Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чекмагушевский район башкирские поселения




Территорию Чекмагушевского района в прошлом населяли башкирские роды, названные с середины XVI в. волостями: Дуванейская, Кыр-Еланская и Ельдякская. В 1866 г. в результате преобразования волости получили новые названия: Чекмагушевская, Резяповская и другие.

Характеристику сел начнем с Дуванейской волости. На ее территории находились следующие башкирские поселения: Аблаево, Ихсаново, Рапатово, Калмаш-башево, Старо- и Новокалмашево, в административном отношении подчиненные Белебеевскому уезду. Все эти селения, основанные башкирами, очень рано становятся национально смешанными.

В первой половине XIX в. башкиры этих сел подчинялись юртовым старшинам и кантонному начальнику 12-го башкирского кантона.

Д. Аблаево известна с конца XVII в. Башкиры Дуванейской волости по записи 1716 г. и по договору 1801 г. припустили сюда мишарей'. Ясачные татары были приняты в общину припущенников перед V ревизией 1795 г. Кроме башкир-вотчинников здесь проживали и баш-киры-припущенники.

Проследим рост численности населения.

Как видно, в 1870 и 1920 гг. все население села отнесено к башкирам, хотя они в середине XIX в. составляли лишь третью часть всех его жителей.

182 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 202.

183 Там же. С. 231,250-256.

* Еще до 1723 г. «за Белою рекою, что на Сосновом озере, была д. Тоганаево». См. МИБ. Т. 3. С. 218. По-видимому, оба эти селения имеют прямую генетическую связь.

1 ЮАС. Вып. 2. С. 336.


В 1843 г. здесь было 2 мечети и при них школа. На 170 башкир тогда было засеяно 160 пудов озимого и 856 пудов ярового хлеба. В селе было 250 ульев.

Аблаево — родина Г. Г. Худоярова (1891 —1966), получившего известность до 1917 г. как поэт, затем ученый, педагог и общественный деятель; А. С. Исянбердина (1883—1930) — автора нескольких книг, опубликованных им еще в 1911, 1913 гг.; широкообразованного педагога, известного башкирского поэта и прозаика Акрама Вали (1908-1963).

2 Там же. С. 335; ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1273. Л. 5.

Ранняя история д. Ихсаново уходит к концу XVII в. Башкиры-дуванейцы в 1717 или 1719 гг. припустили к себе мишарей2. Время припуска тептярей неизвестно,



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 


но в 1795 г. они были взяты на учет. Ревизия 1783 г. их не зафиксировала. Следовательно, они осели в Ихсаново между этими двумя ревизиями. Жили здесь и государственные крестьяне из татар, припущенные вотчинниками в 1795 и 1799 гг. Часть из них прибыла из д. Янгуразово Тамбовской губернии. Государственные, бывшие ясачные, крестьяне впоследствии пополнили ряды тептярей.

В данном селении взят на учет ревизией 1834 г. тезка первопоселенца. Это — долгожитель Ихсан Баязитов (1735—1819). Перечисляет она и имена его сыновей и внуков: Мухаметрахим (1758—1822), Мухаметкарим (1769—1820), Рахматулла, умерший 58-летним в 1820 г. (его сын Файрушат, его Туктар, Абдулвали, Мухаметша)3.

Развитие д. Ихсаново видно в следующих цифрах.

Таблица 194

И в данном случае перепись 1920 г. искажает действительность, объявив всех жителей татарами. Башкиры составляли в 1834 и 1870 гг. соответственно 23 и 46%. Следовательно, в 1920 г. должны были показать ихсанов-цев татарами и башкирами.

В 1834 г. на 75 башкир было засеяно 160 пудов озимого, 352 пуда ярового хлеба. Лишь 32 пуда картофеля — вот начало его разведения.

По другим сословиям нет данных. Всем жителям принадлежали мечеть, при ней школа, мельница, а также 380 ульев.

В 1920 и 1925 гг. еще не было выселка д. Новоихсаново.

История д. Рапатово при одноименной речке (от арабского «рабат» — укрепленный пункт, небольшой город)4 крайне мало обеспечена выявленными источниками. Это объясняется тем, что здесь поздно появились припущенни-ки, которые по одной мишарской (7 человек) и тептярской (4 человека) семье были приняты башкирами в 1795 г.5

Как развивалась деревня Рапатово?


В этой деревне жили и башкиры Куюковой тюбы Кандинской волости. После того, как в 1856 г. предками великого башкирского поэта Шайхзады Бабича была основана д. Кигазытамак, башкиры в числе 15 человек выехали в новое поселение к своим одноволощанам.

После ревизии 1795 г. сюда были приняты государственные крестьяне из татар — 59 человек. Затем в 1829 г. из дд. Тархан и Тумасово Краснослободского уезда Пензенской губернии прибыло еще 30 татар (среди них Такра Надыршин, Рахметулла Якупов)6.

В 1843 г. на 190 башкир было засеяно 168 пудов озимого хлеба и 856 пудов ярового. Было посажено 24 пуда картофеля. У башкир было 2, у мишарей — 1 мельница. Деревня имела 300 ульев. Была мечеть.

В 1891 г. башкиры д. Рапатово Старокалмашевской волости напали на имение помещицы Веригиной, уничтожили ее посевы, отняли у ее служащих загнанный скот, выбили стекла в окнах ее дома, грозили убить ее служащих и сжечь хутор, нанесли побои старосте волости. Власти направили против башкир крупные полицейские силы, 26 человек было арестовано. При этом большую услугу полиции оказал местный мулла Гайса Токтаров, заслуживший благодарность уфимского губернатора. Соседи рапатовцев, башкиры дд. Старокалмашево и Кал-машбашево самовольно захватили землю у помещиков Мамлеевых, подожгли их лесную дачу и прогнали арендаторов землевладельца Кутлубаева. «Главные зачинщики беспорядков» в числе 15 человек взяты под стражу7.

В Отечественной войне 1812 г. в составе 11-го башкирского полка участвовал башкир Файзулла Вали-тов, 1792 г. Его сыновья Габидулла, Мухамадияр, Муха-метсадык.

Д. Старокалмашево при одноименной речке упоминается с таким же названием в закладной кабале ясачного крестьянина Ф. Г. Черемного за 1709 г., когда он занимал 3 руб. у башкира этого поселения Усмана Янурусова8.

С 30-х гг. XVIII в. деревня становится этнически смешанной. По записям башкир Дуванейской волости от 1730 и 1739 гг. были припущены в деревню мишари9. С 1784 г. по припуску живут здесь и тептяри10. С самого начала XIX в. известны здесь и государственные крестьяне из татар.

А теперь проследим развитие деревни.

Таблица 196


 



Таблица 195

3 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513. Л. 31.

4 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 122.

5 ЮАС. Вып. 2. С. 335.


6 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 128. Л. 37.

