Культура Возрождения делится на три периода:
1) раннее Возрождение (XIV — конец XV в.); 2) высокое Возрождение (конец XV—XVI в.); 3) северное Возрождение (конец XVI—XVII в.) — культура евро-пейских стран севернее Италии. В начале XIV в. в Италии начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с ан-тичностью. В это время итальянское общество начинает активно интере-соваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи ан-тичных писателей.
Эпоха Возрождения значительно отличается от средневековой культуры. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и не зависимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусства, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от слова «человеческий»). Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выра-женный светский характер, противостояло духовному господству церк-ви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, карди-нально отличный от средневекового взгляд на человека, его места в мире. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его проис-хождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного досто-инства, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность.
Но важно также отметить, что культура Возрождения не являлась слепым подражанием античности, а впитала в себя все лучшее, что было в античности и средневековье. Для Возрождения характерен синтез ан-тичности и средневековья.
Раннее Итальянское Возрождение — Данте, Франческо Петрарка и Джовани Боккаччо — знаменитые поэты Возрождения, были создате-лями итальянского литературного языка, произведение Боккаччо «Дека-мерон», отразившее идеи гуманизма.
конец XIV в. высокое Возрождение — время наивысшего рас-цвета гуманистической культуры Италии. Титаном высокого Возрожде-ния был Леонардо да Винчи (1456—1519) — он обладал разносторонними способностями и дарованиями. Важнейшие его художественные работы: «Тайная вечеря, портрет «Джоконда». Еще двух титанов высокого Воз-рождения — это Рафаэль Санти — создатель знаменитой «Сикстинской Мадонны» и Микеланджело — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида и одной из самых впечатляющих его фресок — сцены Страшного суда.
Всех этих художников объединяет реалистичность изображений, и несмотря на традиционно религиозную тематику, виден новый подход к искусству, который выражается в идеях гуманизма.
Крупнейшими представителями «северного Ренессанса» были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Также можно выделить утопические теории Томаса Мора, выдающихся писателей Уильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса Дон Кихотом и основоположника испанской национальной драмы Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев». Возрождение в Германии неразрывно связанно с явлением Ре-формации — движение за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христиан-ского учения от всяческих неверных положений, неизбежных при много-вековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер, доктор богословия и монах Августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение че-ловеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники от-казались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе ко-торой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В Женеве реформационное движение возглавил Жан Кальвин. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение во многом зависит от личной воли и усердия. Культурная атмосфера в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.