Культура Европы XIX в. К концу XIX в. завершился раздел мира между крупнейшими ка-питалистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.
В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложи-лась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положе-ние дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии — пролетариат.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к суще-ственным переменам во всех областях культуры, науке, литературе, ис-кусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживания дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических, которые материально стимулиро-вались, а их использование позволяло получать сверхприбыль. Это не ис-ключало поощрения гуманитарных исследований, особенно если они были направлены на сохранение существующих общественных отношений и систем. В искусстве сохранили свое влияние старые и возникли новые стили, школы, направления.
В начале XIX в. еще сохранял свои ведущие позиции классицизм, продолжавший традиции Возрождения.
В конце XVIII — первой половине XIX в. на Европейском и Американском континентах получило распространение одно из крупней-ших направлений в литературе и искусстве — романтизм. Разочарование в результатах Великой французской революции и в зародившейся буржуазной культуре привело к антипросветительскому движению. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против прозаичности, без-духовности и эгоизма капиталистических отношений нашли отражение в романтизме.
Романтизм не являлся универсальным стилем, как классицизм, ан-типодом которого он выступал. Это было скорее общественное и художе-ственное движение, захватившее не только литературу и музыку, но и живопись, скульптуру, садово-парковую архитектуру. Первые признаки романтизма прослеживались уже в поздних работах. Наиболее последова-тельно эта школа сложилась во Франции в период Реставрации и Июль-ской монархии. Нередко авторы-романтики в скульптуре и живописи поднимались до подлинной революционности, как, например, в полотне Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») или рельефах Ф. Роде на Триумфальной арке в Париже «Выступление добро-вольцев в 1792» («Марсельеза»).
Появилось неверие в промышленный, социально-политический и научный прогресс, который предвещали лучшие европейские умы. Вместо них в общество пришли опустошенность личности, разочарование, безнадежность и отчаяние. Эти черты показали в своих произведениях Дж. Байрон, Б. Шелли, А. де Мюссе, Ф. Шатобриан, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман и др. Одни из них считали, что жизнь полна непостижимых и загадочных сил, которым необходимо подчиниться; в творчестве других преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла, дух бунтарства или разочарования.
На редкость широко романтическое направление было представлено в музыке. Немало композиторов-романтиков стало гордостью мировой культуры Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.
Следующим направлением, которое наиболее широко было пред-ставлено в XIX в. и отражало противоречия той эпохи, был реализм. Ре-ализм развивался не как антагонист предшествующих направлений (клас-сицизма, сентиментализма, романтизма), а как метод, вобравший в себя достижения предшествовавших направлений.
Критический реализм возник во Франции и в Англии, то есть в тех странах, где ранее, чем в других государствах Европы, восторжествовали буржуазные порядки. Поэтому не случайно именно Франция и Англия дали лучшие произведения реалистической литературы. Так, Оноре де Бальзак создал многотомную «Человеческую комедию», Виктор Гюго — романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Девяносто третий год», «Труженики моря», Гюстав Флобер — «Госпожу Бовари», «Воспитание чувств», Чарльз Диккенс — «Домби и сына», «Тяжелые времена», «Холодный дом», Уильям Теккерей — «Ярмарку тщеславия», в которых ярко и правдиво показаны сущность и пороки капиталистического строя. Вторая половина XIX в. дала не менее блестящих писателей (Джон Голсуорси, Джорж Бернард Шоу, Ги де Мопассан и др.), а в последней трети века мировое значение приобрела норвежская литература (Генрих Ибсен, Кнут Гамсун и др.) Главными представителями реализма в изобразительном искусстве являлись Г. Курбе, К. Коро, Дж. Констебл, Дж. Тернер и др. ХIХ столетие оставило миру течения и стили в литературе и искус-стве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX в. В XIX в. романно-германская цивилизация приобретает новую характерную особенность — индустриальную. В ее основе уже лежал научно-технический прогресс, который способствовал, с одной стороны, станов-лению буржуазных свобод, с другой — существенно потеснил духовную культуру западной цивилизации. Проявилась опасная тенденция дегума-низации культуры, венцом которой стала колониальная система, а раздел мира на сферы влияния привел человечество к двум мировым войнам в XX столетии.
.
Вопрос 44. Футурологическое прогнозирование направлений развития современной цивилизации.