7 Крестьянское движение в России в 1890—1900 гг. С. 149,
150;ОИБ.Т. 1.4. 2. С. 229.

8МИБ. Т. 3. С. 45.

9 ЮАС. Вып. 2. С. 334.

10 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 119.
* ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 419. Л. 7; Ф. 172. Оп. 1. Д. 128. Л. 15.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Статистические данные за 1795 г. и других лет ставят под сомнение наличие договорных записей 1730 и 1739 гг. о припуске мишарей. Они могли быть приняты в общину аула только после 1795 г.

В 1843 г. на 154 башкир засеяли 56 пудов озимого и 728 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. У них было 10 ульев. 8 мишарей засеяли 40 пудов озимого и 72 пуда ярового хлеба. Деревня имела мечеть, 2 мельницы.

Несмотря на то, что д. Старокалмашево упоминается в источниках с начала XVIII в., ее дочернее поселение до конца этого столетия не нашло отражения в документальных материалах.

В министерском училище в 1909 г. обучалось 19 учащихся.

В д. Новокалмашево в 1795 г. проживало 63 башкира (13 домов) и 45 ясачных татар (6 дворов). Время припуска последних неизвестно. В 1816 г. было 60 башкир, 30 теп-тярей, 70 ясачных (государственных) крестьян. Как видно, ясачные татары оказались в тептярском сословии. В 1800 г. были приняты служилые татары, сменившие свое сословие на государственных крестьян". В 1834 г. взято на учет 91 башкир, 52 тептяря, 120 государственных крестьян12. 199 человек зафиксировали в 1859 г. Через 21 год в 50 дворах проживало 245 человек. Деревня имела мечеть, при ней школу, 3 мельницы. В 1920 г. в составе Топорнинской волости Уфимского кантона в ней взято на учет 815 башкир при 160 дворах. Это явное искажение этнического состава жителей. В 1834 г. башкиры составляли 34,6% всех калмашевцев. Примерно столько же их должно быть и в 1920 г.

В 1843 г. 91 башкир засеял 312 пудов озимого и 680 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. Имели мельницу. Вся деревня имела 150 ульев. Была мечеть.

Д. Калмашбашево впервые упоминается в источниках за 1702 г., когда по записи 9 марта дуванейцы припустили тептярей13. По договорной записи от 20 марта 1712 г. башкир-дуванеец Акзигит Карамшаков припустил Арслана Самчалина «поселитца двором». За припуск тептярь обязался платить «по кунице на год»14. В апреле 1780 г. башкир д. Калмашбашево Максим Юртюкеев по поступной записи уступил свое повытье татарину Ямею Ямекесбееву в счет погашения долга. «И поселитца ему, Ямею, на моем повытье», «платить ему, Ямею, ясака, что надлежит обще с тое ж волости з башкирцем с Дюлметом Юртыкеевым с товарыщи повсягодно без доимки»15. В 1759 г. башкир д. Калмашбашево Юртбагыш Асянков писал о разделе сенокосных угодий на 3 части, первая из них называлась Язку Узун кол, ее отдали татарину д. Биккинино Биккине Ибраеву (основал данное селение), две другие — Кыска кол и Асянка хутор закрепили за собой башкиры16. Еще раз данная деревня встречается в бумагах за 1844 г., когда мулла этого села Гайса Мусалямов «разглашал нелепые слухи» о том, что «будто правительство издало распоряжение отно-

11 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 103.

12 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 53; Ф. 172. Оп. 1. Д. 419.
Л. 7.

13 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 116.
,4МИБ. Т. З.С. 83.

15 Там же. С. 274.

16 РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 22. Л. 10.


сительно переселения их на Турецкую границу к крепости Анапа с 25-летней льготой от всех повинностей», за что был отстранен он от должности, а главным виновником разглашения таких слухов оказался мулла д. Ихсаново Забир Абуталипов17.

Здесь проживали и мишари, припущенные «без никаких прав, т.е. актов». Время припуска, однако, неизвестно18.

Теперь можно поговорить и о демографическом развитии села.

Таблица 197

Как видно, последние два учета населения искажают этнический состав сельчан. Башкиры составляли 38—40% жителей. Столько же их должно быть и в 1870, и в 1920 г.

В 1870 г. в двухмечетном селе была религиозная школа, имелось 2 мельницы (в 1848 г. — 5), 8 лавок, проводился еженедельный базар.

В 1843 г. на 301 башкира было засеяно 520 пудов озимого и 1632 пуда ярового хлеба, посажено 32 пуда картофеля. 10 мишарей засеяли 16 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба. На 117 дворов имели 200 ульев. Была кузница.

В 1812 г. в составе 11-го башкирского конного полка башкир Бахтияр Бакиев сын Ишеев (1777 г.) участвовал в войне против Наполеона. Его сыновья Зиянгир, Ахмет-зян. В 1828 г. он был командирован «во Внутреннюю Букееву орду для препровождения верблюжей партии башкир»19.

* * *

Переходим к характеристике сел Ельдякской волости. К ней относятся башкирские поселения Имянликулево, Верхний Аташ, Каразириково, Каргалы, Старо- и Ново-кутово.

Среди них лишь в одной д. Имянликулево (правильно: Имянликулово, т.е., — дубовая, тсул — долина) сохранилось однонациональное башкирское население. В 1795 г. в ней проживало 113, в 1816 г. - 184, в 1834 г. -252, в 1859 г. - 318, в 1870 г. - 333, в 1920 г. - 935 башкир.

В 1842 г. на 252 башкира засеяли 24 пуда озимого и 292 пуда ярового хлеба. Посадили всего лишь 4 пуда картофеля. На 46 дворов приходилось 50 ульев. Имели 3 мельницы. Была мечеть.

Время возникновения д. Верхнеаташево точно неизвестно. В 1738, 1751 и 1753 гг. в документах упоминается д. Аташево. Кроме того, по III ревизии 1762 г. в д. Аташево среди жителей указаны и тептяри. В самом

17 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2031. Л. 1, 3.

18 ЮАС. Вып. 2. С. 336.

19 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. Л. 29.



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 


конце XVIII в. по V ревизии взяты на учет две деревни: Верхний и Нижний Аташ. Несмотря на это, тогда же в тептярской команде Мусагита Мусекаева показана лишь одна деревня под названием Аташ. Все это, безусловно, затрудняет разделение их, чтобы вести конкретный разговор о каждой из них. Тем не менее Верхний и Нижний Аташ возникли между 1783 и 1793 гг. По-видимому, они выделились из коренного поселения Аташ.

В 1795 г. в Бирском уезде была зафиксирована д. Нижний Аташ, а в Белебеевском — Верхний Аташ. Тогда в последней взяты на учет башкиры (58 человек), тептяри (48 человек) и мишари (54 человека). Время оседания тептярей известно. Они были припущены башкирами-ельдякцами в 1794 г.20 Тогда или годом раньше мишари нашли приют в д. Верхний Аташ.

