Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II. Исторические и современные типы правопопимапия




творения знаменитого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (я; 1225-1274)). Согласно данному подходу, право есть неотъемле­мый элемент миропорядка; оно столь же вечно и неуничтожимо, как и само мироздание. «Мир немыслим без закона, будь то мир приро­ды или мир людей. Право — основа всего человеческого общества, на нем строятся отношения между людьми... Всякий род живых су­ществ и даже вещей имеет свое собственное право — это обязательное качество любого божьего творения (поэтому ответственность за про­ступок могла быть возложена не только на человека, но и на животное и даже на неодушевленный предмет). Способ бытия и поведения всех существ определяется их статусом. Таково средневековое понимание естественного права, получающего религиозную интерпретацию универсального закона вселенной (выделено нами.— Авт.)».'

В результате десакрализации средневековой европейской куль­туры уже в Новое время (в XV1I-XVIII вв.) возникает индивидуа­листическая интерпретация естественного права (третья редакция естественного права). Естественное право было отождествлено с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из его природы. Весь перечень этих прав, по мысли представителей юснатурализма, можно было прямо вывести из человеческого разума, и он имел исчерпывающий, постоянный и неизменный характер, как постоянны и неизменны законы разума. Подобная рационалистически-гуманистическая интерпретация естественного права, соответствую­щая классическому типу научной рациональности, доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

Наконец, уже в конце XIX в. под влиянием идей формирующе­гося неклассического типа рациональности значительное распрост­ранение получает интерпретация естественного права как некоего правового идеала, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву. Этот идеал понимался как совокупность нравственных требований к действующему в государ­стве праву (четвертая редакция юснатурализма).

Несмотря на свое многообразие, классические концепции ес­тественного права имеют сходство в основных моментах, отражаю­щих характерные особенности классического типа рациональности.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 179.


4-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

1. Естественное право как право совершенное противопостав­ляется несовершенному праву, искусственно создаваемому государ­ством. Соответственно для всех версий юснатурализма характерен дуализм естественного и позитивного права, соответствующий дуа­листической (лат. dualis — двойственный) установке классической науки, исходившей из противопоставления субъекта познания и при­роды как существующей без человека реальности.

2. Закономерным следствием характерного для классической науки противопоставления субъекта и объекта познания является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и сознания человека, как своего рода объек­тивной реальности, в создании которой субъект не принимает ни­какого участия. Предполагалось, что разум человека, формулируя универсальные нормы естественного права, не создает ничего суб­станциально нового, он лишь открывает содержание, которое либо уже заложено в природе человека, либо существует в объективном порядке бытия,

3. Характерное для юснатурализма предположение о том, что человеческий разум безошибочно открывает не что-нибудь, а именно «подлинное», «естественное» право, также являлось выражением классических представлений о рациональности, в соответствии с которыми познающий субъект может действовать как «чистый ра­зум», исключив из акта познания какую-либо субъективность.

4. Естественное право интерпретируется как постоянное и не­изменное, не подверженное «порче», что соответствовало представ­лениям классической науки о статичности, вневременном характере исследуемых ею объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы.

5. Подобно претензиям классической науки получить един­ственно истинную и абсолютно точную картину реальности, есте­ственное право как истинное право обладало свойством универсаль­ности, социокультурной общезначимости.

6. Естественное право, являясь выражением разумности миро­здания, предполагаемой классической наукой, предстает как право разумное и открывается человеку через его разум.

Естественно-правовому подходу, как и любому одностороннему (классическому) теоретико-правовому подходу, присущи существенные






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2574 - | 2263 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.