Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические типы мировоззрения




Исторические типы мировоззрения. Чтобы понять особен­ность философии как мировоззрения, надо рассмотреть все исто­рические типы мировоззрения, которые складывались на разных этапах развития человечества. И прежде чем приступать к рас­смотрению данных типов, сначала надо определиться с понятием мировоззрения.

Мировоззрение представляет собой одну из форм отражения действительности в сознании человека. Его отличительная особен­ность состоит в том, что оно отражает действительность в ее целостности. Объективный мир уже с самого начала отражается человеком сквозь призму общественных отношений, преломляется через жизненные цели и интересы человека. От типа мировоззре­ния зависит, каким мир открывается человеку. В этом плане ми­ровоззрение является способом освоения мира, потому что в мировоззрении он предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека. Иными словами, мировоззрение представляет собой не просто совокупность обобщенных взглядов на мир — оно является общественной формой самосознания че­ловека, складывающейся из теоретического и духовно-практиче­ского способов освоения мира. На основе мировоззрения выраба­тываются ценностные установки, определяется выбор целей и средств жизнедеятельности человека.

Мифологическое мировоззрение. Мифология — это своеобраз­ное видение мира особый тип духовно-практического отношения к действительности, в котором реальное сливается с фантастиче­ским. Основу мифологического мировоззрения составляют представле­ния. В образной форме в них запечатлено своеобразное видение мира. Мифологическое сознание ничего сверхъестественного в се­бе не содержит и поэтому в нем нет веры в ее религиозном понимании. Религиозная вера предполагает какую-либо противопо­ложность того, кто верит, и того, во что верят. Мифологическое мировоззрение не содержит в себе такое противопоставление. В нем нет в чистом виде как веры, так и знания. Мифологическая форма освоения мира иррациональна но своему содержанию. В этой иррациональности объекты мира настолько очевидны и до­стоверны для человека, что он не столько верит в их фантастиче­ские свойства, сколько отождествляет себя с ними.

Особым историческим типом данное мировоззрение делает его миро преобразующая функция. Мифология является историче­ски первым способом духовно-практического освоения, «очелове­чения мира». В мифе природа и общество предстают как пре­образованные человеком в его воображении. Мечты и надежды человека направлены на покорение сил природы и явлений обще­ственной жизни. Посредством мифологического способа освоения мира очеловечиваются силы природы. Природа персонифициру­ется по образу и подобию структуры родового строя.

Религиозное мировоззрение. Как известно, определяющим признаком религиозного мировоззрения является вера в сверхъ­естественное. Противопоставление естественного и сверхъестест­венного происходит на основе различения обычного хода собы­тий и необычного для человека (чудесного). Таким образом, чудо выступает как атрибут действия сверхъестественных сил. Разло­жение мифологического мировоззрения обусловило наделение родовых культов, «родовых богов» свойствами сверхъестественных сил и поклонение им как сверхъестественным силам. Религиозное поклонение— это упование (надежда) на чудо. Там, где человек бессилен, он уповает на помощь богов.

Первоначальные формы религии еще не содержали в себе идеи «спасения». Важнейшей идеей религиозного мировоззрения является идея божественных сил как духовных, идея господства духовного над телесным. Сверхъестественное в них отождествля­ется с духовным. Фундаментальной идеей мировых религий, ко­торую не знали мифологические религии, является идея равен­ства всех людей перед богом. На этой основе возникает идея освобождения от гнета и страдания, т. е. появляется идея спа­сения. Характерной чертой религиозного мировоззрения является приобщение человека к тем формам общности и деятельности, которые обеспечивают приобщение. к будущему освобождению от несчастий и страдании. На этой основе формируется религиозная идея спасителя, мессии. Перед ним все равны — все являются рабами божьими. В свою очередь, равенство перед богом при­знается в границах только данной веры, данной религии. Идея спасения, достижения «царства божьего» путем приобщения к определенным формам культовой деятельности выдвигает на передний план роль страдания, терпения как способов действия, заставляет обращаться к церкви как посреднику между челове­ком и его будущим.