В 1815 и 1822 гг. ельдякские вотчинники припустили ясачных татар. В 1816 г. их было 66 душ м.п., в 1834 г. — 104 души. В 1833—1834 гг. сюда прибыли татарские мурзы, находящиеся в сословии ясачных татар (затем государственных крестьян). Они вышли из д. Иванково (Ханбек, Башай Самеевичи Челяковы с сыновьями, Абдикей Девя-тов, Юсуп и Аюкай Бигановы), с. Тенино (Алмакай Тыпеев), с. Старомансырово, или «Княжево тож» (Мус-тафа Сулейманович Мансыров), дд. Гумнаца, Азыево, Атанино (Хабибулла, Усеин, Рамазан Исаевы), с. Бута-ково (Сафар Исаев), дд. Теребердеево, или «Чернышев Починок тож», Молочная Гора (Бахтизины) Темников-ского уезда Тамбовской губернии. Теперь вполне понятно, почему Верхний Аташ называли и Бахтизино.

О происхождении первого названия селения имеется четкое указание на то, что в 1661 г. башкиры Ельдякской волости Аташ Тинкюев и Султанбек Мятиков припустили мишарей на свою вотчину21. Как первый, так и второй вотчинник являются основателями одноименных поселений.

Кроме государственных крестьян в 1834 г. здесь проживало 97 башкир, 80 мишарей, 84 тептяря. По X ревизии 1859 г. здесь было 99 вотчинников и 312 припу-щенников. Советская перепись 1920 г. показала 1697 человек из татар, тептярей и башкир.

В 1843 г. на 97 башкир было засеяно 40 пудов озимого и 320 пудов ярового хлеба. Посадили лишь 8 пудов картофеля. 80 мишарей засеяли 80 пудов озимого и 488 пудов ярового хлеба.

Еще в 1870 г. взяты на учет мечеть, при ней школа, и 2 мельницы.

В 1909 г. в Верхнеаташевском министерском училище обучалось 16 учащихся.

Название д. Каразириково происходит от псара ерек — черная ольха22. В выявленных документах о селах Ельдякской волости это поселение отдельно фигурирует лишь с V ревизии 1795 г., тогда в нем проживало 60 башкир и 112 тептярей. Хотя сами тептяри заявляли о том, что «они прав на землю не имеют и когда предки их на оной (Ельдякской) волости заселились не помнят»23, известно, что до 1762 г. их в этой деревне не было, поэтому они не были взяты на учет. Они были припущены вотчинниками в 1763-1794 гг.


В 1834 г. здесь было 99 башкир, 254 тептяря. 137 вотчинников и 323 припущенника взяты на учет в 1859 г. Тептяри и башкиры (всего 1149 человек) особо были выделены советской переписью 1920 г.

99 башкирами Каразириково в 1843 г. было засеяно 1080 пудов озимого и 1200 пудов ярового хлеба. Была мечеть.

Новокаразириково еще не было ни в 1920, ни в 1925 г.

Деревень под названием Каргалы сравнительно много. Одна из них упоминается в двух записях заемной кабалы за январь 1712г., когда ее житель башкир Сюерембет Юсупов занял у одноаульца башкира Резяпа Мамбетова 140 руб. Поручителем выступил отец первого Юсуп Дасаев. В другой записи сам Резяп Мамбетов с сыновьями Мугменом, Максимом и Мугаимом занял у толмача — устного переводчика 204 руб. денег24. Деревня находилась на Казанской дороге, но не указана волость. Данное селение и есть Каргалы Чекмагушевского района. Другие села под этим названием возникли как мишарские гораздо позже — в конце 70-х гг. XVIII в. (ныне в составе Благоварского района), у третьих указаны ориентиры их местонахождения или названы они по-другому — Каргино.

Время припуска тептярей в эту деревню неизвестно. В опубликованном источнике сказано, что они «по допуску башкир-вотчинников Ельдякской волости с давних времен без документов»25. По III ревизии 1762 г. в д. Каргалы зафиксированы тептяри — 3 души м.п. Следовательно, они были приняты незадолго до этой ревизии.

В 1795 г. среди жителей села были башкиры (9 человек) и тептяри (77 человек). В 1816 г. башкир было 14, тептярей 72 человека. 33 вотчинника и 140 тептярей взяли на учет в 1859 г. По советской переписи всех жителей назвали тептярями (618 человек), хотя жили там и тептяри и башкиры (в 1834 и 1859 гг. 20-21%).

В 1843 г. на 20 башкир было засеяно 240 пудов озимого и 408 пудов ярового хлеба.

Название д. Кутово связано с именем башкира Ельдякской волости. В документе за 1738 г. упоминается вотчинник из этой волости Кута Салтаев26. Затем в записи об аренде рыбных ловель за 1751 г. упомянут и его сын из д. Кутово башкир Кинзя Кутин27. Если сравнивать их тамги, можно увидеть идентичность. Поэтому вполне уверенно можно сказать, что они отец и сын, а Кута Салтаев — первопоселенец.

В то же время имеется родословная башкир д. Кутово, где Кото назван сыном Йазарбулата, следовательно, он — Йазарбулатов. И перечисляются имена сыновей Кото: Уразай, Ешхуат (Яшкуват), Мирзакай, Кинъягул, Тукташ, Атнагул, Айдагул28.

Как видно, нет здесь совпадения с отчеством Кута. А вот упомянутый в одном документе сын Кута — Кинзя Кутин, — по-видимому, и есть Кинъягул (Кинзягул), упомянутый в шежере. Но в целом в будущем требуется сравнительный анализ материалов шежере с выявленными документальными источниками.


 


20 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 3.

21 Там же. Д. 4145. Л. 4.

22 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 87.

23 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 6.


МИБ. Т. 3. С. 81-82.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 119.

МИБ. Ч. 1.С. 143.

Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36.

НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 36.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


А теперь слово о развитии Кутово. До 1775 г. была одна деревня. И вот V ревизия зафиксировала две: Старо-и Новокутово. Выходит, что д. Новокутово возникла в 1776—1794 гг. По данным 1795 г., в коренной деревне проживало 109 башкир, 37 тептярей, в дочерней — 145 башкир, 23 тептяря и одна семья мишарей из 6 человек. Время припуска тептярей в д. Кутово неизвестно. Но известно другое: в 1762 г. здесь их еще не было. Следовательно, в 60—80-х гг. XVIII в. они были приняты в эту деревню.

В 1816 г в д. Старокутово проживало 100 башкир, 40 тептярей, в Новой — 238 башкир, 20 тептярей.

В 1859 г. в Новокутово взято на учет 550 вотчинников, 54 припущенника, в коренной — 155 башкир, 51 припу-щенник. 635 человек было в дочерней деревне, 212 человек — в коренной деревне в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показывает 1570 башкир в 327-дворной Новой деревне. Что стало с коренным поселением, мы не можем сказать, но его нет с тех времен.

