Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Комплекс светотехнического




Оборудования сцены

Все помещения театра можно разделить на две части: зрительскую и сценическую. К зрительской части относятся помещения, которые

зрители посещают во время представления и до него: зрительный зал, фойе, вестибюли, гардеробы, буфеты. Эти помещения освещаются в со­ответствии с творческими замыслами архитектора — автора здания. Та­ким образом, это одна из разновидностей архитектурного освещения интерьера. В сценическую часть входит сцена, а также вспомогательные и технические помещения, которые используются для подготовки и проведения представления исполнителями и работниками театра. К вспомогательным помещениям относятся технические помеще­ния, где готовятся к представлению. Это артистические уборные, гри­мёрные, костюмерные, осветительный цех, мебельные, реквизитор­ские. А также складские помещения: склады декораций, мебели, бута­фории, реквизита, костюмов и прочего. Вторая группа технических по­мещений служит для производства и изготовления материальной части представления: столярный, слесарный цеха, мебельные, бутафорские, пошивочные, макетные и другие мастерские. К техническим помеще­ниям относятся и административные помещения (бухгалтерия, репер­туарная часть и другие). Во вспомогательных помещениях делают рабо­ту различной сложности, требующую и различной степени освещённо­сти. Так, например, в пошивочных, макетных, постижёрских мастер­ских выполняются точные работы, для которых нужна хорошая осве­щённость. Требования к освещённости в складах различного назначе­ния, конечно, значительно скромнее. Осветительные установки во вспомогательных помещениях близки к осветительным установкам промышленного назначения. Нормирование, проектирование и экс­плуатация осуществляются в соответствии с общими положениями по освещению административных и промышленных зданий. Однако надо учитывать, что источники света должны по спектральному составу со­гласовываться со спектром сценического освещения. Это особенно ка­сается помещений, связанных с окраской изделий. В таких помещени­ях как артистические уборные, постижёрские и живописные мастер­ские пользуются лампами накаливания. Выбор источника света, распо­ложение рабочей поверхности, нормируемые значения горизонталь­ной, вертикальной и цилиндрической освещённостей регламентирова­ны «Отраслевыми нормами освещённости зрелищных зданий». Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-­рас­сеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркаль­ными лампами, применяются только для освещения плоских экранов­-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожек­торного типа. Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображе­ния на экране или заднике), для различного рода сценических эффек­тов, в том числе динамических. Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металличе­скую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сцениче­ской осветительной практике широко распространены приборы про­жекторного типа: одно-линзовые, со сферическим отражателем, парабо­лическим отражателем и усложнённой оптической системой. Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регули­рования угла рассеивания светового потока. В одно-линзовых прожекто­рах со сферическими отражателями это достигается с помощью фоку­сирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помо­щью различного рода диафрагм, профилирующих шторок­лекал и объ­ективов с переменным фокусным расстоянием. В одно-линзовых про­жекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновре­менном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5—45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапа­зон небольшой — в пределах 5–10 градусов. В приборах с усложнённой оптической си­стемой используется схема с эллипсоид­ным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-­лекала, позво­ляющие изменить угол рассеивания свето­вого потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с од­новременным изменением освещённости. Для возможности управления прибо­ром, установленным в недоступном во вре­мя проведения спектакля месте, предусмо­трены модификации прожекторов с дис­танционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяю­щими дистанционно наклонять и повора­чивать их вокруг вертикальной и горизон­тальной оси. Предусмотрено не только ди­станционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светово­го потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скрол­лера.

Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов ста­ционарного и переносного освещения. Стационарные приборы разме­щаются на специальных металлических фермах или конструкциях, не­подвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допу­стимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанав­ливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную де­корацию. Они служат для освещения данного представления и разме­щаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценичес­кое освещение осуществляется с помощью групп осветительных прибо­ров, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верх­нее, боковое и выносное освещение сцены.

 

ВЕРХНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

 

Создаётся осветительными приборами, установленными на софит­ных металлических фермах. Фермы перемещаются в вертикальной пло­скости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верх­него освещения — создание необходимого уровня освещённости на жи­вописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверх­ность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость по вертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занаве­са или горизонта. Поскольку расстояние от софитного подъёма до осве­щаемого занавеса в 3–4 раза меньше высоты занавеса, то создание рав­номерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью при­боров, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильни­ков). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на со­фитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, по­зволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномер­ную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происхо­дит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковы­ми светофильтрами. На софитных фермах, представляющих собой свар­ные конструкции из водо­газопроводных труб и угло­вой стали, начиная с первого плана, монтируются све­тильники с симметричным и асимметричным отража­телем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, при­меняют, как правило, однорядное расположение све­тильников. Для больших сцен применяется двух­ или трёхрядное расположение осветительных приборов.

Софитные подъёмы должны быть оснащены:

1. Прожекторами разных оптических систем с дис­танционным управлением, то есть перемещением по вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, скрол­лером или синтезом цвета. Используются лампы с галогенным и газоразрядным циклом (возможно универсальные).

2. Интеллектуальными приборами последнего поколения:

– с поворотным зеркалом;

– вращающаяся голова.

3. Светильниками рассеянного света с цветными плёночными свето­фильтрами.

4. Светильниками рассеянного света с синтезом цветов.

5. Проекционным оборудованием для создания световых эффектов.

6. Световыми занавесами.

7. Дымовыми и снеговыми машинами с минимальным шумом.

8. Специальным оборудованием для пиротехнических эффектов.

9. Телескопическими одиночными подъёмами для индивидуальной специальной подвески светотехнического оборудования.

