Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О различном использовании детали




Соотношение фрейдовской интерпретации с эстетической революцией начинает, таким об­разом, усложняться. Возможность психоана­лиза обеспечивается тем режимом искусства, который отменяет упорядоченные интриги изобразительного века и вновь воздает долж­ное пафосу знания. Но в том, что касается конфигурации эстетического бессознательно­го, Фрейд совершает вполне определенный вы­бор. Он отдает предпочтение первой форме немой речи, симптому, являющемуся следом истории. Он выдвигает ее в противовес дру­гой форме, анонимному голосу бессознатель­ной и бессмысленной жизни. И это противо­стояние приводит его к тому, что он отодвига­ет назад, к старой изобразительной логике, ро­мантические фигуры равноценности логоса и пафоса. Наиболее яркий пример тому достав­ляет текст о «Моисее» Микеланджело. Пред­мет этого анализа действительно исключите- с.59

 

ЖАК РАНСЬЕР

лен. В отличие от текста о Леонардо, Фрейд го­ворит здесь не о фантазме, отслеженном по од­ному замечанию. Он говорит о скульптурном произведении, которое, по его словам, не раз приходил рассматривать. И показательным об­разом уравнивает зрительное внимание к де­тали произведения и особый интерес психо­анализа к «несущественным» деталям. Все это проводится, как известно, через доставившую пищу бесчисленным комментариям ссылку — отсылку к Морелли-Лермольеву, сведущему в искусстве медику, который изобрел полусудеб­ный метод атрибуции произведений искусства по тем ничтожным и неповторимым деталям, что выдают руку художника. Метод прочте­ния произведений тем самым отождествляет­ся с парадигмой поиска причин. Но этот метод детали, в свою очередь, может практиковаться двумя разными способами, соответствующими двум основным формам эстетического бессо­знательного. С одной стороны, имеется модель следа, который можно заставить говорить, в котором читается отложившаяся запись неко­ей истории. В своем знаменитом тексте Карло Гинзбург отметил, как через «метод» Морел-ли фрейдовская интерпретация вписывается в великую уликовую парадигму, которая стре­мится реконструировать процесс по его сле­дам 1. Но есть и другая модель, которая видит

1 Carlo Ginzburg, «Traces. Racines d'un paradigme indiciaire», Mythes, emblemes, traces, Paris, Flam-

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 61

в «незначительной» детали уже не след, поз­воляющий восстановить процесс, а непосред­ственный оттиск нечленораздельной истины, отпечатывающийся на поверхности произведе­ния, расстраивая всякую логику разумно упо­рядоченной истории, рациональной компози­ции элементов. Именно эта вторая модель ана­лиза детали и окажется впоследствии востре­бована историками искусства в качестве про­тивовеса излюбленному Панофским анализу картины на основе изображенной на ней ис­тории или иллюстрируемого ею текста. И эта полемика, которую вчера вел Луи Марен, а се­годня ведет Жорж Диди-Юберман, опирается на Фрейда, который в свою очередь вдохнов­лялся Морелли, обосновывая способ прочте­ния истины в живописи через деталь произве­дения — какую-то разбитую колонну в «Гро­зе» Джорджоне или пятна краски, имитирую­щие мрамор на цоколе «Мадонны с тенями» Фра Анджелико2. Тогда деталь функциониру­ет как частичный объект, несогласуемый фраг­мент, нарушающий упорядоченность изобра­жения, чтобы воздать должное бессознатель­ной истине, каковая является отнюдь не исти-

marion, 1989, р. 139-180 [рус. изд.: Карло Гинз­бург, «Приметы. Уликовая парадигма и ее корни», нло, № 8, 1994, с. 32-61; пер. С. Козлова]. 2 Louis Marin, De la representation, Paris, Galli-mard—Le Seuil, 1994; Georges Didi-Huberman, De-vant I'image, Paris, Minuit, 1990.