Перечислим имена башкир Старокутово за 1816 г. Походный старшина и дистаночный начальник двоеженец Исянгул Шамгунов, его сыновья Сиразетдин, Багаут-дин; указной мулла двоеженец Абдулхаким Чуков (Чупаев) с сыном Сафием; двоеженец Абдулнасыр Каны-баев, его сыновья Абдулатиф, Абдулхасан, Абдулвахит, Абдрафик; старшинский помощник Кильдияр Айдакаев; Ардашир Кильдияров, его сыновья Абдулмахиян, Шага-нур, Игитисам; муэдзин Хисравашир Кильдияров, его сыновья Ахмадий, Мухаметзян, Фахритдин; Минлибай Кильдияров (двоеженец), его сын Ташбулат; Гали Симка-ев (Смакаев), его сыновья Кутлукадям (его Мухаметша), Шарияздан, Юсуп; брат Гали Кутлузаман; Абдулхалил Караев, его брат Сейфульмулюк; Каспран Иксанов, сын Гайнулла (в документе за 1775 г. упоминается Иксан Ибрагимов); Шагит Минлибаев, его дети Мухаметвали, Абдулгани; Мухаметмалик Минлибаев, его сыновья Мухаметгали, Шагимухамет, Мухаметгарей; Шамсутдин Муллакаев, сын Саттар, братья Асфандияр, Шамсудияр; племянники Афлятуна Рахимкул Ишбулдин, Музафар и Абдулла Файзуллины; Валит (сын Абдулвали), Габи-дулла, Амирхан Гаиповы (Аитовы)29.

А теперь перечислим имена башкир Новокутово за 1816 г. Абделменняф Айтуганов, его сыновья Абдулбашир (его Абдулсаттар, Абдулзяббар), Зайнивахит (его Кучар-бай); Абдулхалик Абдулменняфов, его сын Абдулгалим; указной мулла Абдулатиф Аднагулов, его сыновья Гай-нан, Гильдан, Багаутдин, Мухаметгарей; Нариман Абдул-латифов, его дети Гафданканнан, Арслан, Шагимрат; Багман Абдулатифов, сын Мустахутдин; походный сотник Абдулвали Абдулнасыров, его сыновья Абдулкадыр (его Мулл агул) и Кагарман; Абдулханнан Абдулвахитов, его дети Абдулсалих, Абдрашит; Абдулменнян Абдулнасыров, его сын Ибрагим; Сеитбаттал Абдулнасыров, его сыновья Сайфутдин, Динмухамет; Яркей Абдуллин, его дети Фархутдин, Фахритдин, Сейфутдин, Шагиахмет; племянники Терземан Абдулкаиров, Нигматулла Гуме-ров; Култай Ямангулов, сыновья Абдулгазиз, Габдулха-лик; Мугтажан Гулазов, сын Абдрафик; Зейнитдин Мин-лигулов, сын Сейфитдин, брат Саифдин; Рафик Янышев, сын Мухаметгарей; Абдулзелил Муракаев; Абдулмажит

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156.


Абдулзелилов, сыновья Мухаметвали, Минлияр; двоеженец Баязит Засыев, его дети Шафей (его Зиганша, Мухаметша), Сайфульмулюк, Хисамутдин; Амирхан Аскаров, его дети Хисматулла, Фаткулла, Калимулла; Балтанай Кинзин (1726—1813 гг., его отец упомянутый Кинзя Кутин, т.е. сын Куты, первопоселенца), его сын двоеженец Умитбай, 1780 г., сыновья УмитбаяЯгафар, Исмагил, Ибрагим, Аюп, Якуп, 1811г.; муэдзин двоеженец Габдул-гафар Габдулгазин; Мухаметрахим Утекеев, сыновья Мухаметлатиф, Абдулвахит; Мухаметгали Утекеев, сыновья Мухамадияр, Карим, Мухаметзян; Мухаметалим Утекеев, его дети Мухаметшариф, Шагимардан, Шагим-ратбакий; мухтасип Асфандияр Утекеев, сыновья Абдулла, Фаттахутдин, Гайнитдин; юртовой есаул Каспран Утекеев, его дети Нурмухамет, Габдулдаян, Шагиахмет; Хисамутдин Утекеев, его сыновья Абдрахман, Абдрафик; Габдулвахит Абдулкаримов, сыновья Абдулгани, Абдулнасыр; Зайнулбашир Абдулкаримов, его сын Мухаметша (его Ахмадий); Габдулзеббар Ишмратов, его сын Ташбулат; Тимербулат Шарипов, его сыновья Шамсутдин (его Фахритдин), Хисамутдин; Забит Уразаев, его сын Биктимер, у которого были дети Шариаздан, Шарафут-дин, Сейфитдин, Гайнутдин, Фахритдин; племянники Биктимера Шагимардан, Шагингарей Бикташевы; Бик-батыр Габитов, его сыновья Исхак, Ильяс, Фаткулла, Минлигафар30.

О хозяйстве башкир несколько статистических данных. В 1843 г. на 112 башкир в Старокутово было засеяно 104 пуда озимого и 328 пудов ярового хлеба. В дочернем селе на 313 башкир засеяли 224 пуда озимого и 856 пудов ярового хлеба. В первой было 3, во второй 5 мельниц. В коренном поселении имели 60, в дочернем — 200 ульев. В каждом селе была мечеть.

* * *

Очередь дошла до башкирских сел Кыр-Еланской волости. Еланскими были следующие поселения: Тайня-шево, Балаково, Каран, Новодюмеево, Ахметово, Тамья-ново, Сурметово, Верхние Каръявды, Старопучкаково.

В записи башкир Кыр-Еланской волости об отдаче в аренду их вотчинной земли заводчику И. Г. Осокину от 17 декабря 1756 г. упоминаетя кыр-еланская д. Тайма-шево31. В поземельных сделках участвовали вотчинники всей волости. В данном случае Осокины, владеющие Троицким медеплавильным заводом, имели арендные земли, расположенные далеко от нынешней д. Тайня-шево. Тем не менее одновотчинники имели право распоряжаться своей вотчиной, где бы они ни находились. Таймашево и есть Тайняшево. Она известна и как Туйня-шево. Название ее от антропонима. Время ее основания нам неизвестно. Первопоселенцем был вотчинник — кыр-еланец Тайняш Чикеев, упомянутый в договорной записи от 10 декабря 1737 г. Деревня могла возникнуть в 20-х гг. XVIII в.* В припускном документе за 1737 г. упоминается д. Тоняшево из Еланской волости, когда ее жители башкиры Акманай Тоняшев и Бордыкай Минли-гулов припустили ясачных татар Дайра, Касима, Бекмета

30 Там же.

31 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 132.
* Там же. Т. 3. С. 375.