ФУТУРОЛОГИЯ– учение о будущем применительно к историче-скому и социальному времени. Термин «футурология» предложил в 1943 немецкий социолог О.Флехтхейм в качестве наименования новой «фило-софии будущего». Будущее всегда было предметом внимания философии, постигавшей фундаментальные основы бытия человека, мира и его пере-устройства. Радикальное ускорение исторического процесса, кризисы 20 в., бурное развитие экономики, науки и техники, интенсивность социальных и культурных изменений вызвали острую потребность объяснить ход истории и предсказать его результаты, определили массовый интерес к историческим перспективам мира и конкретных обществ. До сер. 20 в. анализ этих перспектив был сосредоточен в марксистском учении о бу-дущем человечества, а вне рамок этого учения ограничивался представ-лением о завершении истории наличным этапом ее эволюции, исключа-ющим значительные исторические инновации, мобилизацию общества для решения больших исторических задач, возникновение в будущем новых исторических объектов.
В кон. 50-х – нач. 60-х гг. 20 в. Сравнительно быстро в конкретных социальных науках и в большой теории началось проектирование буду-щего в форме новых эпох, новых цивилизаций, новых сдвигов и даже ре-волюций сознания, культуры образа и форм жизни, экологических, тех-нологических, демографических, военных и пр. кризисов и катастроф (пессимистическое крыло теории) и создания «иных», процветающих посткапиталистических обществ (оптимистическое направление футуро-логии). Начались поиски нового этоса человеческого бытия, новых пред-ставлений о механизмах жизнедеятельности, о становлении новой соци-альности того или иного типа, об эффективном функционировании соци-альных систем разных типов и развитии самого человека. В 60–70-е гг. были разработаны и основные концепции будущего – «нового индустри-ального общества», постиндустриального общества, а затем и множества разновидностей этого архетипа новой «технотронной эры»: «процветаю-щего», «благого», «организованного», «информационного» и др. обществ. Собственно футурологические научные исследования переросли в быст-роразвивающуюся, оснащенную собственной методологией и математи-ческим аппаратом прогностику (или проспекцию).
Можно выделить два вида прогностического исследования – интуитивное предсказание, которое, исходя из анализа настоящего по-ложения дел, дает возможные варианты будущего хода событий, и нор-мативное, или предписывающее, предсказание, имеющее целью опреде-ление альтернатив, выбора желаемого варианта развития и мер для его достижения.
Футурология в научно-технической, экологической, социально-политической и др. областях уже сыграла значительную роль в объясне-нии, предупреждении и устранении ряда кризисов нашего времени и в ор-ганизации современного мира.
Общий поток футурологических исследований разделился на два основных направления: оптимистическое и пессимистическое.
В XX в. человек столкнулся с глобальными проблемами, от ре-шения которых зависит судьба всей цивилизации. «Проблемность» озна-чает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из нее.
Главную глобальную проблему можно сформулировать так: дол-жен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс раз-вития культуры или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении?
1. Суть первой заключается в том, что современные тенденции ми-рового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. «Ограниченность некоторых видов ресурсов.
2. Другая проблема алармистского характера связана с возникнове-нием опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Речь идет об уничтожении лесов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя и т.п.
3. не снята ситуация неравномерного экономического роста на ос-нове индустриализации. Проблемы голода, отставания развивающихся стран не позволяют приостановить даже разнохарактерный экономический рост.
4. Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (например, чернобыльская). Современная промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала.
Проблемы внутреннего развития обусловлены и несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического про-гресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологи-ческих неприятностей, перекладывая экологический риск на другие груп-пы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.
Пути решения глобальных проблем
Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 3050 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас опти-мизм. Например, самая страшная угроза — термоядерной войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабла и не является уже гла-венствующей в списке глобальных проблем.
Пессимистические разрешения глобальных проблем развития че-ловека и планетарной культуры стали причиной создания в 60—70-е гг. множества научных центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии — совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода.
Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоят целостная человеческая личность и ее воз-можности, и альтернативы этому нет. Речь идет прежде всего о «беспре-цедентной культурной перестройке» миллиардов населения земного шара — всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.
Трансформация личности есть «человеческая революция» и един-ственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества. Для этого надо решать самую главную проблему — преодоление культурных «разломов», раскола культур, налаживание диалога культур. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций.