Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бостон и Соединенные штаты




 

Теперь мы делаем последнюю посадку — в международном аэропорту Бостона, хотя Бостон — не политическая или торго­вая столица США. Дело в том, что на побережье Массачусетского залива контраст между культурными эпохами проявляется гораздо ярче, чем где-либо еще в нашей стране. Бостон одно­временно и самый старый, и самый молодой из американских городов. Это и историческое место появления первых колони­стов-пуритан, и стартовая площадка новой, электронной циви­лизации. Ни в одном другом американском метрополисе вы не найдете такого сочетания изящества Старого Света и стреми­тельности космического века, которое делает Бостон наиболее показательным образцом формирующегося мирского града.

Мартин Мейерсон и Эдуард К.Бэнфилд — авторитетные со­циологи, специалисты по проблеме урбанизации — назвали Бо­стон «одним из немногих красивых городов США». Эту особен­ность Бостона они объясняют тем, что он строился в основном в доиндустриальный период, и потому для многих его зданий ха­рактерна «благородная простота эпохи, не допускавшей ничего иного». К этому надо добавить, что Бостоном долгое время управляла аристократия, имевшая не только деньги, но и вкус. Справедливости ради следует заметить, что большинство краси­вейших городов мира было заложено именно такими людьми, а не в результате решений народных собраний. Их планировали «монархи, придворные и прелаты, обладавшие всей полнотой

 


власти и ничуть не заботившиеся об удобствах или благоден­ствии простых граждан»

Но добрый старый Бостон, прежде чем пережить порази­тельное второе рождение, которое мы наблюдаем сегодня, сна­чала сильно «опустился». Живописные улицы стали грязными и дымными от появившихся автомобилей. Открытые столкновения между янки и ирландцами вынудили многих состоятельные и добропорядочных граждан переехать в пригороды. Как сообщает судья Брэкдайз, в начале нашего столетия богатые обитатели Бостона советовали сыновьям: «В Бостоне вас не ждет ничего, кроме больших налогов и политических неурядиц. Когда жени­тесь, выберите хорошее предместье и стройте свои дом там. Вступайте в «Загородный клуб», и пусть в центре вашей жизни будут клуб, дом и дети»6. Этому совету следовали не только дети богатых горожан, но и все, кто мог скопить денег на переезд в Ньютон или Бальмонт".

Однако бурный рост городского строительства, ставший фак­том политической жизни Америки в 60-е годы, принял в Бо­стоне особенно широкий размах. Под руководством одного из самых активных мэров в своей истории и с помощью самых энергичных градостроителей Бостон сделал огромный скачок в развитии и peконструкции. Но сначала было допущено не­сколько серьезных ошибок. Старый Уэст-Энд был буквально сметен, а его малоимущие обитатели оказались на улице. И все это ради того, чтобы на освободившемся месте на берегу реки Чарлз построить район в футуристическом духе, где неизвестно, что выше — новые дома или плата за квартиры в этих домах7. Другой серьезнейшей ошибкой считается теперь идея строительства жилых домов на мысе Колумбия, на отнятом у залива участке земли, куда добраться можно только по узкому пере­шейку. Зато в нескольких других районах ответственные за мо­дернизацию городские власти весьма успешно пытаются компен­сировать плохое начало. Эскиз здания нового муниципалитета Бостона, выбранный специальным жюри из 256 предложений, многие архитекторы оценивают как один из самых смелых и изобретательных проектов гражданского здания, когда-либо со-

 


зданных в США. А в так называемых «серых» районах про­грамма «консервации кварталов» заменила бульдозер в деле со­здания нового метрополиса. Но особенно значительным пред­ставляется то обстоятельство, что генеральный план развития Бостона предусматривает сохранение индивидуальных черт та­ких районов, как Бикон-Хилл, Бэк-Бей и Норт-Энд. Под­держание местного колорита разных частей одного города не менее важно, чем сохранение индивидуального облика разных городов.

Не следует, однако, думать, что все эти новшества возникли в Бостоне по воле энергичных градостроителей в готовом виде. Экономической основой обновления стало, прежде всего, мощное развитие огромного индустриально-технического комплекса внутри и вокруг Бостона. Журнал «Нью-Йоркс» назвал Бостон с пригородами «центром нового мира». Это новый мир электро­ники и сопутствующей ей специальной индустрии, где исследо­вательские группы высококвалифицированных специалистов в производственных лабораториях работают над проектами, меня­ющимися быстрее моделей автомобилей. Кембридж, располо­женный напротив Бостона на другом берегу реки Чарлз, — мозговой центр этого возрождения, но его «щупальца» тянутся на многие мили во всех направлениях, особенно вдоль 128-го шоссе — кольцевой дороги вокруг Бостона, ставшей сим­волом электронной промышленности.

