Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-психологическое мышление как инструмент исследования




 

Постановка вопроса. В ряду всего многообразия применя­емых в социальной психологии методов как теоретического, так и эмпирического исследования, как методов воздействия, так и контроля, исключительно важная роль принадлежит способу осу­ществления процесса мыслительной деятельности самого соци­ального психолога.

С представлением о способе профессионального социаль­но-психологического научного мышления невольно ассоции­руются такие категории и понятия, как главный метод, универсальный инструмент, парадигма, принципиальная по­зиция, способ понимания, подхода и объяснения изучаемых яв­лений и др.

Разработка смыслового значения этого понятия, исследо­вание его связей с близкими к нему явлениями и категориями безусловно нуждается во всестороннем изучении. Однако и сей­час уже ясно, что в ряду других составляющих концептуаль­ного аппарата в структуре методологии социальной психологии (принципы, категории, законы, теоретические построения) особое место занимает сам этот способ профессионального мыш­ления. Есть основания рассматривать и квалифицировать пос­ледний в качестве социально-психологического мышления подобно тому, как можно по аналогии с этим говорить о соци­ологическом или математическом (математическая логика), экономическом или политологическом, философском или тео­ретическом мышлении.

Сформулируем три основных вопроса. Что же считать кри­териями для различия этих типов или разновидностей мышле­ния? Насколько общеобязательным здесь является признак профессионализма или логическая обоснованность последнего? В чем специфика социально-психологического мышления?

Начнем с ответа на первый вопрос. На наш взгляд, крите­рием различия названных типов или разновидностей мышления является специфика их предметной ориентированности. Так, пред­мет социально-психологического мышления — особенности пси­хического состояния, поведения и общения людей, их отношений и взаимодействия; математического — числовые характеристи­ки; философского — самые общие проблемы природы и обще­ства и соответствующие понятия и категории; и т. д.

В предельно широком смысле слова любые мыслительные операции независимо от уровня профессионализма могут рас­сматриваться в качестве предметно ориентированных, а сле­довательно и специфических по форме при том условии, что это логическое, рациональное в своей основе мышление.

Альтернативы понятия социально-психологического мыш­ления как рационального. Альтернативой ему может быть эмо­циональное или образное мышление как частный случай логики чувств или логики ассоциаций, мышление дологическое, ми­фологическое или магическое, как его определял в свое время пионер исследований первобытного мышления во второй поло­вине XIX века французский этнолог Люсьен Леви-Брюль.

Альтернативность этих вариантов мышления на уровне обыденного сознания связана с их отступлением от требований рациональной обоснованности или логичности самого рас­суждения, в отказе от работы с понятиями и категориями, в подмене эмпирически верифицируемого опыта и результатов исследования плодами экзальтированного воображения.

Это, однако, не означает, что в этих проявлениях мышле­ния, оперирующего чувственным опытом или мифологическим материалом, ассоциациями образов или символов, нет никакой логики. Здесь, как и в случае с абстрактным, логическим и про­фессиональным мышлением, есть и своя внутренняя логика.

Но это совсем другая и весьма своеобразная "логика" не­зависимо от того, говорим ли мы о логике чувств, как это де­лал французский психолог Теодюль Рибо, или о логике образных ассоциаций, как об этом говорил Г. В. Плеханов применитель­но к психологии женщин африканских племен, переживавших железный век.

К этой во многом парадоксальной и не требующей аргу­ментации и доказательств логике не применимы требования про­фессионального мышления, как социологического, так и социально-психологического.

Социально-психологическое мышление как новая парадиг­ма. Не менее актуален и вопрос о специфике разновидностей профессионального мышления, если рассуждать о них, руковод­ствуясь не только различием предмета исследования, но и са­мого способа осуществления логических операций.

В таком случае правомерно говорить о парадигме как по­нятии, введенном в научный оборот американским ученым-на­уковедом Куном в 1962 году и означающем определенную характеристику типа мышления. Последняя связана со специ­фикой логического основания при выборе проблем и приорите­тов, при определении детерминант, объясняющих ту или иную взаимозависимость изучаемых явлений. Парадигма при этом рассматривается как определенный образец для решения иссле­довательских задач, нередко специфических для той или иной области или этапа в истории развития научного знания.

С этой точки зрения само возникновение социальной пси­хологии уже как течения мысли означало формирование новой парадигмы во всей системе научных представлений о человеке. Существо той парадигмы, которую несло в себе социально-пси­хологическое мышление, состояло не только в новых аргумен­тах в пользу еще большей, чем прежде, концентрации внимания исследователей на социальной психике человека как "мере всех вещей".

