Направленная на группу психодрама зачастую осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамотерапии является терапевтическая работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы.
Такой проблемой в группе супружеских пар может быть, к примеру, супружеская неверность или в группе алкоголиков — возвращение поздно ночью домой из ресторана, в группе подростков — возможно, отбывание срока в исправительной колонии, в группе родителей — проблемы с подрастающими детьми. Почти все участники группы получают возможность для идентификаций, которые детально обсуждаются в фазе обсуждения. Как и при центрированной на протагонисте психодраме, психодрама, направленная на группу, может быть нацелена на раскрытие этиологии того или иного состояния, но прежде всего она ориентирована на обретение всеми участниками группы, благодаря обмену ролями, нового, углубленного понимания проблематики, в той или иной степени затрагивающей каждого из них.
Пример: В группе родителей дискутируется вопрос об авторитарном и неавторитарном воспитании. Один весьма напряженно держащийся • отец полагает, что без муштры в воспитании детей не обойтись. Плохо только, что вопреки всему они так и не преуспевают в школе. Несколько истеричная мать жалуется: она позволяла своим детям все, а они не проявляют никакой благодарности и только раздражают ее. Иногда в приступе ярости они даже несправедливо обвиняют ее в авторитарном поведении. Другие члены группы также вмешиваются в разговор и высказывают свои точки зрения. Спустя некоторое время группа решает не только обсудить различные стили воспитания, но и пережить их на практике и осмыслить на характерных примерах. Отец, о котором говорилось выше, готов изобразить в качестве примера авторитарного поведения ту или иную сцену. Упомянутая мать хотела бы на психодраматически инсценированных примерах продемонстрировать практикуемый ею антиавторитарный стиль воспитания.
Первым начинает молодой отец. Спонтанно он вспоминает не о собственной практике воспитания, а о суровых методах воспитания в родительском доме, которые к нему применялись. На примере семейной трапезы сценически изображается, сколь ритуализированно проходят эти повседневные встречи небольшой семьи. Отдельные блюда подаются по очереди: сначала отцу, затем сыну и наконец матери. Родители разговаривают между собой только в случае крайней необходимости. Сыну же вообще запрещено говорить без спросу. В ролевой обратной связи партнеры по психодраме описывают чувство безотрадности, овладевавшее ими в этой сцене. В последующих сценах это чувство достигает состояния подавленности. Протагонист демонстрирует на сцене, как он просит своего отца разрешить ему поехать вечером на его автомобиле на танцы в соседнюю деревню. Первые попытки подступиться к этому вопросу грубо отцом отвергаются: у него сейчас нет времени говорить о разных пустяках. В конце концов он внимает просьбе сына и разрешает воспользоваться автомобилем. Однако прежде, чем уступить машину, отец суровым тоном учиняет допрос о том, как далеко находится соседняя деревня и каковы будут показания счетчика километража: «Стало быть, деревня находится в пяти километрах. Это значит десять километров туда и обратно. Можешь проехать одиннадцать километров, в крайнем случае двенадцать. Точно запиши показания счетчика до и после поездки. За полчаса до полуночи вернешься обратно!» Последующая психодраматическая сцена демонстрирует, как страх перед авторитарным отцом заставляет восемнадцатилетнего юношу покинуть компанию друзей и возвратиться домой. Незадолго до половины двенадцатого он входит в родительский дом и случайно встречает мать, идущую из ванной. Проходя мимо и мельком взглянув на часы, она не находит ничего лучшего, как сказать: «Что ж, ты вернулся вовремя. Твое счастье!» В других сценах протагонист изображает унижение, испытанное им, когда отец на улице прямо на глазах школьных друзей отлупил его. На вопрос, не бьет ли он сам своих детей, протагонист демонстрирует, как он обычно отчитывает их из-за плохих отметок в школе.
После этих сцен дается ролевая и идентификационная обратная связь. Общее обсуждение стилей воспитания не должно происходить до изображения позиции попустительства, излишней уступчивости.
Затем на сцену устремляется мать, практикующая антиавторитарный стиль воспитания. Она изображает, скольких трудов стоит ей подготовить вечером своих детей-школьников ко сну и уложить их в постель. Немало хлопот доставляет и купание. Прежде чем матери удается уговорить младшую девочку раздеться, старший ребенок-дошкольник спускает набранную для купания воду. Не успевает она перевести дух от младших детей, как сын-пятиклассник, завладев отцовской сигарой, раскуривает ее и усаживается с нею перед телевизором. Спустя некоторое время его обнаруживает мать. Она набрасывается на отца, который во время всегда шумного укладывания детей спать обычно покидает поле сражения. В конце концов она робко выговаривает мальчику, на что тот нахальным тоном тут же упрекает ее в том, что она плохая, недобрая мать. В растерянности мать снова занимается малышами и сталкивается со все новыми неприятными сюрпризами в ванной. Наконец дети ложатся спать. Изможденная, мать закуривает сигарету и собирается смотреть только что начавшийся телевизионный фильм, но опять слышит шум в детской. Мать обретает покой только после того, как в начале двенадцатого дети засыпают на ковре в общей комнате, а отец осторожно разносит их по своим кроватям.
Обратная связь показывает, какие родители идентифицируют собственное свое положение с авторитарными сценами и какие с антиавторитарными ситуациями. Все члены группы чувствуют себя тем или иным образом затронутыми изображенными сценами. Для выяснения практикуемого каждым участником группы стиля воспитания не нужно, чтобы до сих пор просто наблюдавшие члены группы изображали свое родительское поведение, зато от всех членов группы требуется принять участие в спектрограмме (61,102), строящейся по критерию «стиль воспитания».
Авторитарный полюс спектрограммы маркирует знакомый нам протагонист, антиавторитарный — протагонистка. Остальные родители стараются оценить свой собственный стиль воспитания и в зависимости от своей жесткости или своего попустительства располагаются в ряду между двумя полюсами. Такой автодиагноз имеет важное значение для групповой терапии. Примерно посередине спектрограммы находится участница, утверждающая, что с подобными сценами она вообще не сталкивалась. Проблема же, с которой она столкнулась, с тех пор как развелась с мужем, — это возникшие у ее детей трудности в учебе. В этой связи ее попросили на примере нескольких сценических представлений показать всей группе,, как прежде она обходилась со своими детьми. То, что было изображено, соответствует средней позиции на спектрограмме. Ее стиль воспитания, характеризующийся исполненным любви обращением и адекватной ситуации строгостью, избавил как детей, так и родителей от фрустраций. Партнерами по психодраме, теми же самыми, что и при демонстрациях других стилей воспитания, этот стиль комментируется как наиболее приемлемый. Зрители настолько взволнованы, что хотели бы сами теперь опробовать и разучить в представленных ситуациях другие способы поведения. Эта возможность предоставляется им в ролевой игре на следующих терапевтических занятиях. Разумеется, успех направленной на группу психодрамотерапии зависит также от динамики группы, более того, он даже предполагает наличие гармоничной групповой динамики. Если таковая отсутствует, то сначала следует заняться динамической проблемой всей группы в рамках психодрамы, центрированной на группе.