Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Святые ученики Христовы и апостолы утешали и услаждали себя и всех верующих небесною надеждою всегдашнего единения со Иисусом Христом и между собою (1 Фес. 4, 13-18)




В первом периоде прославление праведников двоякое: на небе — в Церкви торжествующей и на земле — в Церкви воинствующей.

Первую истину о блаженстве святых тотчас же по смерти на небе, в раю, высказал Сам Господь Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре, что Лазарь тотчас по смерти был ангелами отнесен на лоно Авраамово; или в другом месте: "В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14,2-3). Под приготовлением и взятием апостолов разумеется отшествие, смерть каждого из них, за которой получится обещание быть вечно с Господом. Вот свидетельство Господа, что святые, угодившие Богу, и праведники тотчас по смерти душами своими в загробном мире вступают в предначатие вечного блаженства чрез непосредственное и тесное единение с Господом и чрез участие в славе Его.

Эти слова Господа, обращенные к смущенным ученикам-апостолам при наступлении приближавшегося времени разлучения их (разумеется, видимого) с возлюбленным Господом Иисусом Христом, растворенные верою в духовный, невидимый союз, чрез сошествие Святаго Духа, долженствовавшего на веки учеников Христовых и вообще всех верных Ему привести в теснейшее единение и неразрывный союз с Господом Иисусом Христом, дали им силу в деле проповеди. "Днесь со Мною будеши в рай", — сказал Господь благоразумному покаявшемуся разбойнику на кресте, значит, с момента нашего перехода в загробный мир ты будешь вечно в раю со Мною, а следовательно, и участником славы Моей.

Пред самым крестным страданием Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Богу Отцу о Себе, о святых учениках и вообще о всех истинно верующих в Него просил: "Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идехе есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Ин. 17, 24). Это желание, воля, как бы завещание, молитва Господа Иисуса Христа, совершенно согласная с волею Отца Небесного, есть явное доказательство для всей Церкви Христовой, то есть для всех истинных, живых ее членов, что они тотчас по смерти, по переходе в загробный мир будут с Господом на небе, в раю и будут участниками Его славы. Достойные Царствия Небесного по переходе в загробный мир тотчас же будут там, где и Господь пребывает как Богочеловек с прославленным Своим телом.

Загробный мир, загробная жизнь Самим Господом раскрыты человеку, еще на земле пребывающему, раскрыты настолько, насколько ограниченный ум вместить может. Итак, вот картина загробного состояния праведников в раю в первый период загробной жизни: они с Господом Иисусом Христом, сонаследники Царствия Небесного и вместе с Ним сопрославляются.

Святые апостолы были уверены в истине учения Господа о пребывании верных с Ним в загробном мире, тотчас же по разлучении на земле души от тела, которое предается земле, как семя для произрастания нового тела, а душа верная идет к Господу. Эту свою веру в непреложность сей истины засвидетельствовали они и словом, и писанием. Святой апостол Павел, горевший любовию к Господу, относительно себя самого писал: "Обдержимь же есмь от обою, желание имый разрешитися, и со Христом быти, много паче лучше: а ежели пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради" (Флп. 1, 23-24). В другом же месте эту истину пребывания верных со Христом в первом периоде загробной жизни исповедует от лица всех апостолов: "вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесах... Дерзаем же и благоволим паче отьити от тела... и внити ко Господу" (2 Кор. 5, 1, 8). Здесь святой апостол выражает ту мысль: мы знаем, что по смерти — разрушении земной нашей храмины, то есть нашего тела, — имеем тотчас же нерукотворенную храмину на небесах, то есть вдруг душа по отделении от тела отходит к Господу и со Иисусом Христом пребывает вечно. Утешает же всех христиан не скорбеть о смерти близких сердцу, уверяя, что они с Господом в обителях Отца Небесного.

Действительность обещанного Господом, что праведники по отшествии от земли и после частного суда пребывают с Ним, видел святой апостол Иоанн в Откровении: на небе окрест престола двадцать четыре престола, и на них старцы в белых ризах и с золотыми венцами на головах (Апок. 4, 4); далее, видел под небесным алтарем души избиенных за Слово Божие и за свидетельство, еже имеяху (6, 9); еще видел народ мног, егоже исчести никто не может, от всякаго языка, и колена, и людей и племен, стоявший пред престолом и пред Агнцем, в белых ризах с финиками в руках и взывающий: спасение селящему на Престоле Богу нашему и Агнцу (7, 9-10).