13'



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 


Кадыргуловых с детьми, родственниками для поселения на свою вотчину, которая находилась по pp. Шаран, Ериклы, Юрты, Урукмень32. Тоняш — искаженное Тайняш. Акманай — сын первопоселенца. В этой деревне, известной в прошлом как Малый Балак, жили башкиры, затем ее население стало полиэтническим. Если ясачные татары в эту деревню были приняты в 30-х гг. XVIII в., точнее в 1733 г., то мишари — в 1772 г.33 Ясачные татары сменили свое сословие, и в 1795 г. они были учтены тептярями. Кроме того, в 1812 г. по договору от 13 марта была принята еще одна группа тептярей34.

В 1795 г. здесь взято на учет 80 башкир, 12 тептярей, 23 мишаря. 127 башкир, 46 мишарей зафиксировали в 1834 г. По X ревизии вотчинников и припущенников было 373 человека. В 1870 г. их стало 422 человека, причем не совсем верно все названы башкирами. А вот в 1920 г. 1004 человека правильно определены как башкиры и тептяри. Деревню называли Старотайняшево, хотя Новой еще не было (лишь в 1925 г. ее взяли на учет 10-дворной).

Башкиры Тайняшево на 127 человек в 1843 г. засеяли 336 пудов озимого и 576 пудов ярового хлеба. 46 мишарей засеяли 224 пуда озимого и 208 пудов ярового хлеба. В деревне было 2 мельницы. Пчеловоды имели 164 улья и 3 борти. Была мечеть. Еще в 1870 г. здесь было 20 лавок, по пятницам проводили базар.

В 1909 г. в Тайняшевском министерском училище обучалось 30 учащихся.

Д. Балаково при одноименной речке впервые упоминается в документах за 1706 и 30-е гг. XVIII в. Но прежде слово о р. Балак. По записи башкира Тышкы (Кыр-Внешне)-Еланской волости Сюрметя Маметкулова с товарищами от 29 января 1706 г. видно, что они припустили в свою вотчину по р. База одноволощан башкир Бердырметя и Баймета Камаевых (возможно, они и основали д. Камаево) и других с точным указанием границ той вотчины: «от Базы речки, от Красного Яру, от броду до речки Балаку, и по тому Балаку с устья и до вершины по обе стороны сенными покосы, а с того Балаку до Маты речки до вершины, а с той Маты на лесную Мату речку, и по той Мате речке с вершины на низ по обе стороны з бортными ухожьи и звериными ловли и сенными покосы; а с тое Маты речки на Мелеуские вершины, а с тех Меле-уских вершин до Ортякского устья, а с того устья на речку Шаран, и по тому Шарану на правую сторону сенные покосы, а по другую сторону бортные ухожьи до вершин; а с того Шарану на перелесок, на старую проезжую Ногайскую дорогу и на реку Рухмен, и по той речке Рухменю по левой стороне до устья, а с того Рухменю на речку Ку-яш на Меденую дорогу, а с тое дороги на низ по тому Ку-яшу до их устья по обе стороны и з бортными ухожьи и сенными покосы и зверными ловли и с хмелевым щи-паньем; а с того Куяшу до тое же вышеписанные речки Базы, и по той Базе от того Красного Яру до Балаку речки по обе стороны... владеть тою вотчиною вечно. А с тое вотчины платить им... с нами... в государеву казну ясаку по 20 куниц на год»35.


Возможно, что Камаевы вместе с другими башкирами Аднагулом и Смаилом Темеевыми, муллой Курмашевым, Юзеем Ильметевым и с тов. основали дд. Камаево и Балаково. Если о первой деревне можно говорить более определенно и доказательно, то о второй трудно утверждать, хотя здесь перечисляется и бассейн р. Балак. В том же 1706 г., однако, речь идет о уже существующем поселении Булаково (Балаково), где жили упомянутые башкиры Аднагул Темеев с товарищами, которых во втором документе ошибочно назвали татарами36.

Д. Балак упоминается еще в житейской записи 1734 г., когда ее житель ясачный тептяр Москов Бевкеев занял у башкира д. Дюмеево (ныне в Илишевском районе) Дюсмета Дюмеева 30 руб. денег, которые он собирался отработать в его дворе в течение 20 лет37.

В 1738 г. башкирские старшины жаловались на притеснения властей, в т.ч. и на мишаря д. Балак Казанской дороги Каныбека, который с другими «многих иноверцов испродали и разорили занапрасно и скот и пожить у многих побрали»38.

По договорной записи от 1 апреля 1764 г. башкир д. Балаково Еланской волости Казанской дороги Ахмер Юртбагишев, «имея у себя довольную, а за тем празно лежащую землю, называему Ря, на свой повыток припустил» татарина из д. Токтагулово Уразая Бикметева с братьями. За припуск Ахмер взял 8 руб.39

В опубликованных источниках о припуске тептярей сказано следующее: «по записи от башкир с давнего времени»40 мишари находились «на праве припущенников без всяких актов с 1765 г.»41.

В 1783 г. в Балаково взято на учет 167, в 1795 г. — 219 тептярей, 86 башкир. В 1834 г. первых было 358, вторых — 124 человека. Отмечено и 8 мишарей. По X ревизии всех жителей — 615 человек. В 1870 г. их стало 744 человека. 965 тептярей показала перепись 1920 г. Однако башкиры составляли 27—30%.

В 1843 г. на 124 башкир было засеяно 400 пудов озимого и 576 пудов ярового хлеба. На 8 мишарей приходилось 32 пуда озимого и 40 пудов ярового хлеба. При деревне было 4 мельницы. Имели 380 ульев и 5 бортей. Была и мечеть.

Балаковцы принимали участие в Отечественной войне 1812 г. Зауряд-есаул башкир Мухаметша Каръяв-дин воевал в составе 11-го башкирского полка, Сайфут-дин Чуракаев — в 4-м полку. Оба имели серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года».

Старобалаково в 1920 г. в скобках назвали «Буляр». Однако здесь из булярцев не было никого, тем более волость называлась не Булярской, а Кыр-Еланской. Поэтому такое название деревни, происшедшее от этнонима, нам непонятно.

В конце XIX в. образовалась Новобалаково; в 1920 г. в 99 дворах проживало 511 башкир.

Д. Каран при одноименной речке впервые взята на учет III ревизией 1762 г., тогда там проживало 48 тептярей


 


32 Там же. Т. 3. С. 364.

33 ЮАС. Вып. 2. С. 334. Малоизученные источники по исто
рии Башкирии. С. 117 (см. Малый Балак за 1733 г.).

34 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 65. Л. 31.

35 МИБ. Т. 3. С. 17-18.


Там же. С. 18.

Там же. С. 328-329.

Там же. Ч. 1. С. 142.

Там же. Т. 4.4. 1. С. 292.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 117.