Обыденное мировоззрение. Под обыденным мировоззрением следует понимать процесс спонтанного духовно-практического освоения действительности в рамках повседневной жизнедеятель­ности. Его содержание образуют эмпирические знания, которые еще не получили должной теоретической обработки, и основан­ные на опыте жизни представления. Основой формирования обы­денного мировоззрения является опыт Знание о мире человек приобретает в повседневной практической деятельности и черпает его из традиций, обычаев, социальных привычек и всего того, что можно взять из многообразного опыта масс. Специфическими ком­понентами обыденного мировоззрения следует считать нормы морали, представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

В обыденном сознании сосуществуют наивный реализм с религиозными моментами и искажением объективного мира в форме суеверий. В нем мирно уживаются рациональное и иррациональное. Обыденное мировоззрение отражает общественные отношения такими, какими они кажутся человеку в повседневной жиз­ни. Поэтому в обыденном мировосприятии существенное и несущественное объединены в одно целое. Вместе с тем обыденное мировоззрение позволяет людям более или менее успешно дейст­вовать стихийно в соответствии со своими непосредственными личными интересами. В этом случае его действия обусловлены здравым смыслом. «Здравый смысл» — это выражение приобретенных в повседневной практической деятельности знаний людей об окружающем мире и об общественных отношениях. Но вместе с тем, как заметил Гегель, «здравый смысл» есть «такой способ мысли какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени».

Научное мировоззрение. Главная особенность научного мировоззрения состоит в том, что оно отвлекается от всего непосредственно личного и старается воссоздать реальную картину мира. По своей предельной широте она представляет собой мировоззренческую абстракцию, создаваемую теоретическим естествознанием. Но, в то же время, в этой картине мира научное мировоззрение находит способ выхода к самой природе как целостности.

Научное мировоззрение есть прежде всего система знаний. В ее создании огромное значение имеют поиски доказательств, убе­дительных аргументов, стремление к строгости, простоте, совер­шенству самой системы. Научное мировоззрение отличается от предшествующих исторических типов мировоззрения тем, что в них имеющиеся знания могут не приводиться в единую систему, оставаясь частными, фрагментарными, могут не основываться на четко обозначенных принципах. При всем этом научное мировоз­зрение не недооценивает практические знания. Такие объектив­ные знания, подтвержденные длительным коллективным опытом людей, научное мировоззрение вбирает в себя как «истины прак­тики». Без их накопления было бы невозможно открыть истины науки. Учитывая, что и вне науки существуют систематизирован­ные знания, в которых есть свои исходные основания и имеются выводимые из них следствия, то следует уяснить, что научное знание отличает содержание принципов, на которых основываются эти системы. Главное отличие принципов научного мировоззрения от догм религии в том, что принципы в науке принимаются только тогда, когда обосновывающая их система доказательств под­тверждается практикой. Что же касается первооснов религии, то это догматы, в которые при всех обстоятельствах требуется ве­рить. Существенно и то, что принципы, законы, понятия научного мировоззрения отражают объективную реальность, тогда как религиозное мировоззрение строится вокруг вымышленных сущ­ностей (бог, откровение и т. д.).

Философия как мировоззрение. Философия как форма обще­ственного сознания была вызвана к жизни настоятельной потреб­ностью в теоретическом осмыслении и решении проблем, стерж­нем которых является «человек — мир человека». Она была призвана теоретически обосновать ответы на вопросы о сущности человека, о «предельных основаниях» его отношения к миру, о вечности перехода от мира бытия к миру духа и обратно. Спе­цифика философии как мировоззрения в сравнении с другими историческими типами состоит в том, что она теоретически обос­новывает возможность познания и целенаправленного преобразо­вания мира, формулирует идеалы жизнедеятельности человека, дает ответ на вопрос о смысле жизни, а это в конечном итоге означает, что она дает человеку мировоззренческие установки и мировоззренческие ориентиры, служащие исходными духовными основаниями и принципами его жизнедеятельности.

Благодаря своему теоретическому характеру философия существенно отличается от стихийно сложившихся форм массо­вого сознания и мировосприятия. В отличие от обыденного миро­воззрения философия, как и наука, возникает из познавательного отношения человека к миру. Поскольку философия всегда ставила перед собой задачу дать истинное, соответствующее дейст­вительности знание, она не отличалась от науки и в этом отноше­нии выступала как ее своеобразная отрасль. В свою очередь и наука в определенных своих частях первоначально развивалась как отрасль философии, выходила из ее лона. Однако путь фило­софии к выработке объективно истинного знания значительно сложнее, противоречивее и в общем более длителен, чем путь в науке. Причина этого кроется в особенностях философского познания, которое определяется особенностями его объекта.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.