Тенденции времени. Одной из характерных примет нашего времени на рубеже веков и тысячелетий является многообразие тех тенденций, которые сопровождают процессы динамичных перемен как в самом социуме, так и в ходе его научного осмысления, в том числе и в системе социально-психологического знания.
В современной отечественной и зарубежной социальной психологии все более тесно соприкасаются и взаимодействуют достаточно разнонаправленные тенденции в понимании самой науки, ее становления, особенностей развития и предмета и области практических приложений, содержания и статуса, связей с другими дисциплинами, а в известной мере и ее методов.
Иными словами, идет процесс обновления и обогащения понятий и представлений, включенных в концептуальный аппарат научного знания. Сказанное не означает полного отказа от ранее сложившихся и ставших уже традиционными представлений и подходов. Скорее есть основание говорить об их известном совмещении друг с другом. Это относится как к самому понятию социальной психологии в качестве явления человеческого поведения и человеческих отношений, изучаемых наукой, так и к социальной психологии в статусе собственно системы научного знания.
Начнем с характеристики достаточно сложившихся и ставших уже традиционными представлений о сути и содержании социально-психологических явлении и вытекающих из этого представлений об отличии социальной психологии как науки от других дисциплин.
Определение понятия социальной психологии. Понятие социальной психологии многозначно. В самом общем виде следует различать по крайней мере два основных его смысловых значения.
Во-первых, под социальной психологией прежде всего принято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми.
Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д.
Во-вторых, термин "социальная психология" применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми.
Наряду с термином "социальная психология" для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляется и другое словосочетание — "общественная психология". Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 60—70-х годов.
В дальнейшем термин "общественная психология" сохранился, как правило, для обозначения специфики социально-психологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей), в отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно не стихийно, как социальная психика, а вырабатываемого идеологами и теоретиками, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества.
Соотношение общей и социальной психологии. Теперь, когда мы определили понятие социальной психологии, встает вопрос о том, как оно соотносится с понятием общей психологии.
Существует мнение, что социальная психология — это частный случай психологии вообще наряду с инженерной, медицинской, общей психологией и т. д.
Представляется, что все обстоит наоборот. А именно: все разновидности психологической науки — это разновидности по сути социальной психологии.
Давайте разберемся более подробно в соотношении этих понятий. Когда-то известный американский психиатр Джозеф Фурст высказал сомнение в правомерности существования социальной психологии как самостоятельной науки, отличной от традиционной общей психологии.
Основанием для этого послужило следующее рассуждение: "Поскольку человеческий опыт означает социальный опыт, то ясно, что не может быть психики, которая одновременно не являлась бы социальной психикой. Следовательно, специальный учебник по "социальной" психологии — это абсурд, неправильное употребление терминов. Человеческая психика или является социальной, или она вообще не психика [1]".
В этом рассуждении Фурста все правильно, кроме одного. Он игнорирует реальный опыт развития самой психологической науки, в которой произошло разделение труда между общей и социальной психологией. За первой остались общечеловеческие психические свойства человека вообще. За второй — его социально-специфические особенности, связанные преимущественно с ситуацией группового и массового психического взаимодействия людей.
Структура социальной психики человека. Чтобы лучше разобраться в различиях между общей и социальной психологией, кратко остановимся на вопросе о структуре или составляющих социальной психики человека.
В самом общем и довольно упрощенном виде эту структуру можно было бы представить в виде пирамиды из трех основных составляющих, в основании которой лежат общечеловеческие психические свойства — ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воля и т. д.; далее — социально-специфические особенности психики индивида, связанные с его принадлежностью к той или иной общности или группе — этнические и исторические, классовые и профессиональные и пр.; наконец, индивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опыта (см. схему 1).
Схема 1
Этим трем структурным составляющим соответствуют и три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художественного творчества.
Насколько реальны эти различия и в чем состоит их материализация?
В первом случае реальность общечеловеческих психических свойств даже визуально очевидна. Возьмем самые элементарные психические процессы — ощущение и восприятие.
Уже здесь очевиден общечеловеческий характер этих наиболее "элементарных" проявлений человеческой психики.
Они же вместе с тем носят и социальный характер. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче.
И вместе с тем этот ряд элементарных и более сложных общечеловеческих проявлений психики не принято изымать из сферы общей психологии. Почему?
Потому что здесь речь идет именно об общечеловеческих, хотя и социально обусловленных, психических свойствах. Но что значит общечеловеческие? Это те свойства, которые присущи любому человеку, или человеку вообще.
Эффект социальности психической деятельности. Из сказанного очевидна условность различия предмета общей и социальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека.
Но степень или эффект социальности психической деятельности не равнозначен в том случае, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или в том случае, когда он вступает во взаимодействие с другими людьми.
Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон различал поведение индивида наедине с собой и в толпе. В первом случае человек, по Платону, способен на рациональное поведение, во втором — он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее лишь среди зверей, не способно стать человеком.
Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффектом социальности психики и психической деятельности, который как раз более всего и представляет интерес для социальной психологии как науки. Это — эффект влияния социальной общности и общения на человека.
Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе влияющей на человека общности. Здесь человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реакторе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протекания психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида.
Возьмем для примера и сравнения человека в трех разных ситуациях погруженности в контакт с другими.
Ситуация первая. Студент на лекции. Спокойная, эмоционально сдержанная обстановка, напряженная интеллектуально-деловая атмосфера. Никто не вскакивает, и никто ничего, как правило, не кричит.
Ситуация вторая. Мы расширяем пространство общения. Концерт. Психологически раскрепощенный контакт артиста со зрительской аудиторией. Публика способна к эмоциональному реагированию в самом широком диапазоне — от улыбки и смеха до бурных проявлений радости и восторга через аплодисменты и выкрики "браво!". Агрессивное поведение зрителей, как правило, исключено.
Ситуация третья. Поведение спортивных болельщиков на стадионе во время состязаний. Многим известен психологический эффект одновременного восприятия, переживания и реагирования тысяч людей, следящих за спортивной борьбой на стадионе. Атмосфера ожидания развязки складывающейся ситуации, завершающейся эпизодически взрывом эмоций восторга или разочарования тысяч болельщиков. Даже человек, вначале пассивно реагирующий на ход состязания, начинает под ее влиянием постепенно заражаться настроением стадиона. При этом он может повести себя совершенно не свойственным для него образом. Спокойный и уравновешенный на работе или в семье, он вдруг способен проявить себя как бурный итальянский "тиффози" — вскакивать, кричать, толкать соседей. Здесь недалеко и от "скромных" предложений толпы болельщиков "судью на мыло" до самых безграничных проявлений агрессивности.
Феномен психического заражения имеет место во всех трех случаях, рассмотренных выше. Он же выступает одновременно и в качестве механизма психической стимуляции совместной деятельности людей.
Эффект социальной психики, в данном случае податливости человека воздействию на него других людей, может быть прослежен и экспериментально. Американский психолог Соломон Аш, в частности, провел в 1951 г. эксперименты, которые позволили констатировать или установить факт конформности или, что то же самое, податливости человека групповому давлению[2].