Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II. Исторические и современные типы правопонимания. этих явлений. Образцом научного знания о мире позитивизм считал эмпирически проверяемое естественнонаучное знание




этих явлений. Образцом научного знания о мире позитивизм считал эмпирически проверяемое естественнонаучное знание, его антипо­дом — знание неэмпирическое, философское, так называемое мета­физическое. Позитивизм отказывается оперировать знаниями, которые не могут быть проверены на истинность опытным путем. Научное знание может быть только позитивным, т. е. основанным на фактах, положительно известных нам из опыта. Применительно к теории права, полагали сторонники правового этатизма, это требовало су­жения предмета данной науки до совокупности знаний об установ­ленных государством правовых нормах и их взаимосвязях между собой, так как все иное, не проверяемое эмпирически, подпадало под разряд «метафизики».3

Согласно этатистскому подходу право всегда является созда­нием государства или по крайней мере всегда опосредуется государ­ством для того, чтобы получить все свои правовые свойства и стать именно правом. Право в этом случае понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона. Такое восприятие права возможно только в условиях секуляризованной (потерявшей свой религиозный смысл) правовой культуры, в рамках которой формируется принци­пиально иной архетип правовосприятия. Таинство «творения» права в этом случае переносится с Божества на само государство, получаю­щего таким образом значение единственного правового демиурга (греч. demiourgos — творец). Логическим следствием этатизма яв­ляется культ государства, а право оказывается своего рода евангелием от государства.4

Если естественно-правовой подход упрощал правовую действи­тельность путем сведения ее к конкретному набору прав человека, то правовой этатизм сформулировал иную формулу редукции. Новая версия упрощения права заключалась в его сведении к знаковой си­стеме, к тексту, и прежде всего к тексту закона; право фактически

3 Научный паевое позитивизма, его антиметафизическая направленность импонировали представителям всех вариантов правопонимания «реалистической» ориентации. Поэтому идеи позитивизма находили свое отражение и в социологи­ческом правоведении, и в учениях психологической школы, но в правовом этатиз-ме раньше всех нашли свое «естественное» обоснование.

4 Малышев Г. В. Понимание права: Подходы и проблемы. М., 1999. С. 152.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

отождествляется с законом государства.5 Для человека, сформиро­вавшегося в рамках подобной правовой культуры, классическое этатистское правовосприятие так же естественно, как естественна для человека, не знакомого с современной астрономией, но ежедневно наблюдающего восход и заход Солнца, убежденность в том, что именно Солнце вращается вокруг Земли.

Основными признаками права в этатизме признаются формальная определенность, понимаемая как фиксация правовых норм в писаном законе, и защищенность публичной властью государства. Иными словами, право — это внешний нормативный порядок, поддерживае­мый при помощи физического принуждения со стороны государства. В свое время кредо этатистского подхода афористично сформулировал В. И. Ленин: «...право есть ничто без аппарата (государства. — Авт.), способного прилуждать к соблюдению норм права». В своей во­люнтаристской трактовке тот же вариант правопонимания опреде­ляет право как волю государства (народа, класса), возведенную в закон.

Этатистский подход совместим с представлениями о произволь­ности права, о возможности его формального существования, при отсутствии реального правомочного и правообязанного поведения субъектов. Главное — получение устанавливаемыми государством нормами объективированной внешней формы в виде закона. Ука­занный подход обходит стороной ценностные аспекты права и его коммуникативную сущность, полагая, что они не затрагивают при­роду права. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствии общественному правосознанию, как и вопрос о его реальном действии в обществе, — исключался сто­ронниками правового этатизма из предмета юридической науки или признавался несущественным.

Видными представителями правового этатизма на Западе в XIX — начале XX в. были И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Берг-бом и др.

5 Данный аспект правопонимания находит наиболее полное выражение в разновидности правового этатизма — теории правового нормативизма, видным представителем которого был австрийский правовед Г. Кельзен (1881-1973). Право трактовалось им как система иерархически построенных норм, устанавливающих акты принуждения (см., напр.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. перево­дов. Вып. 1. М., 1987. С. 53 и ел.).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2260 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.