Чем объяснить популярность фрейдизма у нас в 20-е годы?
Состояние и развитие отечественной социальной психологии в 20—30-е годы, равно как и в последующий период, нельзя понять, если не учитывать характер идеологической атмосферы того времени. Опыт строительства социализма был попыткой практического осуществления идей основоположников марксизма и их последователей, нацеленных на революционное преобразование общества и формирование нового человека.
Для принципиальной возможности решения этой задачи уже имелись необходимые предпосылки в российской философии, социологии и психологии. Достаточно вспомнить предложения Н. А. Бердяева о необходимости изменения российского характера как одного из решающих условий перехода к демократии, самоуправлению и социализму.
Однако предшествующий опыт не давал однозначного ответа на вопрос о том, каким именно должен быть этот человек. Если для Ф. М. Достоевского не вызывала сомнений ценность братского, соборного начала в психологии русского народа, что не противоречило и принципам коллективизма, то идеалы социализма были для него символом утраты внутренней свободы личности в обмен на гарантии социального и бытового благополучия.
Но если Ф. М. Достоевский не видел в психологии Запада примера, достойного для переноса его опыта на российскую почву, то Н. А. Бердяев, наоборот, духовное преобразование русского характера во многом связывал с усвоением западных добродетелей (привычка к порядку, дисциплине, законопослу-шание, хозяйственность и т. д.).
Вместе с тем и тот и другой понимали огромную сложность решения подобных задач, требующих, если говорить, например, о переходе от психологии одиночки и индивидуалиста к братскому, коллективистскому характеру, такого отрезка времени, который измерялся бы, по словам Достоевского, тысячелетиями.
Атмосфера 20-х годов исключала такой подход. Преобладающее настроение строителей нового мира, способных разрушить ради его скорейшего созидания все "до основания", требовала неоспоримо более динамичных и вместе с тем радикальных решений. Предшествующий опыт представлялся в связи с этим неприемлемым.
Революционно настроенные массы были полны энергией преобразования и вместе с тем нуждались в постоянных источниках энергетической подзарядки для осуществления грандиозных свершений.
Поэтому естественно, что наибольший интерес вызывала в то время психоаналитическая концепция и практика 3. Фрейда, открывавшая видение, понимание и возможность использования главного резервуара человеческой энергетики, которым согласно фрейдизму была сила сексуального влечения. Отсюда и основная цель деятельности одного из "главных" партийных психосоциологов того времени А. Б. Залкинда — подчинить сексуальную энергию народа задачам революции. "Необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнер". Для этого Залкинд разрабатывает детальную систему — две-
надцать заповедей половой жизни [37]. Их общий смысл в том, что энергия пролетариата не должна отвлекаться на бесполезные для его исторической миссии половые связи. "Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая..." Двенадцатая, самая главная заповедь гласила: "Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих членов" [38, с. 328—329].
Кроме заманчивых выходов на неисчерпаемые запасы энергии здесь же, в обращении к 3. Фрейду, виделся и мощный инструмент в борьбе с прошлой, дворянской культурой и православием, альтернативных пролетарской культуре, которая нуждалась в своих простых и понятных самой широкой массе символах и ценностях.
Показательны в связи с этим рассуждения Георгия Мали-са, автора вышедшей в Харькове в 1924 году книги "Психоанализ коммунизма", в которой он, обильно ссылаясь на Троцкого и выражая по сути его идеи с энтузиазмом, говорил о перспективах человека в новом обществе. Смысл их сводился к тому, что по мере усложнения культуры человеку приходится вытеснять все больше своих желаний, потому и растет так быстро число нервнобольных. В гармоничном обществе завтрашнего дня вытеснять будет нечего и незачем, будут раскрыты все виды удовлетворения. А значит, "в коммунистическом обществе не будет ни неврозов, ни религии, ни философии, ни искусства" [38, с. 277—288].
Поясняя суть замысла подлинного вдохновителя внедрения идей и практики психоанализа в послереволюционной России — Льва Троцкого, А. М. Эткинд отмечает, что последний выбрал самый "амбициозный, романтический и самый несбыточный вариант из трех возможных в кризисной ситуации, ставшей очевидной после событий Кронштадтского мятежа". Один из вариантов был — отступление. Дать людям жить так или почти так, как они хотят, могут и умеют. Этот путь связывают с Лениным и нэпом.