10. Следящими прожекторами на софит-­мосту первого плана.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО СОФИТНОГО ПОДЪЁМА

Горизонтный софит по числу светильников и габаритам отличается от остальных тем, что число камерных светильников на нём в два или три раза больше, чем на любом другом, и размещаются они обычно в 2–4 ряда и более. В оперно­-балетных театрах количество светильников и цветов боль­ше. Они разделяются на «центр», «левую сторону» и «правую сторону».

Первый софитный подъём бывает стационарным или подъёмно­-опускным. Существует такое понятие как софит-­мост — двух­ или трё­хуровневая конструкция с прожекторами различных оптических сис­тем. По софит-­мосту можно ходить. Последние софитные подъёмы целесообразно использовать и для монтажа прожекторов, создающих контражурное освещение сцены. Для этого на ферме последнего софита размещаются в зависимости от размеров сцены прожекторы с безлинзовой оптикой с параболоидными отражателями.

 

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

 

Создаётся осветительными приборами, размещёнными на фермах подвижных порталов, ос­ветительных галерей и передвиж­ных световых башен (портальная башня). Основное назначение приборов бокового освещения — создание необходимого уровня вертикальной освещённости на первых планах сцены в зоне игро­вой площадки. Локальное освеще­ние отдельных актёров и мизанс­цен требует применения приборов прожекторного типа с регулируе­мым углом рассеивания светового потока. Освещение с осветитель­ских галерей осуществляется при­борами, установленными на ниж­них боковых галереях. Приборы расположены на подвижных ка­ретках, способных перемещаться в глубину сцены. Этими прибора­ми освещают объёмные декорации и игровые места на средних по глу­бине планах сцены. Освещение сцены сбоку возможно через узкие просветы между кулисами или де­корациями, поэтому в качестве приборов бокового освещения применяют приборы прожектор­ного типа с углом рассеивания не

более 15­25 градусов, индивиду­альной регулировкой светового потока, с усложнённой оптичес­кой системой.

Для бокового освещения сцены целесообразно использовать про­жекторы повышенной мощности с высокой концентрацией свето­вого потока. Мощные приборы Стационарный осветительный портал

 

больших габаритов лучше распо­лагать на первой галерее на карет­ках, с помощью которых их можно перемещать по глубине сцены, как говорилось выше. На боковых подвесных передвижных световых баш­нях размещают различную прожекторную аппаратуру (например, про­жекторы, как со шлифованными линзами, так и со ступенчатыми, по­зволяющими в широких пределах варьировать угол рассеивания; при­боры с усложнённой оптической системой).

 

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

 

Служит для создания вертикальной освещённости на авансцене

и первых планах сцены для освещения актёров и декораций. Осуществ­ляется группами осветительных приборов, вынесенных за пределы сце­нического пространства в зрительный зал, и подразделяется, в соответ­ствии с местами установки, на верхнее фронтальное, диагональное и нижнее фронтальное (рампу). Приборы выносного освещения долж­ны посылать световой поток лишь в пределах сцены и авансцены, не ос­вещая зрительный зал. Верхнее фронтальное освещение осуществляет­ся приборами прожекторного типа, размещёнными вне поля зрения зрителей: за уступом потолка зрительного зала, в технических помеще­ниях, позволяющих вести обслуживание приборов. В старых театрах оно иногда осуществляется с помощью софит-­мостов. Если доступа к обслуживанию осветительных приборов нет, то они должны быть ди­станционно управляемыми.

Для обеспечения распределения теней на лицах актёров, близкого

к естественному освещению, углы падения светового потока на план­шет сцены у края авансцены должны лежать в пределах 30–40°. Нижнее фронтальное освещение создаётся с помощью рампы. Она со­стоит из осветительных приборов рассеянного и направленного света, размещённых по краю сцены, и ис­пользуется для фронтального осве­щения актёров на первом плане и авансцене. Назначение рампы — снижение контраста теней, возника­ющих при освещении лиц актёров приборами верхнего и диагонально­го освещения. Верхний край защит­ного кожуха рампы не должен воз­вышаться над уровнем пола первого ряда зрителей более чем на 1,1 м при высоте сцены 60–80 см.

Рампы бывают стационарные и переносные (подъёмно-­опускные).

Диагональное (выносное) освещение устанавливается в специаль­ных помещениях, скрытых от зрителя уступами стен и имеющих воз­можность доступа для обслуживания. В зрительных залах ярусного типа боковые ложи переоборудуются для установки прожекторов: подводит­ся вентиляция, монтируются специальные металлоконструкции.

В качестве осветительных приборов используют прожекторы со

шлифованной линзой, с линзой Френеля, профильные, низковольтные прожекторы. У прожекторов разных оптических систем разное предна­значение. Так, прожекторы со сферическим отражателем с линзой Фре­неля особенно хороши для освещения мягких живописных кулис пер­вого–третьего планов. Профильные прожекторы с эллиптическим от­ражателем создают геометрию на планшете и декорациях, освещают ак­тёров. Низковольтные прожекторы с параболическим отражателем слу­жат для выявления элементов декорации.

Паразитная засветка зрительного зала будет исключена, если в каче­стве приборов верхне­фронтального освещения будут использованы прожекторы с усложнённой оптической системой, позволяющей огра­ничить распределение светового потока в пространстве с помощью спе­циальных диафрагм и шторок­лекал. При отсутствии таких приборов устанавливают однолинзовые прожекторы со шлифованными линзами и цилиндрическими отсекателями­тубусами на выходных отверстиях приборов.

Фронтальная светопроекционная оборудуется в специальных поме­щениях, где устанавливаются проекционные аппараты, с помощью ко­торых создаются различные статические и динамические световые эф­фекты («пожар», «вода», «дождь», «снег» и т.п.).

Используются следующие проекторы: 2 кВт, 5 кВт (галогенный

цикл), 1200 Вт, 2500 Вт, 4000 Вт, 6000 Вт, 12000 Вт (газоразрядный цикл).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.