Определение понятия духовного потенциала. Под потенциалом личности понимают определенный уровень ее психических возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.
Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.
Духовный потенциал как проявление уникальности личности. Есть основание предполагать, что на степень развернутости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально значимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, проявляющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой личности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, — отмечал Ги де Мопассан, — порождается оригинальностью, которая представляет собой особую манеру мыслить, видеть, понимать и оценивать" [I, с. 7].
В сочетании индивидуальной неповторимости формы с социальной значимостью и богатством содержания — один из секретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, — писал академик Т. Павлов, — Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали его само-ч го в его личной жизни. Но одновременно в Героической симфонии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чувства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" [2, с. 23].
Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творческой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в органичности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи — секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.
Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовного потенциала личности можно было бы выразить так: это есть интегральная характеристика психических возможностей (интеллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) ее самореализации.
Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является результатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и общения), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо значимых для него обстоятельств.
Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определенной мере каждому человеку уже от природы, генетически.
На богатство и бесконечное разнообразие генофонда человеческой индивидуальности обращает внимание Н. П. Дубинин. "Можно твердо сказать, — пишет он, — что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей" [3, с. 38].
Закономерный характер генетической неповторимости человека подчеркивают и другие исследователи. В частности, то обстоятельство, что эволюция живого — это творческий процесс в том смысле, что "она создает новое, которое никогда ни существовало в прошлом... Генотип, генетические возможности каждого из нас абсолютно уникальны; они никогда не существовали раньше у другой личности, и в высшей степени невероятно, чтобы они снова сформировались у кого-нибудь а будущем" [4, с. 19].
Это генетическое разнообразие человеческой индивидуальности так или иначе отражается и на многообразии психических свойств личности. Это, однако, не означает тождественности генотипа и духовно-психической индивидуальности личности[7].
Самосознание личности как фактор развития ее духовного потенциала. Механизм самосознания, который является условием развертывания духовного потенциала личности, богатства ее внутреннего мира, уходит своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять внутреннюю сбалансированность и себетождественность. "...Из детского самочувствия, — писал И. М. Сеченов, — родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, — словом, изучать акт собственного сознания" [5, с. 504].
Однако при всей важности генетических, физиологических предпосылок и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовного потенциала личности, его природа далеко не исчерпывается этим.
Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей степени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоятельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личности, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.
Между духовным потенциалом личности как внутренней, психической возможности ее развития и практической реализацией последней всегда существует определенная дистанция. Ее преодоление зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является активная практическая деятельность человека, направленная на развитие и реализацию его творческих сил и способностей.