Был другой вариант: "искусственный отбор тех, кто готов жить в новом обществе, и устранение всех остальных", который А. М. Эткинд связывает со Сталиным и ГУЛАГом.
А Троцкий, по его мнению, искал третий путь. "Люди не способны жить в новом обществе — значит, надо переделать людей". Поскольку "марксизм здесь помочь не мог, он сложившейся ситуации не предусматривал", то пришлось совершать рискованные броски в сторону... [38, с. 290]. То есть в данном случае в сторону фрейдовского психоанализа.
За обращением к психоанализу у Троцкого просматривался и свой собственный "особый мотив" видения стратегии переустройства человека, "далеко уклоняющейся от знакомых ленинско-сталинских интонаций" [38, с. 282].
Вот его суть: "Человек примется, наконец, всерьез гармонизировать самого себя. Он поставит себе задачей ввести в движения своих собственных органов — при труде, при ходьбе, при игре — высшую отчетливость, целесообразность, экономию и тем самым красоту. Он захочет овладеть полубессознательными, а затем и бессознательными процессами в собственном организме: дыханием, кровообращением, оплодотворением — и, в необходимых пределах, подчинит их контролю разума и воли. Жизнь, даже чисто физиологическая, станет коллективно-экспериментальной. Человеческий род, застывший хомо сапиенс, снова поступит в радикальную переработку и станет — под собственными пальцами — объектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизической тренировки. Это целиком лежит на линии развития..." [39, с. 196].
Ставку на глобальный эксперимент, предполагающий искусственную манипуляцию массовой психологией, ее радикальную переделку в утилитарных целях создания армии высокопроизводительных людей-роботов, разделял вслед за Троцким и Бухарин, который писал о том, что нам нужно "в кратчайший срок произвести определенное количество живых рабочих, квалифицированных, специально вышколенных машин, которые можно было бы сейчас завести и пустить в общий оборот [38, с. 319].
В унисон с этим шли и рассуждения психолога П. П. Блон-ского, бывшего в то время ответственным работником Нар-компроса, который вполне серьезно предлагал наряду с растениеводством и животноводством создать и науку чело-веководства, в рамках которой педагогика бы выполняла функции, аналогичные зоотехнике и фитотехнике [40, с. 31].
Таким образом, еще одно существенное "достоинство" психоаналитического подхода к возможности формирования нового человека состояло в том, что он не накладывал никаких временных ограничений на процесс достижения необходимого результата. Психоаналитическая коррекция личности не требовала тысячелетий или хотя бы столетий. А это открывало простор для ожиданий достижения быстрых результатов у адептов приложения психоанализа к задачам революционного переустройства человека.
Тем самым оба доминирующих в тот период времени процесса — обращение психологов к марксизму, с одной стороны, и увлечение концепцией и методами фрейдовского психоанализа, с другой — должны были так или иначе войти в тесное соприкосновение друг с другом.
Естественно, что соответствие или несоответствие марксизму как "единственно верному учению" было критерием права на существование любых воззрений и теорий не только в сфере идеологии, духовной и политической культуры, но и науки.
Это, однако, не исключало в 20-х годах многообразных попыток использования опыта зарубежной социальной психологии, в частности теории и практики фрейдовского психоанализа, в интересах решения задач по воспитанию нового человека.
Даже руководители государства считали возможным поддержать экспериментальный поиск путей перевоспитания человека на психоаналитической основе. Об этом достаточно красноречиво говорил факт пребывания в соответствующем специнтернате сына Сталина — Василия [38, с. 243].
Опыт попыток теоретического обоснования синтеза марксизма с фрейдизмом. Вместе с тем очевидная разница в исходных посылках марксизма и фрейдизма требовала осмысления. Необходимо было определить принципиальную возможность и степень как теоретического, так и практического совмещения друг с другом этих качественно разных подходов.
