Начало сих загробных состояний — адского и геенского — на земле.
Ежели на земле есть состояние души, удаляющееся от Царствия Небесного, однако же совершенно чуждающееся состояния адского, то это — падение человека по его немощи, неведению и другим причинам, падение и восстание, стремление ума и сердца к небу, по их неземному назначению, а вместе с тем и тяготение плоти к земле; неземная радость по временам, веселящая душу, особенно после всякой добродетели, и угрызения совести, следующие за падением, — такое состояние душ на земле есть начало загробному нерешенному состоянию, где совесть укоряет, а вера и надежда подкрепляют. Но отвергшийся грешник, однако искупленный Иисусом Христом, врачуется здесь, в аду, за неисполнение надлежащего покаяния, сокрушаясь о том, как оскорблял Господа. Сокрушение нерешенному состоянию естественно; оно невозможно в состоянии отверженных. Чувствуя на земле к злу отвращение, однако противу желания творя запрещенное, и почему-либо не успевшие на земле изгладить своих преступлений молитвами, слезами, добрыми делами и другими знаками покаяния по смерти поступают во ад и, не отвергшись Господа Иисуса Христа, и там о имени его преклоняют колена, как поклонялись Господу Иисусу Христу на земле. Ежели, по свидетельству Самого Бога, дается только просящему, то разумеется, и загробная жизнь, блаженная или мучение, зависит от нашей земной жизни. Ежели не было совершенно христианской жизни, то за гробом удел — геенна; если же жизнь на земле была совершенно в духе Христовом, по Его заповедям, то загробный удел — рай. Нерешенное же загробное состояние — ад — соответствует христианской жизни на земле рассеянной, невнимательной, вследствие чего человек переходит в загробный мир, не совершив на земле плодов истинного, деятельного покаяния.
Состояние души по смерти, за гробом — не самовластное, то есть душа не может свободно начать нового рода деятельности. Душа не может начать новый образ мыслей и чувствований, и вообще не может переменить себя и явиться другою, противоположною земной ее жизни, а может в душе только далее раскрываться начатое здесь, на земле. Что загробное состояние имеет своим основанием земную жизнь, сему служит свидетельством слово Божие, дающее земной жизни значение времени сеяния, а загробной жизни — времени жатвы: что сеется, то и жнется; таково значение земной жизни как основания, начала относительно жизни загробной, счастливой или несчастной. Еще в древности в языческом мире был известен нравственный закон самопознания и внимания к себе: каким путем идем? Несамовластие души за гробом открывается из того, что полная самостоятельность души условливается телом как существенною составною частию человека, и что иначе жизнь настоящая не имела бы никакой цели и цены по отношению к будущей, по учению святого апостола Павла, что "сеян в плоть свою, от плоти пожнет нетление" (Тал. 6, 8). Сам Господь Иисус Христос научил, что всякий неверующий уже осужден; следовательно, состояние его души, пока пребывает в неверии, есть начало геенской вечной жизни, и такой неверующий по смерти как уже на земле осужденный за неверие не подлежит частному суду Христову, а прямо поступает в загробное ему соответственное состояние — состояние вечной смерти, в предначатие вечного мучения — в геенну.
Зло станет все более и более развиваться в вечности. Этим развитием объясняется мучение, потому что оно есть следствие непрестанного, скорбного действия на чувства. А постоянно одно и то же ощущение притупляет чувства, и душа делается равнодушною, бесчувственною к ощущаемому, что не согласно с ее бессмертием. И со скорбью, и с одним и тем же наказанием наконец душа свыкается, и ощущение не производит скорби. А ежели нет скорби, значит, нет мучения. Из слов Иисуса Христа видно, что геенна может быть внутри нас так точно, как бывает внутри нас Царствие Божие. Много ли спокойных, которые работают страстям? Удовольствие от страсти — моментально; страсть удовлетворена, но тотчас же она воспламеняется с новою силою. Хорошо, если удовлетворяется, а если нет, например сребролюбие и др., то неудовлетворенная страсть производит скорбь, злобу, ненависть; вот начало предвкушения геенны внутри нас. Душа, находящая удовольствие в удовлетворении страстей, за гробом, разумеется, не встретит предмета, который услаждал ее на земле. Если душа на земле действовала без Христа и не по Его святейшей воле, то в загробной жизни это отчуждение от Христа будет погибелью и отчаянным уделом.
Заключим все сказанное нами о начале сего геенского загробного состояния на земле свидетельством самого слова Божия, что основание его полагается на земле. Не любящий ближнего пребывает в смерти, то есть в таком душевном состоянии, при котором человек находится в удалении от Бога, а следовательно, и не в общении с Ним; а такое состояние как совершенно противоположное состояние райскому и есть уже на земле начало загробного геенского состояния, состояния вражды, злобы, ненависти, состояния, совершенно чуждого любви. Ежели же внутри нас не Царствие Божие, то значит — геенна еще на земле. Это духовно-нравственное состояние души на земле естественно должно иметь себе и за гробом соответствие в духовно-нравственном царстве. Такая истина заключена и в словах Иисуса Христа: не верующий на земле уже находится в состоянии осуждения. Осужденное состояние на земле имеет соответствие и за гробом — геенну.