Однако Бостон еще далеко не стал технополисом. Отноше­ния между новым и старым нервные и напряженные. Богатые жители Бостона, вняв советам родителей, не только покинули Бэк-Бей, но и воспротивились всяким попыткам присоединить обжитые ими пригороды к Бостону. Самая нелепая ситуация возникла в связи с Бруклайном. Этот городок, почти со всех сторон окруженный Большим Бостоном, упорно цепляется за свою независимость, демонстративно отвергая всякую связь с разложившимся и коррумпированным Пупом. Большой Бо­стон более чем какой-либо другой метрополис обнаруживает диспропорцию между размерами собственно города и смыка­ющихся с ним пригородов. Жители предместий охотно пользу­ются городским портом, больницами и автострадами, не говоря уже о концертных залах, кино и театрах, но, когда дело доходит

 

 


до решения насущных проблем собственно Бостона, они легко уклоняются от ответственности, пользуясь законами о районировании и разными экономическими прикрытиями. И в результате жители Бостона стонут под бременем огромных нало­гов, которых тем не менее явно недостаточно, чтобы поддержи­вать на должном уровне школьное образование, платить полицейским и обеспечивать уборку улиц.

Поэтому в Бостоне мы видим не просто резкий контраст между старым и новым, но также сталкиваемся здесь с пробле­мой, типичной сегодня для каждого метрополиса Америки: сред­ние классы уклоняются от всякой гражданской ответственности, предпочитая паразитическое существование в предместьях. Как и все американские города, но только в более явном виде, Бо­стон словно бы застрял на дефисе технополиса. Социально и технически это настоящий метрополис, все части которого тесно взаимосвязаны во всех отношениях. А политически это скопле­ние феодов, которые занимаются узаконенным грабежом города-центра, одновременно безуспешно пытаясь разрешить колос­сальные проблемы, порождаемые жизнью метрополиса.

Отчасти эта анархия возникает из-за нежелания значитель­ной части населения принять реальность мирского града. Многие по-прежнему стремятся сохранить образ жизни городской общины или даже племени. Пока в городе кипит настоящая фе­одальная война между итальянцами, ирландцами и янки, в при­городах нервные беглецы от тревог центральных районов укра­шают свои современные дома тележными колесами или мебелью в стиле времен колонизации Америки. Они по-прежнему строят свою жизнь вокруг старой приходской церкви, пытаясь убедить себя в том, что и вправду живут в простой самостоятельной общине, основанной здесь колонистами еще триста лет назад.

Но все это чудовищный самообман. В конце концов, станет очевидно, что любые попытки жить по законам городской общины XVIII века или сохранить изолированность и систему власти племени — не более чем игра. Со временем реально су­ществующая взаимозависимость и технически обусловленное единство частей метрополиса неизбежно потребуют политичес­кого оформления.

 

 


Бостон не только исключительно ярко демонстрирует типич­ный для метрополиса кризис, но также весьма наглядно иллю­стрирует различие между секуляризацией и секуляризмом в его специфически американском варианте. Какой другой город мог бы служить более выразительным символом страны, пережива­ющей смерть своей почтенной, квазисакральной протестантской культуры? И хотя некоторые романтики и мечтатели оплакивают ее конец, многие протестанты восприняли его с тем же облегчением, с каким европейские христиане отнеслись к закату западноевропейской христианской культуры. Видимо, лишь те­перь протестанты впервые настолько освободились от своей культуры, что могут сознательно принять ее или отвергнуть, в соответствии с учением Евангелия. К сожалению, однако, именно теперь, когда появилась эта многообещающая возмож­ность, возникло коварное искушение новой сакрализации обще­ства. Это опасность того, что известный современный теолог Мартин Марти назвал «американским синтоизмом»8. Он имеет в виду формирование так называемой «американской религии имеющей три деноминации: протестантизм, католицизм и иуда­изм. Эту «религию» очень выразительно описал, в частности Уилл Херберг. В ней заключена скрытая опасность для нынешнего экуменического движения, о которой необходимо напо­мнить. Подобно лозунгам «Недели братства», эта идеология внушает нам, что в конце концов мы все американцы и у всех нас общие религиозные истоки.