Эта парадигма означала прежде всего интерес к той новой точке отсчета, связанной с пониманием психологии и поведения человека, которая теперь была найдена в фено­менологии и эффектах массовой психологии и массового поведения (психология народов и масс, психология толпы, "коллективных представлений" и т. д.). Она позволяла го­ворить об открытии той новой силы, с которой раньше не сталкивалась вплотную мысль ни историка, ни психолога, ни социолога, ни политолога и т. д.

Соотношение понятий "парадигма" и "центризм" приме­нительно к мышлению. В дальнейшем специфика данной пара­дигмы становится еще более рельефной в терминах "центризма" как профессионального способа мышления и объяснения соци­альных явлений. И тогда, сопоставляя тип социально-психоло­гического мышления с характерной для антропологии парадигмой антропоцентризма, для социологии — социоцентризма, культурологии — культуроцентризма [14], становится возможным говорить о таком типе социально-психологическо­го мышления, который может быть квалифицирован в понятии "социопсихоцентризма".

Междисциплинарный статус социально-психологическо­го мышления. Дает ли такая квалификация типа социально-психологического мышления основание для его упрека в профессиональной ограниченности вследствие замкнутости мысли исследователя рамками своих специальных интересов, а может быть, заодно и в экстраполяции, т. е. распространении или переносе своих представлений для объяснения явле­ний на другие науки о человеке?

Опыт провозглашения такой "опасности" у нас уже есть. Достаточно вспомнить тезис об угрозе якобы психологизации социологии или истории, который уже звучал у нас в тех слу­чаях, когда речь шла о применении социально-психологичес­ких знаний или даже рассмотрении соответствующих проблем социальной психологии для большего понимания различных со­циальных явлений социологами или исторического процесса историками.

Между тем заложенная в любой сфере профессионально­го научного мышления сфокусированность внимания исследо­вателя на своих проблемах и стремление понять через них другие области науки и практики не несет в себе ничего предо­судительного.

Реальная опасность профессиональной замкнутости соци­ально-психологической мысли, однако, существует в той мере, в какой она не опирается на то богатство многообразных те­перь уже смежных дисциплин, из которых она когда-то роди­лась сама.

Но из этого вытекает прежде всего актуальность вопро­са о профессиональном самоопределении социально-психоло­гической мысли и статуса самой науки социальной психологии в ряду других наук о человеке. В этом самоопределении суще­ственна как четкость представлений о специфике социально-психологического видения мира человека, особенностях социально-психологического типа или парадигмы мышления, так и о тех гранях и границах, которые связаны с областью соприкосновения этой научной дисциплины с другими.

Социально-психологическое мышление и этнический мен­талитет. Не меньшую актуальность представляет и вопрос о соотношении в социально-психологическом мышлении объек­тивной, деперсонифицированной и не связанной с этнически­ми особенностями восприятия и понимания мира человека основы с позицией национально окрашенного менталитета ис­следователя. Ведь практически невозможно избежать проти­воречивого взаимодействия этих двух структур в логике видения и понимания исследователем своих проблем. Вопрос этот чуть позже будет еще предметом специального рассмот­рения. Пока можно лишь заметить, что он до настоящего вре­мени не был объектом разностороннего изучения. Хотя влияние этих двух структур (национальной и наднациональной или вне­национальной) безусловно существенно для понимания осо­бенностей становления и развития национальных школ в истории социально-психологической мысли.

Резюме. Подводя некоторый итог рассмотрению фено­мена социально-психологического мышления как главного ин­струмента в арсенале всех средств данной науки, можно еще раз подчеркнуть, что социально-психологическое мышление является:

— универсальным инструментом социальной психологии как науки, позволяющим осуществлять решение стратегичес­ких задач, связанных с развитием теории и практики этой на­уки, с разработкой и эффективным использованием более частных по сравнению с ним методов исследования, воздействия и контроля;

— специфическим способом профессионального видения и решения проблем социальной психологии, определяемым за­конами рационального, логического мышления, особенностя­ми предметной области данной науки;

— своеобразной позицией подхода к изучаемым явлени­ям и их объяснения, лежащей в основе понимания всех элемен­тов методологии, феноменологии и праксиологии данной науки;

— таким процессом, на алгоритме развития которого в тот или иной период в рамках той или иной национальной на­учной школы могут сказываться влияния как доминирующей в данный момент парадигмы, так и особенности этнического менталитета исследователя.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 606 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2196 - | 2086 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.