Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские истоки социальной психологии




 

Первый опыт "осознания" социально-психологических яв­лений: социально-психологическое или первобытное мышление?

Наряду с практикой неосознанного в полной мере, стихийно сформировавшегося опыта использования психологически эф­фективных способов совместных действий членов первобыт­ной общины, необходимо различать и потребности человека в понимании своего поведения, отношений и общения с другими людьми, т. е. в осознании социально-психологических явлений. Зачатки этого осознания на первых порах могли проявить­ся уже в характерных для первобытного человека актах мис­тического и дологического мышления, которое было впервые изучено французским социологом и этнологом Люсьеном Леви-Брюлем (1857—1939). Последний пришел к выводу о том, что исторически и культурно различным социальным типам соот­ветствуют и определенные формы мышления.

Так, первобытной культуре свойственно "примитивное со­знание", а соответственно и "первобытное мышление" человека, которое качественно отличается от современного рационального мышления. Оно дологично, ориентировано прежде всего на вос­приятие сверхъестественного и не способно отличить его от есте­ственного. Такое мышление представляет собой продукт "коллективных представлений" передаваемых от поколения к по­колению и предполагающих безрефлексивное следование тради­циям предков.

Естественно, что здесь еще рано говорить не только о со­циально-психологическом, но и просто о логическом мышлении.

Философские корни социальной психологии. На уровень абстрактного, логического, а тем более содержательно обра­щенного к анализу человеческих отношений социально-психо­логического мышления человек приходит вместе с зарождением и развитием философии.

Вот почему есть все основания говорить о том, что свои­ми глубокими корнями социально-психологическая мысль ухо­дит в область философии.

Как справедливо отмечает американский исследователь Отто Клайнберг, большое число проблем социальной психоло­гии, точно так же, как и общей, берет начало от философии.

Истоки многих идей, получивших затем развитие в соци­альной психологии XIX и XX веков, можно обнаружить еще в философских воззрениях мыслителей древности, например Пла­тона и Аристотеля.

Американский социальный психолог Г. Олпорт не без ос­нования называет Платона родоначальником иррационалисти-ческой концепции, а затем и традиции в социальной психологии [5]. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении, якобы сопутствующем демократии, стала в даль­нейшем доминирующим мотивом при оценке массовых соци­альных движений у многих зарубежных исследователей и политологов.

Одним из первых с психологической трактовкой полити­ческой организации общества выступил Аристотель. В трак­тате "О политике" он говорил о том, что человек по своей природе суть животное политическое и что общественный ин­стинкт составляет первую основу происхождения обществен­ного союза.

Вместе с тем Аристотель одним из первых в истории фи­лософской мысли обратил внимание на социально-психологи­ческие предпосылки и факторы политических сдвигов и изменений, в частности на "мятежные настроения" людей, не­довольных существующим политическим строем и поднимаю­щих восстание". Во-первых, — писал Аристотель, — нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых — цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем, соб­ственно, начинаются политические смуты и междоусобные рас­при" [7, с. 208].

Не останавливаясь на этом, Аристотель пытался далее вскрыть и социальные корни соответствующих политических настроений. Последние он усматривал прежде всего в факте социального неравенства. "Вообще повсюду, — писал он, — причиною возмущений бывает отсутствие равенства, коль скоро это последнее оказывается несоответственным в отношении лиц, находящихся в неравном положении. И вот вообще для достижения равенства и поднимаются возмущения" [7, с. 206].

Социально-психологический подход к объяснению поли­тической жизни общества находит развитие и в теории обще­ственного договора, связанной первоначально с именами Сократа и Эпикура, а в дальнейшем — Гоббса, Гассенди, Спи­нозы, Локка и Руссо. Государство и право, согласно этой те­ории, возникли в результате того, что людям надоело "естественное состояние" ничем не ограниченной свободы дей­ствий, проявляющейся в войне всех против всех, и они при­шли к соглашению поступиться в интересах собственной безопасности частью своей свободы, передав некоторые пра­ва государству.

Много других вопросов социальной психологии было по­ставлено в работах ранних буржуазных мыслителей. О направ­ленности и стадиальности в развитии психологии общества говорил, например, Дж. Вико в работе "Основания новой на­уки об общей природе наций" (1725).

