Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 37. Др.Рим. «Римский миф» и его отражение в культуре и искусстве




Культуру Древнего Рима сравнивают с культурой США, так как она является подражательной культурой. Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Они используют иноземные достижения во многих областях в практических целях.

Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права. Высокого уровня достигло ораторское искусство (Цицерон), философия (Сенека), литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций).

В области материальной культуры высокого уровня достигла архитектура. Главенствовал принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления. Римские строители широко использовали бетон, почти целиком из бетона построен храм Пантеон и фундамент Колизея. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки (колодцы). В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы. Во время правления Августа Рим стал мировой столицей, начался небывалый расцвет искусства и строительства. Не зря этот период связан с началом золотого века римской культуры (I в. до н.э. — I в. н.э.). В целом древнеримская культура сформировала особый вид культуры — зрелищно-народную. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в жизни римлян. Лозунг «хлеба и зрелищ» выполнялся строго, что порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться, что и привело в IV в. до н.э. к расколу империи, а затем в 476 г. к падению западной римской империи.

Архитектура Высокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие человека; для них характерна монументальность, пышная отделка зданий. Больший интерес ролявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции – арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий: базилики (совершались торговые сделки, вершился суд); амфитеатры, (устраивались гладиаторские бои); цирки (проходили соревнования колесниц); термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Во время завоеваний Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве вывозились материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре – портретные статуи (традиции этрусков). Римляне создали тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Характерная черта мышления – практицизм, развитие прикладных наук. Высокого уровня развития достигла юриспруденция – в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, среди которой необходимо отметить 18 книг "Гражданского права" и "Дефиниции" Квинта Муция Сцеволы. Таким образом, культура периода республики представляла собой эклектичное соединение различных начал – этрусского, греческого, собственно римского, италийского. С 31 г. до н. э. начинается история империи и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой – античную интеллигенцию – учителя, мастера риторики, философы, поэты, писатели.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени – начальная, средняя, высшая. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Но в то же время, рост благосостояния породил у аристократии потребительство, стремление к материальным благам и развлечениям, что отразилось в лозунгах "лови момент", "хлеба и зрелищ". Одно из важнейших достижений римской культуры – литература. Это – творчество таких писателей как Апулей, Плиний Младший, поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами, произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука и искусство В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля-центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В этот период были восприняты и развиты достижения греческой науки в области сельского хозяйства, военном деле, строительстве.

Если наука в эпоху поздней империи не получила значительного развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол). В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника – Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.

Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян, было одним из средств разумной организации жизни. Поэтому первоочередное значение придавалась практицизму и реалистичности На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было "евангелием" – "благой вестью" для них, ибо несло надежду и утешение. Ученики Христа, "апостолы", разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины. В конце II в. н. э в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно-римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей. Древнейший период римской религии вызывает самые противоречивые мнения ученых. В частности, это касается вопроса о мифологии – у римлян отсутствуют какие-либо мифы, относящиеся к данному периоду и, более того, имеющие сходство с мифологией близких им народов (типичные сюжеты мифов). Некоторые исследователи полагают, что у римлян была примитивная мифология, впоследствии забытая; отголоски ее сохранились в ставших непонятными ритуалах. Одним из древнейших в римской мифологии и религии считается бог Янус. Двуликий Янус (изображавшийся с двумя лицами) был богом всякого начала, входов и выходов, дверей и ворот. Но, возможно, первоначально он был создателем мира и первых людей.

Со временем римские боги начинают приобретать индивидуальность, определенные функции. Одними из первых устанавливаются культы Юпитера (бога неба, а так же покровителя виноградной лозы), Марса (покровителя растительности, плодородия, позже – бога войны), Квирина (покровителя народного собрания). В VI веке до н.э. на Капитолийском холме сооружается первый храм Юпитера, Юноны (покровительницы брака, семьи и деторождения) и Минервы (покровительницы ремесленников). Капитолийская троица оттеснила на задний план троицу Юпитера, Марса и Квирина, а храм стал центром окончательно оформившегося как единый город Рима.

Римская религия формировалась как результат слияния религиозных культов этрусков, римлян и италиков (других племен, проживающих на Аппенинском полуострове). По мере расширения римской общины, вхождения в нее все новых племен и областей расширялся римский пантеон богов. Но одновременно происходила централизация культа, своеобразный “естественный отбор” богов. С усилением мощи Рима на первое место выдвигались боги, наиболее тесно связанные с его возвышением. С этими процессами связано складывание специфической римской мифологии, по форме отличной от мифологии других народов, но по сути имевшей ту же задачу: объяснить прошлое, оправдать настоящее и наметить цели на будущее. Такую задачу выполнял “римский миф”, главная идея которого – исключительность судьбы Рима, предначертанная богами.

По мере роста римского государства, включения в него территорий за пределами Италии, римский пантеон пополнялся новыми богами и богинями. Особенно крупное значение в этом смысле имело влияние греков. Проникновение в Рим греческой мифологии в немалой степени определялось стремлением связать древнейшую историю Рима и Италии с греческой, поскольку в глазах эллинов римляне оставались еще варварами. Римские боги отождествлялись с греческими (Юнона – Гера, Минерва – Афина, Марс – Арес, Венера – Афродита и т. д.). Данное отождествление наиболее ярко проявилось в римском искусстве и литературе. Именно во многом благодаря греческому влиянию римские боги получают антропоморфный облик. Римляне начинают воздвигать статуи богам. Римские драматурги пишут по греческим образцам трагедии и комедии с греческими персонажами, называя греческих богов именами римских богов. Поэты свободно пользуются образами и ситуациями греческих мифов. Но знакомство с греческой религией и мифологией не могло существенно повлиять на глубинные основы римской религии, на “римский миф”.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1095 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.026 с.