Учение Святой Православной Церкви о загробной блаженной жизни праведников тотчас же по смерти в теснейшем единении и общении с Господом Иисусом Христом выражалось в писаниях святых отцов и учителей Церкви. В творениях их (писаниях) по сему предмету загробной жизни праведников в первый период главная мысль — одна общая для всех как истина, уже не имеющая нужды в подкреплении, высказанная Господом, повторенная святым апостолом Павлом и в действительности открытая святому Иоанну Богослову.

Блага райской жизни, как внутренние (блага для духа и души), так и внешние (для тела), составляющие загробное состояние праведников в раю или просто их блаженство, имеют главным основанием — Бога, источника всего истинного, доброго и прекрасного, с которым, по учению апостола Павла, праведники будут жить вечно: и тако всегда с Господом будем... жить и зреть лицем к лицу. Итак, жить и непрестанно видеть Бога есть такое состояние человека, при котором все наши желания делаются удовлетворенными, так что уже человеку не остается ничего более и желать; все чувства, как внутренние, так и внешние, совершенно удовлетворены. А как первый период загробного состояния души, по учению Церкви, есть продолжение бытия души без тела, то блаженство души в сей период состоит только в удовлетворении одних внутренних чувств — внутреннее духовное наслаждение духовными благами, действие внутренних чувств, действие радостотворное, но еще не совершенное, так как тело примет участие в блаженстве только по соединении с душою. Об этом состоянии райской жизни писал и пророк Давид: "Насыщуся внегда явити ми ся славе Твоей" (Пс. 16, 15). На земле при исполнении наших желаний, при всех Твоих благословениях всегда чего-то еще недостает; но за гробом, когда буду с Тобою, буду видеть Тебя лицом к лицу, яко же есть: тогда буду доволен своим бытием — насыщуся, все чувства будут удовлетворены. Блаженное состояние души, или ее блаженство, есть известное ее состояние при особенных условиях, выражающееся в известных действиях, внутренних и внешних, без которых блаженство невозможно.

В содержание блаженства, не допускающего и малейшей тени печали, входит и радость от сопребывания и общения со своими, и в особенности с близкими и дорогими нашему сердцу. Так, святитель Димитрий Ростовский о сем предмете пишет: "Праведники, видя себя прославленными в царствии Отца их Небесного, не только себя, но и своих близких прославленными, сердца их исполнятся вечной, необъяснимой словами радости. Возрадуется отец о спасении сына, сын — о спасении отца, мать — о дочери и дочь — о матери, муж — о спасении любимой жены и жена — о муже, возрадуются братья и сестры о спасении своих бра-тий и сестер; родственники возрадуются о родственниках, ближние — о ближних и знаемые — о знаемых и о спасении незнаемых, ибо во всех будет единодушная, единосердечная любовь как к Богу, так и друг к другу, не разоримая и никогда не отпадающая любовь" (Сочинения святителя Димитрия Ростовского, ч. 5, с. 111). Все возрадуются взаимною радостью от взаимного сочувствия друг к другу. Иначе и быть не может; исполнение естественного психического закона сочувствий — радоваться с радующимися и плакать с плачущими.

Жизнь, состояние, деятельность души — одно и то же. Где жизнь, там и состояние, или деятельность, которая может быть или блаженство, или мучение. В постоянном достижении всех возвышенных, не земных, а духовных мыслей, желаний и чувствований, к которым сродна душа со всеми своими силами, заключается естественное назначение жизни и деятельности, в достижении которых заключается блаженство. Вечная смена природных желаний, в достижении которых заключается потому и вечное блаженство, которое, по учению апостола Павла, двоякое: внутреннее и внешнее.

В первом периоде райской жизни блаженствует только одна душа. Только при посредстве чувств душа находится или в состоянии блаженства, или в состоянии скорби. Без чувств нет ни блаженства, ни мучения. А как чувства бывают внутренние и внешние, то и самое блаженство и мучение будут и внутренние и внешние. Душа блаженствует, когда все желания ее удовлетворены благами внутренними и внешними. Пользование внутренними благами составит внутреннее блаженство, а внешними — внешнее блаженство. Итак, в состав блаженства входят, во-первых, внутреннее блаженство, и во-вторых, внешнее блаженство. Содержание блаженства внутреннего и внешнего следующее. Внутреннее блаженство составляют: а) отношение души к Богу, или деятельность относительно Бога и б) отношение самой к себе, или ее внутренняя деятельность — глубокое самопознание, проникнутое совершенно радостотворным действием награждающей и оправдывающей совести. Внешнее блаженство составляет отношение души ко всему ее окружающему, или ее деятельность относительно всего, вне ее находящегося, а именно: а) отношение или ее деятельность относительно духовно-нравственных существ, ее окружающих, блаженных духов и святых душ и б) отношение ее ко всей райской природе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.