Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II. Исторические и современные типы правопонимания. Представители юридической догматики, основываясь на мето­дологии позитивизма, ограничивались формально-логической обра­боткой нормативного материала путем его




Представители юридической догматики, основываясь на мето­дологии позитивизма, ограничивались формально-логической обра­боткой нормативного материала путем его эмпирического обобще­ния, классификации и систематизации и на этой базе создавали различные юридические конструкции. В общей теории права сто­ронники данного подхода видели науку, занимающуюся исследова­нием общих понятий, лежащих в основе всякого положительного права. Философия права и энциклопедия права при этом или отри­цались, или рассматривались как подготовительные стадии на пути формирования общей теории права, за которой только и признава­лось научное значение.

Следует отметить, что науке в российском обществе второй половины XIX в. придавался высший ценностный смысл, служение науке рассматривалось русской интеллигенцией как служение Истине в ее религиозном значении, в науке видели панацею от всех соци­альных неустройств. Это был период научной романтики, своеоб­разного «научного» идеализма.

Видными представителями юридического позитивизма, оказав­шими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, М. В. Капустин, Н. И, Пали-енко, С. В. Пахман, Н. К. Ренненкамф, А. А. Рождественский. Харак­терно, что многие из них, чье творчество пришлось на начало XX в., уже не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избе­жать его крайностей, использовали в правовых построениях некоторые социологические идеи и принципы историзма, характерные для постепенно формирующегося неклассического социогуманитарного знания.

Свое «второе дыхание» юридический позитивизм обрел в трудах Г. ф. Шершеневича (1863-1912) —последнего выдающегося пред­ставителя этого направления в дореволюционной России. Однако именно в трудах этого мыслителя, теоретика права и цивилиста, от­четливо выявились односторонность и, как следствие, научная бес­перспективность всех позитивистско-юридических интерпретаций права.

Государство, согласно Г. Ф. Шершеневичу, есть единственный источник права, а право — произведение государства и его функция. При этом имело место фактическое отождествление права с правовыми


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

текстами, в роли которых выступали законы. Как последовательный позитивист Г. Ф. Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государ­ством, является его принудительный характер. Стремясь выдержать этот принцип до конца, Г. Ф. Шершеневич вынужден был исключить из сферы права целые правовые «миры»: он утверждал, например, что правила, определяющие устройство и деятельность самой госу­дарственной власти (нормы конституционного права), не могут иметь правового характера, так как государство не может принуждать самого себя к их исполнению. На этом же основании Г. Ф. Шершеневич ис­ключал из сферы права не только конституционное право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном).

Этатистский подход к праву подвергся серьезной критике со стороны социологической школы права. Социологическая теория, в отличие от правового этатизма, отказывалась понимать право как произвольное волеизъявление суверена и старалась доказать его со­циальную природу. Следует отметить, что, хотя социологическая теория права допускает различные философские обоснования, в России в конце XIX в. она складывалась как преимущественно позитивист­ская доктрина.

Как и все позитивисты, сторонники социологического направ­ления отрицали возможность познания умопостигаемой сущности права, полагая, что наука может устанавливать только эмпирические связи между явлениями. Именно с этих позиций «социологи» так же, как и «этатисты», отрицали саму идею естественного права как права абсолютного, вечного и неизменного в своей сущности. Но в отличие от юридического позитивизма, исследующего прежде всего формальную сторону права, в центре внимания социологического правоведения находилось изучение правовой динамики, т. е. условий возникновения и развития правовых отношений, предшествующих нормам государственно-организованного права. Само право при этом трактовалось как широкое социальное явление, обусловленное рядом факторов: экономических, социальных, политических, национальных, психологических и т. д. От этих факторов непосредственно зависело и государственно-организованное право.

Одним из выдающихся представителей социологического на­правления в общей теории права был Н. М. Коркунов (1853-1904) —


Глава II. Исторические и современные типы правопонимания

профессор юридического факультета Санкт-Петербургского Импе­раторского университета. Видную роль в развитии социологического направления в общей теории права и государства сыграл М. М. Ко­валевский (1851-1916) — профессор государственного права Мос­ковского университета (несколько лет читал лекции и в Петро­градском университете). Значительный вклад в развитие общей теории права в России внес С. А. Муромцев (1850-1910) — профессор юри­дического факультета Московского университета. Необходимо под­черкнуть, что С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов и М. М. Ковалевский сформулировали правовые идеи, получившие актуализацию и раз­витие в современных правовых концепциях коммуникативной на­правленности.

Одним из выдающихся теоретиков права в России был Л. И. Пет-ражицкий (1867-1931). Уже в 1897 г. он защитил докторскую дис­сертацию («Право добросовестного владельца на плоды») и с 1898 по 1918г. возглавлял кафедру энциклопедии и философии права юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.

Л, И. Петражицкий создал оригинальную психологическую теорию права, идеи которой получили признание не только в России, но и в других странах. Именно Л. И. Петражицкий поставил в центр права человека, но сделал это столь оригинально и бескомпромиссно, что нажил себе гораздо больше противников, чем сторонников и уче­ников. Право, считал ученый, —это не установленные государством нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нрав­ственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивиду­альной психики — особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Моральные эмоции, полагал Л. И. Петражицкий, обла­дают односторонним и императивным характером. Это означает, что они лишь обязывают человека к совершению какого-либо действия, не предоставляя никому права требовать его безусловного выполнения. Можно сказать, что возложение на себя моральных обязанностей яв­ляется личным делом самого человека (такова, например, моральная обязанность защищать слабых). Иную структуру имеют правовые эмо­ции. Их отличие от других эмоций Л. И. Петражицкий видел в двусто­роннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции ученый называл императивно-атрибутивными. Именно в наличии атрибутивной, управомочивающей составляющей таких эмоций Л. И. Петражицкий и усматривает сущность права; это и отличает право как специфическое явление от всех других явлений.

Заслугой Л. И. Петражицкого является то, что он сумел обо­сновать наличие неизменной связи между правомочиями одного субъекта и обязанностями другого. Однако связь правомочий и пра­вовых обязанностей трактовалась ученым как связь психическая, существующая в психике отдельного субъекта и не имеющая объек­тивного значения. Сводя право к индивидуальным эмоциям (части правосознания), Л. И. Петражицкий деформировал образ права, а сама сфера «правового» при этом непомерно расширялась за счет так называемого асоциального «права». Правовой характер приоб­ретали не только, например, правила карточной игры, правила пове­дения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и во­ровские правила и даже воображаемый договор человека с дьяволом о продаже души. Такое право Л. И. Петражицкий именовал неофици­альным. Право, имеющее официальную поддержку государства, — право высшего сорта — получало статус права официального.

Л. И. Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу чужих (гетерономных) авторитетных велений (Бога, монарха и т. д.) или в силу иных внешних авторитетно-нормативных фактов (например, обычая). Интуитивное право — это автономные правовые эмоции, переживание которых не вызвано каким-либо внешним ав­торитетом, а является следствием самостоятельного внутреннего убеждения субъекта.

От нормативных фактов Л. И. Петражицкий отличал правовые нормы. То, что в традиционной теории права понимается под пра­вовыми нормами, по его убеждению, есть «фантазмы» — плод че­ловеческого воображения, следствие «наивно-проекционной точки зрения», в соответствии с которой субъективные переживания лица переносятся (проецируются) на других лиц, которым приписываются определенные права и обязанности. Как следствие этого возникает представление, что «где-то, как бы в высшем пространстве над людьми,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.