ЮАС. Вып. 2. С. 334.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


(по башкирам нет сведений). В 1783 г. их стало 108, в 1795 г. — 132 человека. О тептярях в одном сборнике говорится следующее: «Владеют землей по допуску башкир-вотчинников Кыр-Еланской волости с давнего времени без актов совместно с ними»42. Это время относится к промежутку между II и III ревизиями (1748— 1762 гг.). В другом источнике под названием «Экономические примечания к Генеральному межеванию земель» за 1795 г. численность тептярей показана наполовину меньше — 70 человек. Тогда башкир насчитывалось 63 человека. Были и ясачные татары, их 13 человек. В 1834 г. зафиксировано 65 башкир, 140 тептярей. Всех жителей в 1859 г. было 372 человека. В 1870 г. взято на учет 448 башкир, 37 татар. 986 татар и башкир было к 1920 г.

Каран называли по-другому Мустаево.

В 1843 г. на 65 башкир засеяли 136 пудов озимого и 240 пудов ярового хлеба. Была мельница. Вся деревня имела 120 ульев. Была и мечеть.

Д. Новодюмеево возникла как выселок коренного поселения кыр-еланцев д. Стародюмеево (ныне в составе Илишевского района). Это произошло в 1786 г. Однако статус деревни выселок не смог получить ни тогда, ни в 1807 г., когда его жители просили об этом. Только в 1845 г. выселок становится самостоятельной деревней со своей администрацией — деревенским начальником (ауыл парты), юртовым сотником, выполняющим фискальную и полицейскую функции43.

В 1816 г. в 12-дворном поселении проживало 72 башкира. Их было 117 человек в 1834 г. В 1859 г. здесь отмечено 236, в 1870 г. - 289, в 1920 г. - 466 башкир.

По истории семьи и брака у башкир этого селения имеются интересные сведения о левирате и полигамном браке. В 1834 г. в 20-дворной деревне ее житель Гайнут-дин Габидуллин в 49 лет имел двух жен: первой — 76, второй — 45 лет. По всему видно, что он вынужден был взять в жены сноху — вдову умершего своего родного брата, что и привело ко второй его женитьбе44.

В 1843 г. на 117 башкир было засеяно 280 пудов озимого и 168 пудов ярового хлеба. Посадили всего лишь 4 пуда картофеля. Была мельница. Имели 50 ульев, 5 бортей. Была мечеть и при ней школа.

Д. Ахметово второй раз упоминается в житейской записи татарина этой деревни Ишимбета Кильмякова от 23 ноября 1726 г., когда он взял взаймы у башкира д. Дюмеево Явгильды Айтышева 10 руб. с условием отработки их «в домовой и отъезжей его работе» в течение 10 лет45. Первый раз она была упомянута в связи с припуском в 1700 г. башкир-припущенников, ставших тептя-рями. Их припустил башкир Тойка Исянгулов46. Затем в 1785 г. в продаже части своей еланской вотчинной земли помещику П. Ф. Квашнину-Самарину участвовал и башкир д. Ахметово Азамат Енабердин47.

Исходя из приведенных документальных материалов, можно утверждать, что время основания д. Ахметово уходит к концу XVII столетия.


К 1870 г. д. Ахметово имела и такие названия, как Рафиково и Дюмеево. Дело в том, что башкир Рафик Дюмеев из д. Стародюмеево в 1801 г. «отделился от своих родственников особым жительством при речке Базе, назвав деревню Новодюмеево или Рафиково». Через некоторое время (1845 г.) его сын Давлетша Рафиков с другими односельчанами в 29 душ м.п. «ходатайствовал о перечислении из д. Стародюмеевой во вновь заведенную ими в 1801 г. на речке Базе деревню и о дозволении им именовать ее не Новой Дюмеевой, как она ныне именуется, а Рафиковою»48. В 1863 г. в Рафиково имелось 10 дворов и 80 жителей из башкир. В 1920 г. в 29 дворах проживало 138 башкир. Ее называли Малоахметово. Рафиково и Ахметово находились на левом и правом берегах р. База. Впоследствии они были соединены, вернее, д. Рафиково вошла в состав Ахметово49. Здесь будет уместно сказать и о том, что в XIX в. деревень под названием Новодюмеево было три: первая находилась на р. База напротив д. Ахметово; это Рафиково. Вторая располагалась на р. Малый Балак или Ханбак. Третья — на р. Судем (Сузем) недалеко от коренного поселения Стародюмеево. По неизвестным нам причинам последние две исчезли с карты волости.

Заодно отметим, что из Стародюмеево образовались новые выселки под названиями Таш-Елга (возник в 1920—1924 гг.) и Урняк (возник после 1925 г.).

В 1795 г. в Ахметово было 70 башкир, 14 тептярей. В 1816 г. насчитывалось 100 башкир, 22 тептяря, в 1834 г. первых — 117, вторых — 26 человек. Всех жителей в 1859 г. было 196 человек. Всех жителей в 1870 г. (193 человека) и в 1920 г. (329 человек) назвали башкирами, хотя среди сельчан тептяри в первой половине XIX в. составляли 18-20%.

В 1843 г. на 117 башкир засеяли всего лишь 64 пуда озимого и 344 пуда ярового хлеба. У них было 30 ульев и 100 бортей.

Среди кыр-еланских сел имеется поселение башкир под названием Тамьяново от этнонима или названия Тамьянской волости. В самом деле, в «Росписи аманатам, кто ныне в Мензелинске и кому на их место быть на Уфу в аманатах (заложниках), и то писати в сей росписи» за 1664 г. перечисляются дороги, волости и деревни, и вот по Казанской дороге среди Икских (по р. Ик) волостей имеются Тамьянская волость и д. Тамьян; вместо ее жителя Ксючки Абыза Юлаева, находящегося в Мензелинске заложником, «быть в ево место Кизану тархану или Кубекееву или Ксюку брату»50. Тамьянская волость находилась по р. Ик51. В 30-х гг. XVIII в. Тамьянская волость по р. Ик исчезла с карты края. Но зато оставалась Старая Тамьянская волость в верховьях р. Дема (Миякин-ский район). Сел с таким названием было немало. Одно из них находится на территории современного Шаран-ского района, другое — в Миякинском районе. Жители этих поселений — башкиры, с исчезновением Тамьянской волости лишенные вотчинного, т.е. владельческого,


 


Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 117.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5427. Л. 17.

Там же. Ф. 138. Д. 513.

МИБ. Т. 3. С. 241-242.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 117.

МИБ. Т. 5. С. 170.


48 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5427.

49 Яппаров X. М. Моя деревня, моя родословная. Истоки.
1993. №21(66).

50 МИБ. Ч. 1.С. 192.

51 Там же. С. 137.



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 


права на землю. Так было и с башкирами данной д. Тамьяново. Они были припущенниками кыр-еланцев.

