Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая теория права учебник




Вместе с тем в рамках этатизма впервые получил обстоятельную разработку нормативный аспект бытия права, однако норма права была неправомерно отождествлена с законодательным текстом.

III. Социологический подход формируется уже на закате клас­сического типа научной рациональности — во второй половине XIX в. Для социологического правопонимания характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

Право, с позиций социологического подхода, возникает непо­средственно в обществе, через отдельные правовые отношения по­степенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права.

Для социологического подхода право есть не просто нормативное установление, приказ, «воля» и т. д., а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в пра­вовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовой норме, которая предстает как результат развития правовых отношений, являясь обобщенным выражением опыта правового взаимодействия субъектов.

Право — это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Такое книжное право вполне может быть «мертвым», т. е. фактически не оказывать никакого воздействия на общественные отношения. Решающую роль в отличии «правового» от «неправового», по мнению многих сторонников социологической доктрины, должен играть суд. Суд своими решениями даже может создавать право, основываясь на складывающихся в обществе пред­ставлениях о должном и справедливом.

Спецификой «классического» этапа формирования социологи­ческого типа правопонимания и его «родимым пятном» являлся по­зитивизм, характерный и для классического правового этатизма. Из поля зрения социологов исключался сам субъект права — живая че­ловеческая личность, которую подменяли социологические отноше­ния и «закономерности»,

Таким образом, ни одна из классических концепций правопо­нимания не являлась самодостаточной, т. е. способной, исходя из


Глава II. Исторические и современные типы правопопимания

собственного теоретического потенциала, ответить на все вопросы стремительно развивающейся правовой науки. Классические теории строились на противопоставлении и взаимном отрицании: этатизм формируется как оппозиция юснатурализму, социологический под­ход — как оппозиция этатизму, наконец, и этатизм, и социологизм, в их классическом варианте основанные на философии позитивизма, осознают себя как противоположность юснатурализму. В то же время эти теории нуждались друг в друге, так как каждая из них «действо­вала» в своей ограниченной области и решала ограниченные теоре­тико-правовые задачи. Так, юснатурализм обосновывал абсолютную ценность естественного права, не принимая во внимание конкретный социокультурный контекст, в котором функционирует право пози­тивное. Этатизм, напротив, занимался разработкой позитивного права как иерархически организованной, логической системы законода­тельных норм, обходя стороной проблемы социального действия права и его социальной ценности. Социологический подход, в про­тивоположность этатизму уделяя большое внимание проблеме дейст­вия права в обществе, свел право к системе правовых отношений, не увидев за ними их участников — обладающих сознанием правовых субъектов. Таким образом, развитие классических типов правопо­нимания подготовило почву для их синтеза в рамках новых, неклас­сических, научных представлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.