62 ЖАК РАНСЬЕР

ной некой индивидуальной истории, а проти­вопоставлением одного строя другому: таково фигуральное за фигуративным или визуальное за видимым, зримо изображенным. Но к этому востребованному сейчас подходу психоанали­за к прочтению живописи и ее бессознательно­го сам Фрейд не имеет никакого отношения. И уж тем более ко всем тем представляющим ка­страцию головам Медузы, которые современ­ные комментаторы исхитряются обнаружить в каждой голове Олоферна или Иоанна Крести­теля, в деталях прически Джиневры деи Бен-чи, в карандашном изображении водоворота в тетрадях Леонардо...

Ясно, что подобный психоанализ Леонар­до, практикуемый, в частности, Луи Мареном, отнюдь не тот, что у Фрейда. Скажем, что в предпочтении к детали сказывается его инте­рес к чему-то совсем иному, к иной истине на­рисованной или изваянной фигуры, истине ис­тории, своеособого субъекта, симптома, фан-тазма. Фрейд ищет фантазм-матрицу для тво­рения художника, а не бессознательный фи­гуральный строй искусства. Однако пример «Моисея» противоречит такому простому объ­яснению. Да, Фрейда интересует именно ста­туя. Но удивителен принцип этого интереса. Долгий, детальный анализ положения рук и бороды в действительности не вскрывает ника­ких секретов детства, никакой шифровки бес­сознательной мысли. Он препровождает к тра-

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 63

диционнейшему вопросу: какой именно момент библейского предания изображен в статуе Ми-келанджело? Не гнев ли это и в самом де­ле Моисея? Он что, и вправду вот-вот уронит на землю скрижали завета? Фрейд как нельзя далек от анализов Луи Марена. Можно даже сказать, что в полемике между Воррингером, который стремится выявить различные типы визуальности, отсылающие к главенствующим психологическим чертам, и Панофским, кото­рый подчиняет выявление форм выявлению изображаемых сюжетов и эпизодов, он факти­чески оказывается на стороне Панофского. И, на более глубоком уровне, его внимание к дета­ли отсылает к логике изобразительного строя, в котором пластическая форма была имита­цией рассказываемого действия, а специфиче­ский сюжет картины совпадал с изображени­ем ключевого момента действия, того момента, который вбирает в себя его направленность и значение. В данном случае Фрейд вычитывает такой ключевой момент в положении правой руки Моисея и скрижалей. Это не тот момент, когда преисполненный негодования Моисей го­тов обрушиться на идолопоклонников. Это мо­мент укрощенного гнева, когда рука выпускает схваченную было бороду и твердо подхваты­вает скрижали. Известно, что такого момента в библейском тексте нет. Фрейд добавляет его ради рационалистической интерпретации, со­гласно которой человек, сам себе хозяин, бе-

 

ЖАК РАНСЬЕР

рет верх над служителем ревнивого Бога. В конечном счете внимание к детали служит вы­явлению позы Моисея как свидетельства тор­жества воли. Интерпретированный Фрейдом «Моисей» Микеланджело подобен «Лаокоону» у Винкельмана, выражению укрощающего аф­фект классического спокойствия. И, в случае Моисея, укрощен разумом оказывается именно религиозный пафос. Моисей — герой укрощен­ного, возвращенного к порядку аффекта. Не столь важно знать, не свою ли собственную, к чему клонит традиция, позицию по отношению к ученикам-бунтарям воплотил таким образом патриарх психоанализа, перенеся ее в римский мрамор. Куда больше, чем соответствующий случаю автопортрет, этот Моисей воспроизво­дит классическую сцену изобразительной эпо­хи: торжество воли и сознания, воплощенных на трагической сцене, в опера-сериа или на ис­торическом полотне теми римскими героями, которые стали хозяевами как себе, так и все­ленной: Брутом или Августом, Сципионом или Титом. И более, чем идолопоклонству и от­ступникам, этот Моисей, воплощение победив­шего сознания, противостоит людям без про­изведения, жертвам непроясненного фантазма. Что, конечно же, сразу наводит на мысль о ле­гендарном альтер эго Микеланджело — Лео­нардо да Винчи, человеке тетрадей и наброс­ков, изобретателе множества нереализованных

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 65

проектов, художнике, который так и не при­шел к индивидуализации своих фигур и сно­ва и снова пишет одну и ту же улыбку, сло­вом, о человеке, привязанном к своему фан-тазму, застывшем в гомосексуальном отноше­нии к Отцу.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.