Связанный с этим рост интереса к Фрейду и фрейдизму и стремление к сопоставлению его с марксизмом стимулировался и дополнительными обстоятельствами. За ростом популярности фрейдизма в 20-е годы стояла, по мнению А. В. Петровского, как «нарастающая неудовлетворенность общим состоянием психологической науки, плоским "поведенчеством", не оставлявшим места проблеме активности личности и динамике ее развития», так и готовность Фрейда решать трудные вопросы науки и описывать человеческую природу в живой динамике, во взаимодействии ее частей и сторон [41, с. 86].
Вот почему многие психологи и философы — М. А. Рейс-нер, А. Р. Лурия, К. Д. Фридман, Б. Э. Быховский, А. С. Грибоедов, А. К. Ленц — проявляют в эти годы интерес к Фрейду, а начиная с 1923 года растет число публикаций, как статей, так и книг, не только излагающих психоаналитическую концепцию, но и рассматривающих возможность синтеза марксизма с фрейдизмом [41, с. 86—87].
Наибольшую активность в этом направлении предпринимает бывший профессор юридического факультета Томского, а затем Петербургского университета М. А. Рейснер, привлеченный после Октябрьской революции к работе в Народном Комиссариате юстиции и ставший в 1918 году одним из организаторов Коммунистической академии.
В ряде своих работ М. А. Рейснер говорил о необходимости реформирования психологии на базе психоанализа в интересах исторического материализма, о целесообразности сопоставления социологического метода Маркса с психоаналитическим методом Фрейда при изучении социально-психологических явлений, наконец о необходимости соединения достоинств марксизма и фрейдизма в социальной психологии ради преодоления их недостатков. Тем самым, по мнению Рейснера, была бы устранена и компенсирована недооценка марксизмом сферы бессознательной и подсознательной психики человека, с одной стороны, и ограниченность фрейдизма с его невниманием к роли социальной среды — с другой [33], [42].
Поиски путей синтеза марксизма с фрейдизмом осуществлялись не только на уровне групповых педагогических экспериментов или в рамках общей теории, но и применительно к массовому обыденному сознанию.
Известна, например, широко распространенная в то время так называемая "теория стакана воды" или тогдашнее по сути нудистское движение, шедшее под лозунгом "Долой стыд". Последнее исходило из постулата о необходимости покончить с пережитками классово чуждой и далекой от простого народа, утонченной и излишне сентиментальной дворянской культуры.
Пролетарская культура в противовес дворянской выступала за полное моральное раскрепощение индивида — за брак и секс без условностей и излишних церемоний. Символом раскрепощенной пролетарской эротики как раз и была концепция "стакана воды". Согласно последней утолить свою сексуальную потребность "так же просто, как выпить стакан воды". Не здесь ли уже закладывались первые кирпичи в фундамент грядущей сексуальной революции?
Причины идеологического размежевания марксизма и фрейдизма. Конечно, вульгаризация в культуре и нравственности не могла дать полноценной духовной раскрепощенности личности. Зато раскованность и непринужденность суждений не только в быту или в сфере науки, но и в идеологии предрасполагала к нарушению партийной монополии на нее.
Есть основания предполагать, что ужесточение политического и идеологического режима и сопутствующая этому острота идеологической борьбы последующих 30—40-х годов сыграла свою роль в качестве фактора, который способствовал свертыванию былых и недолгих увлечений западными и в первую очередь психоаналитическими концепциями и методами.
Но из этого опыта должен был с неизбежностью родиться и вывод о несовместимости фрейдизма, а заодно и ряда других зарубежных течений в социальной психологии с марксизмом.
Поскольку идея синтеза марксизма с фрейдизмом играла, по сути, лидерскую роль в попытке создания методологического фундамента социальной психологии того периода, то ее критическая переоценка могла означать и конец исканиям в этой области в целом.
Неудачи попыток сведения социально-психологических закономерностей к законам физики или даже механики (как это делал, например, В. М. Бехтерев) также облегчили задачу глобальной критики социально-психологических начинаний. Итогом был общеизвестный вывод, прозвучавший в те и последующие годы, как о несовместимости социальной психологии с марксизмом, так и о ее антинаучном характере.
Между тем в самом марксизме не было ни утверждения, ни отрицания социальной психологии как науки. Как показал последующий опыт развития социальной психологии, требовалась иная трактовка связи марксизма с возможностями и опытом развития отечественной социальной психологии.