выносных площадок и помещений, где расположена осветительная аппаратура в зрительном зале.
Раздел документации должен быть выполнен наглядно, с соблюдением требований ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Разрешается выполнение чертежей на компьютере в любых программах. Разрешается введение цвета или приёмов архитектурной графики.
Для переносной аппаратуры, установленной на планшете сцены или монтируемой в декорацию, должно быть указано: как проложена питающая линия, место подключения, номер канала.
Софитные фермы, портальные конструкции, боковые башни, осветительные ложи должны быть изображены упрощённо, но с соблюдением габаритных размеров, точной привязки к красной линии, оси сцены и уровню планшета.
Необходимо указать помещение светоаппаратной, световой пульт,
количество регулируемых каналов.
Необходимо отметить зоны, где работают танцовщики.
Данная документация должна нести информацию о смене декораций или её трансформации по ходу спектакля. Следует обязательно указать особенности существования танцоров и обслуживающего персонала в данной декорации, их перемещения, в том числе и в закулисном пространстве (чистые перемены, возможные выходы танцовщиков, пронос декораций, мебели, реквизита и работы монтировочных цехов).
4) МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ
Схема последовательности выполнения направки осветительных приборов с привязкой к монтажным операциям по сборке декораций
(согласовано с монтажным листом монтировочного отдела).
5) СПЕЦИФИКАЦИЯ РАБОЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Описание использования каждого осветительного прибора с необходимыми аксессуарами.
Указывается:
- номер канала;
- номер светофильтра (тип каталога светофильтров);
- место расположения прибора;
- тип прибора (или марка прибора);
- мощность;
- цель использования (освещаемая зона);
- количество одинаковых приборов на один канал;
- в каких картинах используется;
- примечания.
В крупных театрах дополнительно к общим спецификациям рабочего положения осветительных приборов составляется СПЕЦИФИКАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ПО РАБОЧИМ МЕСТАМ — подробное описание направки осветительных
приборов, выполняемое каждым осветителем на своём рабочем месте.
Вторая группа документов связана с проведением спектакля.
6) ПАРТИТУРА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ
Подробное описание световых картин и световых переходов.
Включает:
а) ЛИСТ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ
Указывается:
- название и номер световой картины;
- номера программ (световых положений), составляющих световую картину;
- время входа текущей программы, время ухода предыдущей программы;
- сигнал или реплика для начала перехода (музыкальная тема, цифра клавира);
- примечания — текстовое описание происходящего действия.
б) ТАБЛИЦА «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ» — расшифровка каждого пункта ЛИСТА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ с указанием перечня всех номеров каналов с присвоенными им уровнями.
в) СПЕЦИФИКАЦИЯ ПЕРЕСТАНОВОК — подробное описание перестановок и перемен осветительных приборов с указанием времени и условий для выполнения осветителем необходимых действий.
г) ПАРТИТУРА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ ДЛЯ ВОДЯЩИХ ПРИБОРОВ — подробное описание действий каждого оператора водящего прибора с привязкой к ЛИСТУ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ.
д) СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО РАБОЧИМ МЕСТАМ — перечень необходимых действий для проведения спектакля по рабочим местам (смена светофильтров в ходе спектакля, перестановка осветительных приборов на планшете сцены и др.).
ГРАФИК ВЫПУСКА СПЕКТАКЛЯ
Процесс создания светового оформления спектакля состоит из нескольких этапов, следующих в определённой последовательности. Первоисточником всегда являются пьеса, клавир, сценарий.
Работа художника по свету с режиссёром-постановщиком и сценографом над созданием концепции художественно-светового оформления спектакля.
Работа с эскизами и макетом.
Просмотр и обсуждение эскизов костюмов.
Подбор необходимых светофильтров.
Составление подготовительной планировки на размещение светотехнического оборудования и светофильтров.
Составление подробного описания на использование каждого осветительного прибора по каждой картине, с необходимыми светофильтрами и учётом особенностей сценографии.
Составление светомонтировочных планировок на каждое рабочее место осветителей с перечнем оборудования и светофильтров.
Составление и запись световой партитуры.
Проведение светомонтировочных репетиций совместно с режиссёром и сценографом.
Проведение прогонов спектакля с возможной корректировкой световой партитуры.
Сдача спектакля художественному руководству театра.
Подготовка и передача необходимой документации руководству электроосветительного отделения театра: комплект документации по художественно-световому оформлению спектакля, акт о сдаче спектакля.