В 1762 г. в Тамьяново зафиксировали 26 душ мужчин из тептярей. Несмотря на факт присутствия их в этой деревне, они сами во время Генерального межевания земель представили текст договорной записи башкир-кыр-еланцев об их припуске в 1797 г.52 Выходит, что тептяри были приняты в деревню на основе устного соглашения, а затем оно было узаконено и письменно.

В 1795 г. взято на учет 52 башкира, 22 марийца-теп-тяря и 148 тептярей. 79 башкир, 254 тептяря было в 1816 г. По VIII ревизии 1834 г. из 83 башкир 16 показаны припущенниками. Тогда тептярей насчитывалось 400 человек. Всех жителей в 1859 г. было 655 человек. Советская перепись из-за подавляющего их большинства показала всех тептярями (1221 человек).

Перечислим имена башкир по VII ревизии 1816 г. Отставной юртовой сотник троеженец Яркей Акбаев, его сыновья от первой жены Альмухамет, погибший в войне 1812г., Абубакир, от второй жены Мифтахетдин и Баязит, от третьей Сейфетдин и Зайнитдин; походный сотник двоеженец Каскан Багиев, сын Рафик (его Ахметша, Ахмет), племянник Юзюкей Рахятов; Алтий Акбаев, сын Габдрафик; Кидрас Султанаев, его сын 15-летний Абдул-кадыр с 2 женами 41 и 17 лет; Нигматулла Султанаев, его сыновья Гисматулла, Габдулгалим, племянник Ардашир Рахматуллин; Сеитбаттал Азаматов с сыновьями Хасбура-ном и Газитдином; Хисамутдин Батталов; Фейзулла Искандаров, сын Феткулла; Мавлют Чурбаев, сын Габи-тулла; мухтасип Аиткул Султангулов; Галикей Султанму-ратов; Фазулла Муканаев, племянник Сафаргали; Габит Султангулов (умер в 1812 г.), его сыновья Ишкуват (его Сафаргали), Ишмурат (его Шагиахмет, Ахметша, Шара-футдин) и Ишбудды53.

В 1834 г. на 83 башкира было засеяно 168 пудов озимого и 208 пудов ярового хлеба.

Д. Сурметово обделена источниками: весьма мало материалов по ее истории.

В 1795 г. в д. Сурметово проживало 42 башкира, 57 тептярей. В 1859 г. всех жителей было 217 человек. 209 башкир показали в 1870 г. Советская перепись взяла на учет 234 башкира. Как видно, тептярей не выделяют из общего количества жителей, несмотря на то, что они составляли большинство населения Сурметово. Новосур-метово образовалась в самом конце XIX в. В 1920 г. в ней проживало 365 башкир при 75 дворах.

Тептяри были припущены без акта до 1765 г., часть из них — по договору от 18 июля 1804 г.

В 1843 г. на 48 башкир сеяли 64 пуда озимого и 192 пуда ярового хлеба.

Деревень под названием Карьявды было несколько. Все они находились на кыр-еланской вотчине. Две из них относятся к Чекмагушевскому району. Это — Верхние Карьявды и Новые Карьявды. Названия — от антропонима. Имен Карьяу, Карьявды было немало. В д. Була-ково в начале XIX в. были известны башкиры Мухаметша Карьявдин — участник войны 1812 г., кавалер серебряной медали, и Валиша Карьявдин — доверенное лицо своих одноволощан54.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 11-19.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15172. Л. 7; Любезные вы мои... С. 62.


Д. Карьявды ( д — снег, , — выпал) впервые упоминается в документах за 1673 г. По словам тептяря Хусаина Касаева, их предки были бобылями, принятыми башкиром Супты Кулсариным (первопоселенец д. Супты-Чупты) по договорной записи от 25 февраля 7181 (1673) г. в дд. Карьявды и Байбулатово. Последняя была основана бобылем из д. Каракуль Байбулатом Янсариным55.

Башкир изд. Карьявды Кыр-Еланской волости Китап Тленчеев с товарищами по договорной записи от 8 августа 1723 г. припустил тептяря д. Байбулатово Ишима Кинзи-на «в свою вотчину, в свое повытье, во всяком угодье хоромы, где похочет ему строить... А оброку рядили мы со владенья той вотчины на год по кунице сверх 3-х прежних платежа их куниц, которые платили оного, Ишимов, отец и дядя, а те ныне платит он особливо по книгам тептяр-ской ясак»56. Тот же Китап Тленчеев и односельчанин Биккул Шардыбаев с одноволощанами по договору от 10 декабря 1737 г. «припустили ясашного татарина д. Бай-булатовы Кузмаша Кусякова з детьми и с племянником ево Юмаем Юсуповым в вотчину свою. А смежна та вотчина Иланские волости з башкирцы с Тайняшем Чикее-вым да Кутлубулатом Тинбюриным. А с той вотчины платить ему Кузмяшу, им в помочь ясаку по 5 алтын на год»57. Кроме того, есть слабые намеки о приеме новой группы тептярей в 1740 г.58

По договорной записи от 7 июня 1759 г. поверенный башкир Кыр-Еланской волости команды старшины Мос-кова Давлеткулова д. Карьявды Муртаза Арасланов с товарищами по поручению всех своих одноволощан башкир Курманая Кукумова, Айси Уразаева, Еркея Осокулова, Халила Арсланова, Ермяка Мулюкова, Чюракая Китяпова, Сагындыка Китяпова, Ибрая Каскильдина, Даутая, Мулла-кая, Исмана и муллы Абубакира Сиюндюковых «со обшаго согласия» с вотчинниками из 13 дворов «припустили капитана О. А. Тевкелева для владения обще с нами в нашей Кыр-Еланской волости старинною нашею вотчинною землею. И за оное припущение взяли с него, Тевкелева, денег 70 руб.»59.

Раньше деревня называлась Карьявды, затем Старые Карьявды, а сегодня — Верхние Карьявды. В 1870 г. д. Верхние Карьявды в скобках названа Старые Карьявды. Несмотря на это, в 1920 г. они показаны самостоятельными селениями, отстоящими друг от друга в одной версте.

До конца ХУНТ в. учитывались все сословия, все мужчины. Но материалы выявлены лишь по тептярям. В вышеприведенных источниках говорилось о жителях этой деревни. Башкирское селение постепенно становилось полиэтническим. В 1762 г. здесь зафиксировано 43 мужчины из тептярей. По V ревизии конца XVIII в. было 125 башкир при 17 дворах и 37 татар помещика Тевкелева при 7 дворах. По неизвестной нам причине тептя-ри выпали из поля зрения переписчиков. Но зато в 1834 г. их число достигло 118 душ м.п. Башкир насчитывалось 211 человек. Всех жителей в 1859 г. было 744 человека. В 1870 г. в 103 дворах проживало 566 башкир и 92 тата-

55 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 546. Л. 21. 56МИБ. Т. 3. С. 212.

57 Там же. С. 375.

