Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Личность как социально-психологическая проблема




 

Понимание личности как проблемы. Уже в структуре лич­ности заложено противоречие между ее стабильной и динамич­ной (подвижной) составляющей. Сравнительно стабильна система психологических установок и стереотипов поведения. Психический же настрой личности, особенно его актуальная и ситуативная составляющие достаточно подвижны.

Сложившийся набор социальных ролей личности требует от нее устойчивого, прогнозируемого другими поведения в рам­ках социальных норм и ожиданий, вытекающих из ее социаль­но-психологического статуса как в первичной группе, так и в социуме в целом.

Но сложная духовная жизнь индивида, подверженная сме­не настроений, способна выбить его из привычной колеи, по­ставить перед неожиданным и крутым поворотом в жизни.

Уже в этом столкновении устойчивых стереотипов и ори­ентации личности с ее же более подвижным жизненным опы­том, со свойственной ему сменой впечатлений и настроений заложено глубокое внутреннее противоречие личности. После­днее и дает основание рассматривать личность в качестве со­циально-психологической проблемы.

Природа противоречий личности. Основным источником проблемности личности с этой точки зрения является чаще всего разрыв между уровнем притязаний и реальным потен­циалом психических и физических сил и возможностей лич­ности, между масштабностью мотивации, целей и намерений и уровнем психологической готовности к их практической реализации.

Эти противоречия проявляются во всем многообразии не­соответствий между потребностью самоопределения личности (найти себя) и трудностью ее реализации, между жаждой под­линного самовыражения и суррогатной практикой ее утоления. С этой точки зрения тяга к нецензурным средствам речевого общения может квалифицироваться в качестве ущербного спо­соба компенсации неспособности к более полному самовыра­жению своей индивидуальности. Это же одновременно и способ "психологической разрядки" от давящего комплекса неполно­ценности.

В конечном итоге в основе этих противоречий лежит труд­ность реализации потребности самосознания личности в упо­рядочении своих внутренних ценностей и ролей, сложность построения их оптимальной шкалы с таким распределением при­оритетов, которое бы не противоречило подлинным интересам самого человека.

Природа проблемности личности состоит здесь в трудно­сти формирования ее интегрального "Я". Именно оно несет от­ветственность за адекватную оценку своих психических и физических сил и возможностей, за адекватное соотнесение сво­их притязаний и потенциала, за оптимальность выбранного пути и средств личностной самореализации и т. д.

Ключевое значение для преодоления этих противоречий имеет прежде всего адекватное представление личности о сво­ем духовно-нравственном потенциале, о его специфике, масш­табности, его возможностях и границах.

Пути преодоления внутриличностных противоречий. Не ме­нее существенна и полнота представлений личности о ее социальных ролях, о путях преодоления межролевых и внутриличностных про­тиворечий, о наибольшей адекватности ролевых предпочтений и приоритетов интересам развития и реализации ее уникального ду­ховно-психического потенциала.

Но многообразием социальных ролей не покрывается поле личностного самосознания. Столь же актуально осоз­нание индивидом себя в качестве представителя рода чело­веческого, равно как и носителя своей уникальности, индивидуальной неповторимости.

Таким образом, преодоление внутриличностных противо­речий предполагает, прежде всего, осознание индивидом приро­ды последних и поиск путей согласования между собой тех доминирующих ценностей и ориентации, которые оказывают­ся между собой в состоянии конфликта.

Интегральное "Я". В свою очередь, как осознание всего этого, так и выбор путей снятия конфликта ложится на интег­ральное "Я" личности, которое способно выступать в роли внутреннего арбитра при решении спорных вопросов. Интег­ральное "Я" стоит над более частными по отношению к нему разновидностями личностного самосознания. Именно это позво­ляет интегральному "Я" выстраивать ту или иную систему от­ношений, предпочтений и выборов применительно к различным ролевым функциям и ценностям личности.

Вместе с тем и по отношению к интегральному "Я", к тому, как оно справляется со своими обязанностями, необхо­дим контроль со стороны самосознания. Это еще более высо­кий уровень последнего, который выступает по отношению к интегральному "Я" в качестве его цензуры. В роли цензора здесь выступает уже некое "Сверх-Я". Последнее представля­ет собой отношение к отношениям, т. е. свою оценку того, как интегральное "Я" строит свои отношения со всей совокупнос­тью более частных ролей и ценностей личности.

"Сверх-Я" более свободно и вариабельно в ситуации вы­бора предпочтений и принятии решений в отличие от интегрального "Я", которое так или иначе, но должно соотноситься со своими частными ролями и ценностями.

Именно на уровне "Сверх-Я" как раз и возможно такое) решение, которое, не затрагивая структуру внутриличностных отношений, способно придать им новое качество. Это тот слу­чай, когда принято говорить. "Если ситуация невыносима, но ты не можешь ее изменить, то измени свое отношение к ней".

Способы повышения уровня рефлексивного потенциала личности. Из всего сказанного достаточно очевидно то, что как в отношениях интегрального "Я" к системе ролевых предписа­ний и функций, усвоенных личностью, так и в отношениях "Сверх-Я" к интегральному "Я" проявляется способность че­ловеческого мозга и сознания к рефлексивной деятельности. При этом достигается его более высокий уровень разрешающей способности по отношению к той или иной проблеме.

Повышение ранга рефлексивности означает вместе с тем и развитие рефлексивного потенциала личности. С этой точки зрения и "Сверх-Я", так же как и интегральное "Я", нуждается в контроле над собой. В таком случае возникает еще один бо­лее высокий уровень рефлексии по отношению к тому, что толь­ко что было квалифицировано как "отношение к отношению".

Таким образом, уровень психологической готовности лич­ности к разрешению своих внутренних проблем в конечном ито­ге оказывается в зависимости от степени развитости ее рефлексивного потенциала или способности подниматься над своими внешне ориентированными ролевыми отношениями к реальным проблемам внутреннего роста.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2245 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.