Ограниченность прежних философских предпосылок социальной психологии. Несмотря на то, что многие идеи социальной психологии XIX и XX веков были во многом предвосхищены философами и социологами прошлого, последних все же еще нельзя называть основоположниками социально-психологической теории. Для ее возникновения недостаточно тех или иных идей и высказываний. Необходимо обособление социально-психологической теории от других, уже сложившихся дисциплин или как минимум обособление внутри них со всеми вытекающими последствиями — определением собственного объекта и предмета изучения, методологии и прикладных функций.
Особенно важным в этом процессе обособления оказывается момент определения собственного предмета исследования. Представители антропологического материализма в философии были близки к тому, чтобы увидеть в социальной психике человека предмет, достойный внимания и изучения. Однако, поскольку человек рассматривался ими все же не как социально-психологическое, а прежде всего как родовое, биологическое существо, постольку это не привело, да и не могло привести к возникновению социально-психологической теории в лоне философии.
Представители субъективного идеализма, хотя и склонны были психологизировать историю, тем не менее были далеки от того, чтобы создать социально-психологическую теорию, поскольку отрицали реальность коллективной психологии, признавая единственной реальностью лишь внутренний, субъективный мир личности.
Объективный идеализм, напротив, признает в качестве единственной реальности лишь абсолютную идею, не только не связанную с индивидуальным сознанием, но и существующую помимо него и над ним в качестве самодовлеющей сущности. Такой подход не только исключал научную постановку вопроса о социальной природе общественной психологии, но и вел к игнорированию реальной духовной жизни различных социальных групп и классов общества, оправдывал презрительное отношение к массам, отрицание их роли в истории общества. Естественно, что и на такой основе научная социально-психологическая теория не могла возникнуть и успешно разрабатываться.
Препятствием на пути возникновения социальной психологии была и свойственная антропологизму и субъективному идеализму установка на изучение психики абстрактного человека, рассматриваемого вне конкретных социально-экономических условий.
Роль эпохи буржуазных революций в преодолении абстрактного антропологизма. Между тем развитие капиталистических производственных отношений, ликвидировавших феодальную замкнутость и обособленность производителей друг от друга, развитие капиталистической кооперации, обмена и конкуренции подрывало устои субъективного идеализма, трактующего личность как некую изолированную, самодовлеющую сущность.
Ход исторического развития с характерным для буржуазных революций XVII—XIX веков обострением классовой борьбы, выступлением третьего сословия, а в середине XIX века и первыми выступлениями пролетариата против буржуазии сильно поколебал философские представления о решающей роли выдающейся личности в истории.
Становилось все более очевидной необходимость перехода от изучения отдельных, хотя и выдающихся личностей, к исследованию психологии массовых движений, к анализу интересов, потребностей, настроений и чаяний народных масс и борющихся классов для того, чтобы понять динамику и смысл исторических событий.
Смена парадигм: от психологии личности к психологии слоев и классов. В условиях кризиса традиционного идеалистического понимания истории создалась атмосфера, благоприятствующая новому подходу к оценке как места личности в обществе, ее природы, так и психологии различных социальных групп и классов, творческой роли народных масс в истории. Эта обстановка отразилась не только на ходе развития социальной мысли, но и на методах и традициях художественного творчества, дав толчок интенсивному развитию последнего.
Кое в чем искусство оказалось подвижнее философской и социальной мысли, опередив, например, последнюю в отображении социально-психологических особенностей различных социальных типов, являющихся представителями определенных слоев и классов той эпохи. Именно в этот период Бальзак создал непревзойденные по своему мастерству портреты самых различных социальных типов французского общества XIX века, приковав тем самым внимание всех мыслящих людей, в том числе философов и социологов, к вопросам классовой психологии.
А. Лабриола дал очень точную характеристику этому явлению: "Социология была потребностью времени, и после тщетной попытки найти свое теоретическое выражение у запоздалого схоластика Огюста Конта она, несомненно, нашла своего художника в Бальзаке, который фактически первым открыл психологию классов" [10, с. 66].
Французские историки времен реставрации — Тьерри, Минье и Гизо — делают открытие классов и классовой борьбы уже достоянием исторической науки и социальной мысли. Они одними из первых говорят о решающей роли народных масс на пути к свободе и благосостоянию (их борьба за свои интересы должна стать в центре внимания исторического исследования) и смело выступают против традиций буржуазной и добуржуазной исторической науки, игнорировавшей роль народа в истории. "Совершенно своеобразное явление, — писал О. Тьерри, — представляет собою... то упорство, с которым историки никогда не признают ни инициативы, ни идей за людскими массами. Когда целый народ переходит из одной страны в другую и в ней поселяется, то летописцы и поэты так описывают всегда это событие, будто какой-то герой задумал основать новое государство, чтобы прославить свое имя; когда вырабатываются новые обычаи, то оказывается непременно, что какой-то законодатель выдумал их и заставил принять их; когда вырастает новое государство, то непременно какой-нибудь князь основал его. А народ и граждане всегда являются лишь прикрытием... мысли одного какого-нибудь человека" [11, с. 648—649].
Об огромном положительном значении исторической концепции О. Тьерри говорил Г. В. Плеханов. "Философия истории XVIII столетия, — писал он, — знала только личность, только великих людей, — масса, народ, как таковой, для нее почти не существовал. Философия истории Огюстэна Тьерри представляет собою в этом отношении полную противоположность философии истории XVIII столетия" [11, с. 648].
