Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фаза разогрева, или Warm(ing)-up




Участники группы и ведущий психодрамы являются в назначенное время в комнату для занятий психодрамой и усаживаются на стульях, расставленных полукругом на психодраматической сцене. Стулья или кресла не должны быть ни слишком удобными, ни слишком неудобными. Они должны давать возможность членам группы свобод­но наблюдать за игрой, сопереживать и не оставаться при этом пассивными, что препятствовало бы их вмешательст­ву в психодраму в форме спонтанного дублирования. В начале психодраматического занятия участники группы, как правило, еще не активны. Иногда они упорно молчат, выказывая тем самым свое сопротивление терапии. Поэ­тому членов группы следует прежде всего побудить к сце­ническому изображению своих проблем, желаний и фан­тазий и разогреть для психодраматического действия. Эта задача вменяется в обязанность ведущему психодрамы.

Сначала он сидит в кругу группы и пытается завязать беседу или включается в разговоры участников группы, постепенно стимулируя их к этому. Как бы ни были моти­вированы члены группы тяжестью своего недуга или интересом к психодраматическому познанию себя и другого, все-таки на каждом занятии группу и протагониста нужно заново побуждать к действию на сцене. Для этой цели ве­дущий психодрамы может воспользоваться как молчани­ем группы, так и ее оживленной беседой. Он останавлива­ется на беспорядочно сменяющихся темах и ассоциациях членов группы или с помощью специальных разогреваю­щих техник побуждает их описать свои имеющиеся в на­стоящий момент представления или проекции. Иногда, чтобы войти в психодраму, психодрамотерапевт применя­ет также социометрические или спектрометрические тех­ники. Если отдельные члены по-прежнему молчащей группы имеют особенно удрученный вид, он может, на­пример, обратиться к ним по поводу их стесненности. Ес­ли речь не идет о первой встрече психодраматической группы, то любой сознающий свою ответственность веду­щий психодрамы в начале нового занятия справится как о самочувствии, так и о переживаниях протагониста и уча­стников группы в промежуток времени после последнего психодраматического занятия. Обычно предыдущий про­тагонист и члены группы охотно сообщают о своих пере­живаниях и реакциях в связи с прошедшей психодрамой. Зачастую их сообщения способствуют быстрому разогре­ву группы и следующего протагониста. Как бы ни проте­кала фаза разогрева, ведущий психодрамы в своем отно­шении к группе как целому и к отдельным ее членам все-таки полагается главным образом на свое вчувствование и интуицию. Именно они в каждый момент определяют его активное поведение. Его социометрическая перцепция, то есть основанное на чувстве восприятие соцпоэмоциональной структуры и динамики группы, а также позиции от­дельного члена группы в психодраматической группе и в его реальной жизни, должна быть настолько живой, на­сколько это возможно. Если отдельные члены группы или группа в целом своих желаний не выявляют, то ведущий психодрамы должен решить, проводить ли в рамках цент­рированной на группе психодрамы терапевтическую ра­боту с ситуацией в группе или в рамках центрированной на протагонисте психодрамы исходить из социометриче­ской позиции или рангового порядка (117, 131) отдельно­го члена группы в психодраматической группе или в его настоящей, прошлой или будущей социальной структуре в реальной жизни.

В продолжающихся психодраматических группах от­ношения отдельных ее участников к ведущему психодра­мы, к другим членам иногда характеризуются переноса­ми, которые чаще всего проявляются в соперничестве за благосклонность руководителя группы или в ощущении ущемленности и соответствующим образом изменяют ди­намику группы. Эти феномены безотлагательно подвер­гаются психодраматической терапии. Нередко они ока­зываются переносами соперничества с братьями или сес­трами в детстве. Благодаря психодраме актуальная ситу­ация становится отправной точкой для глубокой терапев­тической работы с конфликтами. Конкретизация перено­сов в игре способствует быстрому преодолению отноше­ний переноса в психодраматической группе.

У других пациентов, чтобы они сумели справиться в психодраме со своей ситуацией, доставляющей им стра­дания, и своими конфликтами, иногда с помощью тех­ник, усиливающих «Я», нужно сначала восстановить чувство собственного достоинства.

В фазе разогрева ведущему психодрамы, несмотря на возможное сопротивление группы или отдельных ее уча­стников, ни в коем случае нельзя пропустить скрытую го­товность к игре других членов группы. Приступающие к игре протагонисты нередко укрываются за защитными ре­чами. Опыт и тонкое чутье ведущего психодрамы имеют в этот момент решающее значение. Неумение заметить дей­ствительной готовности к игре в первой фазе психодрамы может действовать столь же фрустрирующе, как и любое исходящее от ведущего психодрамы принуждение.

Если в первой половине фазы разогрева выкристал­лизовался протагонист, то ведущий психодрамы должен постараться воспрепятствовать «охлаждению» его жела­ния играть. Однако никогда на протагониста со стороны ведущего или группы не должно оказываться давления. И наоборот, между ведущим психодрамы и протагони­стом надо постоянно углублять контакт. Лучше всего это удается в непосредственной беседе, которую ведут меж­ду собой протагонист и ведущий, прохаживаясь по сце­не. Основанные на вчувствовании вопросы ведущего ра­зогревают протагониста к более точному изложению представляемого события. Вербальные и невербальные реакции ведущего психодрамы демонстрируют протаго­нисту, сколь серьезно принимают его самого и его про­блемы. Неподдельный интерес ведущего и сознание того, что его принимают, благотворно сказывается на протаго­нисте. Его готовность рассказать и сыграть возрастает. Как только протагонист более детально рассказывает о событии, ведущий психодрамы прерывает беседу ради игры и побуждает протагониста конкретизировать и изо­бразить данный эпизод на сцене.

Речь не идет здесь о том имеющем негативный статус в других видах терапии спонтанно возникающем поведе­нии, когда, каждый раз приступая к лечению или вступая в новые отношения, пациент бессознательно — вследст­вие невротической навязчивой персеверации — играет в свои «старые игрушки», то истероидным поведением или «послушанием» желая добиться личного расположения терапевта, то упорной пассивностью втягивая его в садо­мазохистские отношения. Напротив, в психодраме речь идет о целенаправленном выражении протагонистом сво­их проблем, желаний и фантазий в совместной игре с чле­нами группы, сознательно выбранными им в качестве но­сителей переноса. Очевидно, что важный с точки зрения успешности психоаналитического процесса невроз пере­носа имеет в психодраме свой эквивалент в фазе игры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2474 - | 2336 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.