58 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 2.

59 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 176-177; ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1.
Д. 1294. Т. 2. Л. 295.


БИРСКИИ УЕЗД



 


рина. По советской переписи они все (804 человека) — башкиры, хотя в деревне жили тептяри и татары. Произошло некоторое уменьшение численности населения Карьявды. Это можно объяснить возникновением новых выселков, ставших впоследствии самостоятельными поселениями. В 1920 г. в Резяповской волости Белебеев-ского кантона было 5 деревень Карьявды (Верхние, Малые в 7 верстах от центра волости Резяпово, Нижние в 12 верстах от него, Новые в 7 верстах от Резяпово, Старые в 13 верстах от волостного центра). Кроме того, в Шаранской волости была д. Новые Карьявды.

В 1843 г. на 211 башкир было засеяно 272 пуда озимого и 552 пуда ярового хлеба. Посадили 4 пуда картофеля.

В 1909 г. в министерском училище этого села обучалось 19 учащихся.

Из-за отсутствия выявленных источников ранняя история д. Новые Карьявды нам неизвестна. Но одно определенно можно сказать: она возникла в конце XIX — начале XX в. В 1920 г. она состояла из 57 дворов башкир с 259 жителями. Но зато известно точное время основания другого поселения под таким же названием — Новые Карьявды, расположенного ныне на территории Шаран-ского района. По особой записи от 7 июня 1759 г. поверенный башкир Кыр-Еланской волости Муртаза Арсланов с одноволощанами «припустили капитана О. А. Тевкелева (сына кровавого Алексея Ивановича Тев-келева), детей и по нем наследников для владения обще с нами в нашей Кыр-Иланской волости старинною нашею вотчинною землею... И за оные припущение взяли мы, Муртаза с товарыщи, с него, Тевкелева, денег 70 руб.». Названы ориентиры этой вотчины: р. Чапрей, Куяш, озеро Ай-куль, pp. Чюбек, Ягыр, База, Кае, Карман, Шелтык, Караза, Шаран, Кугаш. Тевкелев получил право, «ежели где ему вознадобится, на той нашей земле строиться деревнями»60.

В силу этой записи Тевкелевым был построен Шаран-башевский поташный завод, при котором «из его крепостных людей образовалось поселение, наименованное уже при составлении уставной грамоты деревней Новой Карьявды»61. Уставные грамоты составлялись в 1860— 1861 гг.

Следовательно, данное поселение возникло именно в это время.

Д. Старопучкаково в ранний период своей истории была известна под названием Куяново, затем Пучкак-Куяново (Искак-Куян, Уйбулат — последнее объяснить затрудняемся). Теперь о происхождении этих имен. Пучкак — Боскак — речка. Куян — от антропонима: в 1804 г. здесь жили сыновья первопоселенца Айса и Кугуш Куяновы62. Последние с другими вотчинниками выступили против условий припуска от 26 июня 1742 г., когда старшина Еланской волости самовольно окортомил вотчинную землю марийцам д. Чупаево (ныне Шаранского района) с условием получения от них по одной гривне (10 коп.) с двора в год. В начале XIX в. деревню называли Пускак-Куяново.


В 1795 г. в 25-дворной деревне проживало 157 башкир. В 1834 г. было 269, в 1859 г. - 353, в 1870 г. - 573, в 1920 г. — 797 башкир. Количество дворов росло соответственно: 53, 60, 82, 157. Как видно, население деревни оставалось однонациональным — башкирским.

В 1843 г. на 260 башкир было засеяно 504 пуда озимого и 696 пудов ярового хлеба. Посажено 8 пудов картофеля. Пчеловоды имели 150 ульев. В деревне была мечеть, а также кузница.

Д. Чупты (Супты) из башкирской постепенно превращалась в тептярское поселение. Первопоселенцем был башкир-вотчинник Кыр-Еланской волости Супты (Суптай) Кулсарин, ^который еще 25 февраля 7181 (1673) г. припустил на свою вотчину бобылей д. Каракуль Байбулата Янсарина с сыном Урметом и Ямея Досаева (из д. Яушевой-Яишевой), ставших затем тептярями. Вотчина, отданная бобылям, находилась «в Чесюнских вершинах промеж речек Шалтыку да Шарану»63.

По договору от 28 августа 1711 г. его сын Шардыбай Суптин «припустил татарина деревни Крусевы (Куручево ныне Бакалинского района) Бекеня Мамякова в вотчину свою, которая у меня обща с Китяпом Тленчеевым, Сол-таном Азнагуловым с товарыщи». Границы этой вотчины следующие: «с вершины речки Кас-Илги по левую сторону до речки Базы, да на низ по Базе с версту, и с того места через Базу на Егар лог, и по тому логу до вершины, а с вершины лога через степь и через дубраву до межи Дуванейские волости до колка Тлата, а от того колка до речки Ерыклы, а по той речки низ по левую сторону до речки Куяшу, и по Куяшу вверх до логу Чюпрякорина, и по тому логу на низ до вышеписанной речки Базы, и с того места через Базу вверх по речке Малого Куяшу до усть речки Рухменя и по той речке Рухменя по правую сторону до вершины и меж лесов до вышеписанной речки Кас-Илги, да по левую сторону той речки Рухменя 2 поля. И в той моей припускной вотчине, ему, Бекеню, постро-итца двором...»64

По договору от 12 июня 1735 г. внук Супты Кулса-рина Биккул Шардыбаев вместе с Курманаем Кугумовым и другими вотчинниками из д. Китяпово Кыр-Еланской волости «припустили ясашного татарина из деревни Енабердиной Абдуллу Бегеева с его родными Аднашем, Юртукаем и Исергапом Абдуллиным и в вотчину свою в вечное владение и поселением дворами, которая вотчина имеется по Казанской дороге по Шарану и по Шел-тыку и по Укменю и по Куяшу и по Базе речкам... Платить ему, Абдулле з детьми, особливо одну куницу»65.

Деревня, где проживал внук Супты, называлась Кита-пово по имени башкира-кыр-еланца Китапа Тленчеева. Затем она ревизией 1795 г. зафиксирована как Супты (Чупты), тогда все ее жители состояли из тептярей (42 души м.п.). В 1811 г. было 15, в 1834 г. - 30, в 1859 г. -24 души м.п. Все — тептяри. В 1925 г. в деревне взято на учет 20 тептярских дворов.


 


60 МИБ: Т. 4. Ч. 1. С. 176-177; ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1294
(т. 2). Л. 193.

61 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1294 (т. 2). Л. 293.

62 Там же. Ф. 106. Оп. 1. Д. 8. Л. 7.


63 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 546. Л. 1.

64 МИБ. Т. 3. С. 78-79.

65 Там же. С. 342—343. По истории Супты см. интересную
статью А. Мулюкова «Супты». Башкортостан. 17 марта 1994 г.



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2786 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2212 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.