Образование социальной психологии в качестве течения мысли: определение понятия. Поворот внимания исследователей-обществоведов к психологии народов и массовой психологии, начавшийся во второй половине XIX века, знаменовал собой формирование нового течения в системе наук о человеке. Давайте разберемся прежде всего в смысловом значении данного понятия.
Что значит течение или направление мысли в рамках тех или иных наук? Это означает, во-первых, один из результатов дифференциации знаний, в итоге которой появляется новый круг проблем, выходящих за рамки прежних границ данной отрасли.
Во-вторых, направленность или течение мысли характеризует определенную и достаточно новую точку зрения на целый ряд прежних вопросов данной науки.
В-третьих, это предполагает стабильный интерес или психологическую установку сознания на внимание к определенному кругу явлений. Более того, есть все основания говорить не только об устойчивости, но и о постепенном росте этого интереса к специфическим явлениям массового поведения и психического состояния больших групп людей.
Влияние успехов научного знания на становление социальной психологии как течения мысли. Нарастанию интереса исследователей к вопросам социальной психологии и ее развитию немало способствовали успехи и потребности развития различных отраслей научного знания. На это обстоятельство обращает внимание американский социальный психолог С. Сэрджент. Социальная психология, по мнению последнего, была подготовлена четырьмя группами школ: 1) социальными философами (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.); 2) пионерами антропологии (куда С. Сэрджент относит М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта, положивших начало разработки проблем психологии народов); 3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.); 4) ранними социологами (О. Конт и Э. Дюрк-гейм) [12, с. 7—10].
Успехи и запросы этих направлений социального знания действительно сыграли важную роль в развитии социальной психологии.
В связи с усилившимся в эпоху империализма процессом миграции населения очень остро встали проблемы языкового общения и культурного взаимовлияния народов. Не последнюю роль здесь играли и интересы политического плана, связанные с изучением национальной психологии зависимых народов, их обычаев, традиций и языка. Чтобы раскрыть связь языка с различными компонентами психологии народа, необходимо было специально заниматься разработкой проблем социальной психологии. Вот почему в языкознании раньше, чем в других отраслях обществоведения, работами Лацаруса, Штейнталя, а в определенном отношении и Вундта было положено начало психологическому направлению, что многие авторы и расценивают как начало возникновения социальной психологии вообще.
Важную роль в ее возникновении сыграло и развитие антропологии, этнографии и археологии. Труды английского антрополога Э. Тейлора о первобытной культуре, американского этнографа и археолога Л. Г. Моргана о быте американских индейцев, французского социолога и этнолога Л. Леви-Брюля об особенностях представлений и мышления первобытного человека поставили ряд важных социально-психологических проблем, дали ценный фактический материал. Можно сказать, что они ознаменовали начало поворота интереса этнографов, антропологов и археологов к вопросам социальной психологии и заложили основы психологического направления в этой области.
Глубокими корнями социальная психология уходит в область общей психологии и психиатрии. Труды психологов Б. Болдуина и В. Мак-Дауголла, В. Вундта, Т. Рибо положили начало социально-психологическому направлению в психологической науке.
Исходя из потребностей и задач психиатрии к социальной психологии, хотя и очень разными путями, пришли в конце XIX века академик В. М. Бехтерев, начавший с изучения явлений массового психоза под воздействием внушения, а впоследствии, уже в начале XX века, и автрийский психиатр 3. Фрейд. Так возник социально-психологический раздел психиатрии, исследующий социальную обусловленность психических явлений, а также механизм массовых неврозов и психозов. Невозможность объяснить данные явления с позиций общей психологии с неизбежностью привела психиатров к социальной психологии.
Важный мост от социальной медицины к социальной психологии был перекинут в начале XX века известным русским биологом и мыслителем И. И. Мечниковым, который внес значительный вклад в исследование столь сложных явлений общественной психологии, каковыми являются пессимистическое и оптимистическое умонастроения людей.
Основы социально-психологического направления в юриспруденции были заложены работами немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа, занимавшегося проблемами формирования и функционирования общественного мнения, и исследованиями русского юриста Л. И. Петражицкого эмоциональной и мотивационной сторон правосознания.
Формирование психологического направления в социологии. Не случаен и процесс психологизации социологии. Тенденция психологического подхода к объяснению социальных явлений имела место уже давно у многих представителей идеалистической философии. Однако психологическое направление как таковое возникает в буржуазной социологии примерно в 90-е годы XIX века, т. е. после того, как успели сложиться в основном соответствующие направления в языкознании, истории, этнографии и некоторых других областях социального знания.
В возникновении психологического направления в социологии в известной мере, как и во всех предыдущих случаях, сказались закономерности развития научного знания.
Буржуазные социологи вынуждены были под давлением фактов признать очевидную ограниченность прежнего толкования общественной жизни, которое игнорировало деятельность масс.
Французский социолог и публицист Г. Лебон говорил о том, что на смену веку героев приходит век масс. "И в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, — писал он, — старинные столпы общества рушатся друг за другом, — могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс" [1, с. 154].
В числе первых работ по социальной психологии были труды не только философов, языковедов, этнографов, историков, юристов, психологов, но и экономистов, биологов, зоопсихологов, политических деятелей, публицистов, писателей, журналистов и представителей многих других отраслей знания и профессий.
Все это, несомненно, свидетельствует о многообразии корней и истоков социально-психологической теории.