Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Платон - основоположник и классик объективного идеализма




Идеи Платона (“Апология Сократа”, “Определения” и диалоги) относятся к классическому периоду развития античной философии.

Общие понятия. Платон является основоположником и классиком объективного идеализма. Будучи учеником Сократа, он полностью слил его идеи со своими. Мера и знание (сократовское “познай себя”), которые столь необходимы человеку, Платон обосновывает космическим разумом. Он выдвинул на первый план разумную (демиургическую) сотворенность мира. Разум творит, как творит ремесленник, из доступного материала и обращаясь к эталону, образцу. Подлинные лики вещей запечатлены в нашей душе, которая бессмертна и несет в себе бессмертное знание. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой. Путем же к воссозданию забытого является созерцание, любование и любовь.

По Платону для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем (существует множество лошадей: карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у них есть один и тот же смысл - лошадность). Платон убежден, что без обращения к идеям не обойтись, т.к. это единственный путь преодоления многообразия.

Если наряду с отдельными вещами есть еще и идея, то возникает вопрос о взаимосвязи единого (идеи) с многим. Платон рассматривает эту связь двояко: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам. Идея и вещь сопричастны друг другу, но степень сопричастности их может достигать различного уровня совершенства. Мысль, слово - это прерогатива человека. Идеи же существуют и без человека, т.е. они объективны.

Платон не только убежден в объективности идей, но и считает, что они могут существовать (на небе!) без сопричастности к ним вещам, порой переселяясь в них, порой покидая их. Идея - это общее в вещах. Платон, фактически, общее называет идеей, и убежден в действительном существовании общего. Т.о., основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически, т.е. материальный мир - вторичен. Все явления материального мира - переходящи, лишь идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идея - подлинное, действительное бытие. Между миром идей (бытием) и небытием, по Платону, существует кажущееся бытие, которое отделяет бытие от небытия. Платон уделяет внимание и “иерархизации идей”, где выше всего ставит идею добра и зла, познание которой является свидетельством полноценности жизни.

Космология Платона. Исходным пунктом является существование идей, материи и Бога, т.е. мастера. Из идей и материи мастер создает мировую душу, которая делится на стихии - огонь, воздух, землю. Бог придал Космосу форму сферы, в центре Космоса - Земля. Бог творит и живые существа. Итак, структура мира такова: божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как и само время, есть образ вечного, идей. Самым важным для космологии оказалась опора на идеи и их математическое содержание. Именно в этом Платон был первооткрывателем.

Учение об обществе. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Величайшее благо для общества - справедливость, несправедливость - зло. Последнее он относит к некоторым типам государственного устройства: олигархии, тирании, демократии. Платон мысленно строит идеальное государство, которое, по его мнению, могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Суть идеального государства в его неизменности, аналогично идее. В своем учении об обществе Платон дублирует те философские представления, которые применял в учении о природе: начинает с идей, которые понимаются как идеалы. Искусство оценивалось Платоном низко. Для него оно лишь подражание материальному, т.е. несовершенному миру. Главная роль искусства - помощь государственной власти.

Этика Платона. На вершине идей находится идея блага, которая проявляется в идее красоты и истины. Платон нагружает любую идею нравственным содержанием, т.о. идея оказывается одновременно идеалом, образцом и нравственным образцом. С современной точки зрения Платон излишне сближает идеи с ценностными идеалами.

Платон гениальный философ, его философия стимулирует развитие человека и общества. В центре этой философии находится учение об идеях, которое является актуальным и по сей день.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.