Ряд вопросов, касающихся определения места и роли пси­хологии личности в жизни общества, поставил Гельвеции. В сво­их работах "Об уме" и "О человеке" он подчеркивал, с одной стороны, роль общественной среды в воспитании человека, с другой — роль сознания и страстей, влечений, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

Людвиг Фейербах о человеческих отношениях и общении людей. Антропологический принцип разрабатывался в фило­софии Л. Фейербаха, который подчеркивал решающую роль че­ловеческих отношений, фактора социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности и человеческой индивидуальности. "Уединенность, — писал Л. Фейербах, — есть конечность и ограниченность, общение есть свобода и бесконечность" [8, с. 203].

Обосновывая значение принципа общения, Л. Фейербах говорил об ограниченности изолированной индивидуальности, с одной стороны, и совершенстве и многогранности человечес­ких отношений, особенно отношений гармонии и единства — с другой. "...Никакое существо... — писал он, — взятое изолиро­ванно для себя самого, не является подлинным, совершенным, абсолютным существом; истина и совершенство заключают­ся лишь в связи, в единстве равноправных существ. Величай­шим и последним принципом философии является поэтому единство человека с человеком" [8, с. 204].

В социально-психологическом общении человека с челове­ком Л. Фейербах видел единственный способ осознания челове­ком не только своей принадлежности к социальной общности, к роду человеческому, но и способ развития его осознания соб­ственной индивидуальной неповторимости, своего "Я".

Однако, справедливо усматривая в социально-психологи­ческом общении способ проявления и самоутверждения личности как представителя социальной общности, Л. Фейербах тем не менее решающее значение в процессе общения придавал не столько социальным отношениям, сколько непосредственным межличностным связям, которые он сводил при этом к эмоцио­нальным отношениям между "Я" и "Ты". "Истинная диалек­тика, — писал он, — не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты" [8, с. 203].

В этой попытке сведения всего многообразия социальных отношений к эмоциональным отношениям между "Я" и "Ты" заключалась ограниченность фейербаховского антропологизма.

Впоследствии фейербаховская по своей сути, хотя и воз­никшая на другой основе, идея человеческих отношений полу­чила широкое развитие в зарубежной социальной психологии XX в. в форме теории и практики "человеческих отношений" в американской промышленности.

Влияние Гегеля на развитие социально-психологической мысли. Значительное влияние на развитие социально-психо­логической мысли оказал Гегель. В его работах можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению как исторического процесса в целом, так и от­дельных исторически значимых этапов в процессе социально­го развития.

В лекциях по философии истории Гегель указывал, в час­тности, на социально-психологичские механизмы исторической деятельности людей. "Ближайшее рассмотрение истории, — пи­сал он, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, стра­сти, интересы, и лишь они играют главную роль" [9, с. 20].

Уточняя выдвинутое положение, Гегель говорит о том, что потребность порождает интерес, который в свою очередь выс­тупает в форме человеческой страсти. Последняя и является истинной пружиной движения человеческой истории. "Итак, мы утверждаем, — продолжает Гегель, — что вообще ничто не осу­ществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, по­скольку индивидуальность, отодвигая на задний план все дру­гие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредо­точивает на этой цели все свои силы и потребности, — то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не соверша­лось без страсти" [9, с. 23].

Не только непосредственная массовая деятельность лю­дей, но и довольно устойчивые социальные образования — ре­лигия, государство и т. д. — оказываются проявлением тех или иных изменений в социальной психологии, в частности в пси­хологии или, как говорит Гегель, в "духе народа".

Однако если в гегелевском положении о решающей роли духа народа как фактора социальной организации явно сказы­вается его идеалистическая концепция развития абсолютной идеи, то в стремлении понять саму психологию народа как не­кое противоречивое целое обнаруживается больше реалистич­ности и рациональности.

В этой связи интересна попытка Гегеля охарактеризовать понятие "Мы" применительно к национальной общности под углом соотношения в этом понятии элементов общего и отдель­ного, а также его представления о конкретно-исторических и этнических особенностях народной психологии, о психологи­ческих особенностях разных эпох и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2741 - | 2304 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.