В своей книге «От государственной Церкви к плюрализму»9 Фрэнклин Литтелл убедительно показал, что это «религиозное прошлое» — в действительности миф и потому нуждается в ре­шительной демифологизации. Многообразные причины привели в Америку людей разных религий (а также и неверующих), и, конечно, не все они были набожными. Сакральная протестантская культура была им навязана. Поэтому секуляризация американского общества сыграла оздоравливающую роль. Она ре­шила давно назревшую проблему: освободила католиков, евреев и других от давления протестантской культуры. При этом секу­ляризация освободила и самих протестантов от тех элементов культуры, которые их сковывали. И было бы очень грустно, если бы католики и евреи, справедливо боровшиеся за депротестантизацию общества и в конечном счете победившие, теперь вместе с протестантами стали создавать новую, тройственную

 


религию, в числе почитаемых основоположников которой сосед­ствовали бы Моисей, Лютер и Фома Аквинский в американской редакции. Сейчас христианам следует поддерживать дальней­шую секуляризацию американского общества, причем они дол­жны понять, что секуляристы, атеисты и агностики не могут быть для них людьми второго сорта.

Нам еще только предстоит оценить тот огромный вклад, ко­торый внес в дело секуляризации Америки Джон Ф.Кеннеди за короткий период своего президентства. Сама его предвыборная кампания ознаменовала конец протестантской культурной геге­монии. И присущий Кеннеди стиль руководства, и его спокой­ный отказ выступать в роли верховного жреца американской ре­лигии чрезвычайно способствовали подлинной и здоровой секуляризации нашего общества. Он был в высшей степени политическим лидером. И хотя многие его решения, особенно касавшиеся проблемы расовой дискриминации, несомненно, были продиктованы его христианским миропониманием. Кен­неди решительно отвергал всякие попытки придать его правле­нию полурелигиозный смысл, который американцы — лишенные монарха gratia Dei — столь часто стремятся придать президент­ской власти. Отрицая всякий религиозный смысл политической власти, Кеннеди, таким образом, делал то же, что и восточноев­ропейские христиане, которые стремятся отделить политические требования коммунистических режимов от их идеологических притязаний.

Возможно, американские секуляристы посланы нам Богом в качестве предупреждения: эпоха сакральных обществ прошла. И может быть, христиане содействовали ее окончанию больше, чем мы думаем. Разделив власть папы и императора и предоста­вив тем самым некоторую предварительную автономию светской сфере, западное христианство положило начало тому процессу, в результате которого возникло современное, открытое и рели­гиозно нейтральное, т.е. секулярное, государство. Но как мы видели, корни секуляризации уходят гораздо глубже. Мы нахо­дим ее предпосылки в библейском рассказе о Сотворении мира, где на человека возлагается забота об этом мире; в" разделении функций царей и пророков в древнем Израиле; в новозаветных предписаниях уважать власти, если они не предъявляют религи­озных требований.

Обязанность американских христиан по отношению к их не­религиозным согражданам состоит не в устрашении, а в том, чтобы обеспечить им возможность оставаться нерелигиозными. Надо помочь им сохранить верность собственным убеждениям, с тем, чтобы их не вовлекли в новый фидеизм — в нетерпимую религию секуляризма. В этой связи представляется очень разум­ным решение Комитета по народному образованию штата Ка­лифорния о том, что школы могут безбоязненно проводить заня-


тия о религии. Комитет заранее выразил доверие учителям, утверждая, что они сами «в состоянии отличить занятия о рели­гии от обязательных богослужений». Знаменательно и дополни­тельное заключение Комитета: «преподавать мировоззрение, отрицающее бытие Бога», столь же противозаконно, как и «пропагандировать какое-либо религиозное учение».

Комитет в своем решении исходит из зрелости американ­ского общества. Он признает, что публичная школа — не место для молитв и религиозных гимнов. Но в отличие от многочис­ленных секуляристов он признает также и то, что агностики и атеисты тоже не имеют права использовать школу для пропа­ганды своих взглядов

 

Примечания

1 Harrison SH India The Most Dangerous Decades Princeton, N3, I960 с 333 и cл.

2 Zabel MD (ed) The Portable Henry James NY,1963, с 499

3 Abbe Michonneau Revolution in a City Parish Westminster, 1949

4 Cox H A Theological Travel Diary — Andover Newton Quarterly November 1963, с 27—28

5 См Gottwitzer H Die marxisnsche Religionskritik und chnslhcher Glaube — Marx Ism ussludieii, Vierte Foige, № 7 Iubingen, 1962

6 Цит по Mumford L The Dry in History NY 1961, с 495

7 О печальной судьбе бостонского Уэст-Энда см Cans И The Urban Villagers NY 1962

8 MartyM Sci-ond Chance for American Protestants NY, 1963.с 72

9 Little From Stale Church to Pluralism Garden City, NY, 1962

 

 


Ч А С ТЬ II

ЦЕРКОВЬ В МИРСКОМ ГРАДЕ

 


Глава 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.